Основные идеи программы.

Одно из условий освоения программы «Бумажное царство» – стиль общения педагога с детьми и на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

На занятиях происходит тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для творца не существует. Любой предмет, любая находка могут быть преображены ими и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы можно использовать аудиозаписи со звуками живой природы. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Цель программы:всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие

детей, создание условий для самореализации ребенка в

творчестве, расширение кругозора.

Задачи программы:

1.Обучающие:

1.Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

2.Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;

3.Обучение различным приемам работы с бумагой;

4.Знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

5.Формирование образного, пространственного мышления и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;

2.Развивающие:

1.Развитие внимания, памяти, пространственного воображения;

2.Развитие мелкой моторики рук и глазомера;

3.Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

4.Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;

3.Воспитательные:

1.Воспитание интереса к искусству оригами;

2.Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;

3.Коррекция поведения, формирование умения общаться друг с другом, работать в коллективе, помогать друг другу и получать радость от общения.

Организационные принципы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: с 9 лет.

Сроки реализации программы: 1 год (36 ч).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 мин.

При формировании группы учитывается возраст, уровень развития ребенка. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 6-8 человек.

Учитывая комплексный подход к развитию ребенка, занятия ведутся во взаимосвязи с работой психологов, логопедов и педагогов других коррекционных занятий.

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

1.Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

2.Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);

3.Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1.Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

2.Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

3.Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

4.Исследовательский – самостоятельная творческая работа.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

1.Фронтальный – одновременная работа со всеми;

2.Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

3.Групповой – организация работы в группах;

4.Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования.

Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы.

Программа «Бумажное царство» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.