Повесть Н.М.Карамзина «Остров Борнгольм»

 

Повесть Н.М.Карамзина является, несомненно, одним из первых и самых ярких для России проявлений предромантизма - мотивы двоемирия, тайны, роковой любви; недосказанность, готическая мистика; напряженный драматизм и эмоциональность языка.

Написанная и опубликованная в 1794 году в альманахе «Аглая» повесть «Остров Борнгольм» рассказывает о возвращении путешественника из Англии в Россию морем. Смысловым центром повести становится таинственная история двух незнакомцев, встреченных повествователем на его возвратном пути на родину: болезненного вида юноши в английском городе Гревзенде и девушки, заточенной в подвале готического замка на острове Борнгольм. Повесть заканчивается в тот самый момент, когда путешественник узнает страшную тайну молодых людей, которая не сообщается читателям. Вся поэтика повести, восходящая к традиции европейского готического романа подчинена одной цели: сгустить атмосферу страшной тайны до предела.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Поэтика русского предромантизма. Охарактеризовать предромантизм как историко-литературное явление.

2. Сюжет и композиция повести Карамзина «Остров Борнгольм». «Разорванная» композиция, ее роль в идейно-тематической организации повести. Основные сюжетные линии. Специфика любовной коллизии повести.

3. Мотивы двоемирия, мировой скорби, тайны, роковой любви, инцеста в повести Карамзина. Антитеза «свобода – мораль» как источник нравственных противоречий героев.

4. Особенности изображения человека в произведениях предромантизма. Система образов в повести Карамзина. Идея противостояния личности и общества и ее художественное воплощение в произведении. Образ повествователя.

5. Основные приемы изображения природы в повести «Остров Борнгольм».

 

Письменное задание:

Прочитайте еще одну предромантическую повесть Н.М.Карамзина «Сиерра-Морена». Найдите в тексте повести «Сиерра-Морена» элементы предромантизма. Поясните.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Карамзин Н.М. Остров Борнгольм.

2. Учебники по истории русской литературы XVIII века.

3. Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // XVIII век. Сб.8. Л., 1969.

4. Федоров В.И. От классицизма к романтизму: Формирование нового художественного стиля. От сентиментализма к романтизму: Поиски нового поэтического содержания и форм его выражения // История романтизма в русской литературе. М., 1979.

5. Грихин В.А. Русская романтическая повесть первой трети XIX века // Русская романтическая повесть. М., 1983.

6. Кочеткова Н.Д. Русский сентиментализм (Н.М.Карамзин и его окружение) // Русский романтизм. Л., 1978.

7. Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Статья 3: Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983.

8. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов XIX века. М., 1985.

9. Елистратова А.А. Предромантизм // История всемирной литературы. М., 1988. Т.5.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

 

 

Стихотворение И.И.Дмитриева «Стонет сизый голубочек…»

 

«Стонет сизый голубочек» И.И.Дмитриева считается классическим образцом поэзии русского сентиментализма. Благодаря изяществу слога и глубине лирического чувства стихотворение стало популярным в обществе, а его создатель попал в число модных поэтов. Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость стихотворения, автор в нем сумел поставить целый комплекс этико-философских проблем, касающихся взаимоотношений мужчины и женщины. И.И.Дмитриев создал особую философию любви, показал красоту духовного общения, встал на защиту непреложных нравственных принципов в жизни человеческого сердца. Поэт доказывал в стихотворении, что высшая ценность любви заключается в чувстве ответственности за жизнь и счастье друг друга, в забвении личных эгоистических стремлений ради благополучия ближнего. И.И.Дмитриев стремился к предельной ясности и смысловой точности стиха, не использовал в стихотворении иностранной лексики, а обратился к выявлению скрытых возможностей эстетически выразительной народной речи.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Этико-философское содержание стихотворения. Философия любви в русском сентиментализме и предромантизме, особенности ее художественного преломления в произведении И.И.Дмитриева.

