Пояснительная записка
Высшего профессионального образования
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
«Утверждаю»
Проректор по учебно-организационной работе
________ А.А. Мить
« » ____________ 20__ г.
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО
ЭКЗАМЕНА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – 040101 – СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Кемерово 2012
Программа государственного междисциплинарного экзамена по социальной работе разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 040101 «Социальная работа», утвержденным 10.03.2000 г.
Программа междисциплинарного государственного экзамена
обсуждена и одобрена
Ученым советом социально-психологического факультета
Протокол №от «___» _____________________ 20__ г.
Программа междисциплинарного государственного экзамена
обсуждена и одобрена Методической комиссией
социально-психологического факультета
Протокол №от «___» _____________________ 20__ г.
Председатель методической комиссии СПФ___________М.Н. Большакова
Программа обсуждена
на заседании кафедры социальной психологии и
психосоциальных технологий
Протокол №от «___» _____________________ 20__ г.
Зав. кафедрой____________М.С. Яницкий
Программа обсуждена
на заседании кафедры социальной работы
и менеджмента социальной сферы
Протокол №от «___» _____________________ 2013 г.
Зав. кафедрой ____________ Т.Н. Мартынова
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка...........................................................................................4
Содержание дисциплин государственного междисциплинарного экзамена....................................................................................................................7
Учебно-методическое обеспечение дисциплин государственного
междисциплинарного экзамена
Литература для подготовки к государственному междисциплинарному
экзамену..................................................................................................................34
Вопросы для подготовки к государственному междисциплинарному
экзамену..................................................................................................................46
Пояснительная записка
Итоговый государственный междисциплинарный комплексный экзамен по специальности 040101 Социальная работа – завершающий этап в подготовке специалиста, способного осуществлять различные виды профессиональной деятельности.
Программа государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам для студентов специальности «Социальная работа» социально-психологического факультета Кемеровского Государственного университета построена в соответствии с образовательной профессиональной программой, с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности 040101«Социальная работа», 2000 г.
Назначение программы – обеспечить полноценную подготовку студентов к сдаче государственного экзамена.
Программа носит обобщающий характер, нацелена на формирование у выпускников комплексного и целостного знания, отвечающего заключительному этапу подготовки специалиста.Соответственно это позволяет использовать при подготовке те литературные и исследовательские источники, которые уже изучены студентами и на которых они опирались при подготовке к зачетам и экзаменам в процессе обучения.Фиксируемое программой содержание профессионального образования не является всеобъемлющей копией изучавшегося в вузе материала, а ориентирует процесс подготовки к выпускному экзамену на знание наиболее существенных компонентов содержания учебных дисциплин.Программа комплексного экзамена включает вопросы по дисциплинам цикла ОПД (общепрофессиональные дисциплины) – «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная политика», «Профессионально-этические основы социальной работы», «Методика исследований в социальной работе» и т. д.; дисциплинам цикла СД (специальные дисциплины) – «Семьеведение», «Гендерология и феминология», «Проблемы социальной работы с молодежью»,«Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций» и т.д., которые являются основой профессиональной подготовки специалиста по социальной работе.
В соответствии с задачей комплексного экзамена на заключительном этапе обучения вопросы приводятся в виде обобщенной итоговой совокупности, характеризующей целостную подготовку специалиста.
Овладение знаниями, предусмотренными содержанием данных учебных дисциплин, является неотъемлемой частью готовности специалиста к профессиональной деятельности в государственных и негосударственных социальных службах, организациях и учреждениях системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п.
Цель государственного междисциплинарного комплексного экзамена состоит в том, чтобы выявить подготовку выпускника к решению профессиональных задач.
Студент должен знать:
- основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом; иметь представление о месте социальной работы в системе других наук, ее предмете, принципах, системе методов исследования и деятельности, об организации, содержании социальной работы, ее основных направлениях;
- понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;
- сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;
- профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;
- основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;
- основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;
- основы социальной медицины;
- основы правового обеспечения социальной работы;
Студент должен уметь:
- осуществлять сбор и обработку информации о системе социальной работы;
- осуществлять анализ и мониторинг состояния и развития объектов социальной работы;
- организовывать и проводить психосоциальную, социально-педагогическую и социально-медицинскую работу;
Студент должен владеть:
- навыками организации и управления в социальных учреждениях и службах;
- основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;
- методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;
- методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;
- основными методами психолого-педагогической деятельности;
- методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах;
- основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.