ХОД РАБОТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы особенности восприятия формы при пассивном осязании?

2. В чем состоит специфика восприятия формы при активном осязании?

3. Каковы функции движения пальцев в процессе активного осязания?

4. Какова роль движения пальцев в процессе построения, измерения, кон­троля и коррекции осязательного образа?

5. Какова роль осязания в практической деятельности людей?

 

 

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Студенты в парах, выполняя поочередно роль экспериментатора и испытуемого, выполняют и фиксируют задания опытов.

2. По каждому из опытов делаются письменные выводы.

ХОД РАБОТЫ

Опыт 1/1. Значение контура предмета для тактильного и зрительного вос­приятия (по методу Фолькельта).

Цель. Показать роль объективных и субъективных факторов в процессе восприятия.

Материал. Несколько тра­фаретов (сделанных из плот­ного картона или металла), в которых были бы пред­ставлены тупые и острые углы; рисунки этих же тра­фаретов на плотных листах бумаги (рис. 1).

Ход опыта. Опыт прово­дят последовательно с 4—5 испытуемыми. Проведение опыта с каждым из испытуе­мых состоит из двух эта­пов.

На первом этапе испытуемый садится за стол и кладет перед собой бумагу и карандаш. Опускает руки под стол. Ему пред­лагают ощупать заготовленный трафарет (смотреть на фигуру нельзя). Экспериментатор осторожно отбирает трафарет и про­сит испытуемого нарисовать фигуру на бумаге. После этого рисунок отбирают.

На втором этапе испытуемому показывают тот же трафарет нарисованным на бумаге. Через минуту убирают рисунок и просят испытуемого нарисовать фигуру на чистом листе бу­маги.

Ход опыта фиксируют в протоколе:

Фамилии испытуемых Особенности отражения
Тактильно-моторное Зрительное
Особенности контура предмета Особенности поведения- испытуемого Особенности рисунка Особенности поведения испытуемого
         

На основе анализа полученных в эксперименте показаний сделать выводы:

при тактильно-моторном и зрительном восприятии предме­тов ведущую роль играет правильное отражение контура пред­метов;

поведение и действия испытуемого при тактильно-моторном и зрительном восприятии этого же предмета зависят от особен­ностей предмета;

в протекании осязательного и зрительного восприятия обна­руживаются индивидуальные особенности испытуемых?