ХОД РАБОТЫ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы особенности восприятия формы при пассивном осязании?
2. В чем состоит специфика восприятия формы при активном осязании?
3. Каковы функции движения пальцев в процессе активного осязания?
4. Какова роль движения пальцев в процессе построения, измерения, контроля и коррекции осязательного образа?
5. Какова роль осязания в практической деятельности людей?
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Студенты в парах, выполняя поочередно роль экспериментатора и испытуемого, выполняют и фиксируют задания опытов.
2. По каждому из опытов делаются письменные выводы.
ХОД РАБОТЫ
Опыт 1/1. Значение контура предмета для тактильного и зрительного восприятия (по методу Фолькельта).
Цель. Показать роль объективных и субъективных факторов в процессе восприятия.
Материал. Несколько трафаретов (сделанных из плотного картона или металла), в которых были бы представлены тупые и острые углы; рисунки этих же трафаретов на плотных листах бумаги (рис. 1).
Ход опыта. Опыт проводят последовательно с 4—5 испытуемыми. Проведение опыта с каждым из испытуемых состоит из двух этапов.
На первом этапе испытуемый садится за стол и кладет перед собой бумагу и карандаш. Опускает руки под стол. Ему предлагают ощупать заготовленный трафарет (смотреть на фигуру нельзя). Экспериментатор осторожно отбирает трафарет и просит испытуемого нарисовать фигуру на бумаге. После этого рисунок отбирают.
На втором этапе испытуемому показывают тот же трафарет нарисованным на бумаге. Через минуту убирают рисунок и просят испытуемого нарисовать фигуру на чистом листе бумаги.
Ход опыта фиксируют в протоколе:
Фамилии испытуемых | Особенности отражения | |||
Тактильно-моторное | Зрительное | |||
Особенности контура предмета | Особенности поведения- испытуемого | Особенности рисунка | Особенности поведения испытуемого | |
На основе анализа полученных в эксперименте показаний сделать выводы:
при тактильно-моторном и зрительном восприятии предметов ведущую роль играет правильное отражение контура предметов;
поведение и действия испытуемого при тактильно-моторном и зрительном восприятии этого же предмета зависят от особенностей предмета;
в протекании осязательного и зрительного восприятия обнаруживаются индивидуальные особенности испытуемых?