Основные идеи программы.
Одно из условий освоения программы «Бумажное царство» – стиль общения педагога с детьми и на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
На занятиях происходит тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для творца не существует. Любой предмет, любая находка могут быть преображены ими и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы можно использовать аудиозаписи со звуками живой природы. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Цель программы:всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие
детей, создание условий для самореализации ребенка в
творчестве, расширение кругозора.
Задачи программы:
1.Обучающие:
1.Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
2.Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
3.Обучение различным приемам работы с бумагой;
4.Знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
5.Формирование образного, пространственного мышления и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
2.Развивающие:
1.Развитие внимания, памяти, пространственного воображения;
2.Развитие мелкой моторики рук и глазомера;
3.Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
4.Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
3.Воспитательные:
1.Воспитание интереса к искусству оригами;
2.Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
3.Коррекция поведения, формирование умения общаться друг с другом, работать в коллективе, помогать друг другу и получать радость от общения.
Организационные принципы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: с 9 лет.
Сроки реализации программы: 1 год (36 ч).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 мин.
При формировании группы учитывается возраст, уровень развития ребенка. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 6-8 человек.
Учитывая комплексный подход к развитию ребенка, занятия ведутся во взаимосвязи с работой психологов, логопедов и педагогов других коррекционных занятий.
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
1.Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
2.Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
3.Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1.Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
2.Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
3.Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
4.Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
1.Фронтальный – одновременная работа со всеми;
2.Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
3.Групповой – организация работы в группах;
4.Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования.
Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы.
Программа «Бумажное царство» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.