ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ 4. СИНТАКСИС
Практичне заняття 4. Синтаксичні одиниці
Синтаксические единицы
План:
1. Объекты и единицы синтаксиса.
2. Предложение – основная синтаксическая единица. Его отличие от словосочетания.
3. Вопрос о синтаксеме и сложном синтаксическом целом как единицах синтаксиса.
4. Понятие синтаксической связи. Предложенческая и присловная связь.
5. Предикативная связь.
6. Сочинительная связь. Открытость и закрытость сочинительной связи. Отличие сочинения от подчинения.
7. Синтаксические отношения.
8. Способы синтаксической связи.
Задание:охарактеризуйте синтаксическую связь в предложениях:
1. Никогда еще он не испытывал такого удовольствия мечтать, как теперь, когда, разнеженный теплом и сытостью, он сидел в кресле (А.Куприн). 2. Смешной особенностью печника было навязчивое стремление внушать людям любовь к чистоте, благообразию, порядку (М. Горький). 3. В подвале с маленькими окнами, закрытыми снаружи частой проволочной сеткой, под сводчатым потолком стоит облако пара, смешанное с дымом махорки (М. Горький). 4. Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил, только б тонко касаться руки и волос твоих цветом в осень (С. Есенин). 5. Внизу на тротуаре спешило по делам местное население: чиновники, дамы с собачками, дамы с корзинками (Н. Ильина).
Образец выполнения:
Смешной особенностью печника было навязчивое стремление внушать людям любовь к чистоте, благообразию, порядку (М. Горький).
Синтаксическими связями, выделяемыми на п р е д л о ж е н ч е с к о м уровне, являются:
- предикативная связь (между подлежащим и сказуемым стремление было особенностью);
- бессоюзная связь (в ряду однородных членов к чистоте,благообразию, порядку).
На п р и с л о в н о м уровне выделяются типы подчинительной связи в словосочетаниях: смешной особенностью, навязчивое стремление (согласование); внушать людям, любовь к чистоте (благообразию, порядку), особенностью печника (управление); стремление внушать (примыкание).
Литература:
1. Кононенко, В.И., Брицын М.А., Ганич Д.И. Русский язык. – К., 1986.
2. Русский язык /под ред. Р.Н. Попова. – М., 1986.
Практичне заняття 5.
Просте речення як багатоаспектна одиниця мови та мовлення.