2. Жанровое своеобразие стихотворения. Специфика литературной песни, характер взаимодействия литературы и фольклора. Использование автором песни элегических, балладных и басенных мотивов.

3. Композиция стихотворения. Связь кольцевой композиции с идейно-художественным содержанием песни. Наличие двух сюжетных линий и принципы взаимодействия между ними в произведении. Главные приемы создания образов, роль символики.

4. Система тропов и словесно-стилистических средств в «Сизом голубочке». «Музыкальность» стиха; основные приемы, с помощью которых поэт достигает этого эффекта (анафорические построения, лексические повторы, звукопись). Особенности ритмической организации стихотворения.

5. Значение поэзии И.И.Дмитриева в формировании стилистических норм салонно-литературной речи конца XVIII века. Эстетизация языка художественной литературы.

 

 

Письменное задание:

 

1. Найдите в тексте стихотворения элементы любовной баллады, элегии и басни. Что сближает стихотворение «Стонет сизый голубочек» с сентиментализмом, а что - с предромантизмом?

2. В середине 19 века песня И.Дмитриева получила фольклорную обработку и под названием «Стонет сизенький да голубочек» вошла в репертуар русской народной поэзии. Сравните фольклорный вариант и авторское стихотворение (тексты см. в приложении к заданию).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дмитриев И.И. Стонет сизый голубочек… (любое издание).

2. Учебники по русской литературе XVIII века.

3. Кочеткова Н.Д. Поэзия русского сентиментализма. Н.М.Карамзин. И.И.Дмитриев // История русской поэзии. Л., 1968. Т.1. С.171-174.

4. Новикова А.М. Русская поэзия XVIII – первой половины XIX века и народная песня. М., 1982.

5. С. 41-44, 185-186.

6. Песков А.М. Поэт и стихотворец Иван Иванович Дмитриев // Дмитриев И.И. Сочинения. М., 1986. С.5-20.

7. Макогоненко Г.П. Рядовой на Пинде воин: Поэзия Ивана Дмитриева // Макогоненко Г.П. Избранные работы. Л., 1987. С.8-73.

8. Виноградов В.В. Стилистические нормы салонно-литературной речи // Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX веков. М., 1982. С.191-197.

 

Тексты

 

И.И. Дмитриев «Стонет сизый голубочек» (1972) Стонет сизый голубочек, Стонет он и день и ночь; Миленький его дружочек Отлетел надолго прочь. Он уж боле не воркует И пшенички не клюет; Всё тоскует, всё тоскует И тихонько слезы льет. С нежной ветки на другую Перепархивает он И подружку дорогую Ждет к себе со всех сторон. Ждет ее... увы! но тщетно, Знать, судил ему так рок! Сохнет, сохнет неприметно Страстный, верный голубок. Он ко травке прилегает, Носик в перья завернул; Уж не стонет, не вздыхает; Голубок... навек уснул! Вдруг голубка прилетела, Приуныв, издалека, Над своим любезным села, Будит, будит голубка; Плачет, стонет, сердцем ноя, Ходит милого вокруг — Но... увы! прелестна Хлоя! Не проснется милый друг! «Стонет сизенький да голубочек» Стонет сизенький да голубочек, Стонет он и день и ночь, Мой то миленький дружочек Отлетел надолго прочь Ждет подружку дорогую, Ждет ее со всех сторон, Вот он больше не воркует И пшенички голубь не клюет Все тоскует, плачет и горюет, Потихоньку слезы льет Да с нижней веточки да на вторую Перепархивает голубок Он ко травке припадает, Носик в перья завернул Завернувши нос во перья, Знать, вовеки он уснул Сидит Маша у окошка, Держит в руках голубка "Взвейся, серенький голубчик, Взвейся выше подымись, На то место опустися, Он живет, меня не знает, Знать, навеки позабыл"