ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
ТЕМА: Изучение методов классификации потребительских товаров
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:Распознавание разновидностей методов классификации: иерархического и фасетного, установление их достоинств и недостатков.
ЗАДАЧИ:
· Рассмотреть и изучить достоинства и недостатки методов классификации и кодирования товаров
· Изучить разделы НД «Требования к качеству», «Классификация»
· Обучить выявлять объекты классификации и классификационные признаки
· Обучить составлять схемы классификации фасетным и иерархическим методами
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:стандарты на продукцию
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:микрогруппой (по два человека в группе)
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. -методы классификации
- объекты классификации
- виды и классификацию классификаторов
- структуру ОКП
2.- достоинства и недостатки методов кодирования и классификации
- классификационные признаки, положенные в основу деления множества на подмножества
- показатели качества, регламентированные НД
- виды НД
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- анализировать требования к качеству товаров по НД
- распознавать методы классификации;
- составлять схемы классификации;
- устанавливать преимущества и недостатки методов классификации.
ЗАДАНИЕ 1.Установите и запишите преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации, а также методов кодирования. Результаты оформите в виде таблицы.
Метод | Достоинства | Недостатки |
Методы классификации | ||
Иерархический | ||
Фасетный | ||
Методы кодирования | ||
Порядковый | ||
Серийно-порядковый | ||
Последовательный | ||
Параллельный |
ЗАДАНИЕ 2.Проанализируйте разделы двух стандартов на продукцию: «Классификация ассортимента» и «Требования к качеству». Укажите объекты классификации и классификационные признаки, положенные в основу деления множества на подмножества.
ЗАДАНИЕ 3.Напишите схемы классификации ассортимента и показателей качества исследуемых товаров однородной группы или вида.
ЗАДАНИЕ 4. Составьте самостоятельно две схемы классификации иерархическим методом (не менее 3 ступеней) и фасетным (не менее 3 независимых группировок). Объектами классификации могут служить товары, окружающие предметы, люди, явления, документы и другие объекты.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
· Дайте понятие классификация как метод товароведения
· Что является объектов классификации
· Перечислите признаки классификации
· Дайте характеристику иерархического метода классификации, приведите примеры
· Дайте характеристику фасетного метода классификации, приведите примеры
Перечислите правила классификации фасетным и иерархическим методами
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5,6
ТЕМА: Расчет показателей ассортимента и анализ ассортиментной политики торговых организаций
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:Закрепление теоретических знаний в области ассортимента, приобретение умений сбора информации об ассортименте торговых фирм, расчета ассортиментных показателей, их сравнительного анализа и оценки для установления оптимальности ассортиментной политики в конкретных фирмах
ЗАДАЧИ:
· Изучить ассортимент товаров конкретного наименования в магазинах г. Кирова
· Обработать информацию по сбору данных
· Изучить порядок расчета показателей ассортимента
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:ассортимент товаров в магазине
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:репродуктивный, аналитический и поисковый
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. -классификацию ассортимента
- основные понятия в области ассортимента
- свойства и показатели ассортимента
2.- порядок управления ассортиментом
- факторы, влияющие на формирование ассортимента
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- уметь рассчитывать показатели ассортимента;
- анализировать результаты по показателям ассортимента;
- рассчитывать структуру ассортимента;
- анализировать и оценивать рациональность ассортиментной политики.
ЗАДАНИЕ 1.Собрать информацию об ассортименте и ценах на товары однородной группы отечественного и импортного производства в трех торговых предприятиях и оформить ее в виде таблицы 1. Информация собирается 2 раза с интервалом 5-10 дней.
Таблица 1
Перечень и цены_______________________________________________
(название однородной группы товаров)
Перечень товаров однородной группы (Шб) | Наименования торговой фирмы и сроки обследования | |||||
Исходные данные | Через ……. дней | Исходные данные | Через ……. дней | Исходные данные | Через ……. дней | |
Отечественные товары | ||||||
Импортные товары |
Примечание: перечень товаров включает все наименования товаров, в том числе вид, подвид, а также вид упаковки и расфасовку. В графах, отражающих наименование конкретной фирмы, в строке с наименованием товара ставится цена на товар, имеющийся в продаже, или знак (+) (наличие в продаже), или (-) (в продаже отсутствует).
Данные о ценах необходимы для расчета структуры ассортимента.
ЗАДАНИЕ 2.Рассчитать показатели ассортимента: широту, полноту, устойчивость, новизну, рациональность.
Расчет показателей производится по формулам
Расчет показателей производится по формулам
Кш = Шф / Шб · 100%
где Кш — коэффициент широты, %;
Шф — фактическая широта наименований товаров разнородных и однородных групп (для учебных целей собирается информация только по одной группе);
Шб — базовая широта.
В качестве базовой широты могут быть приняты
1) максимальное количество наименований товаров исследуемой группы, обнаруженное во всех обследованных магазинах;
2) количество наименований товаров, регламентированной действующими стандартами (только для отечественных товаров).
3) количество наименований товаров исследуемой группы, предлагаемой на рынке (информацию можно получить из рекламных изданий).
Кп = Пф / Пб · 100%,
где Кп — коэффициент полноты, %;
Пф — фактическое количество товаров однородной подгруппы;
Пб - базовая полнота.
Определяется аналогично базовой широте, но для конкретных подгрупп
Ку = Уф / Шб · 100%,
где Ку — коэффициент устойчивости, %.
Уф — количество товаров однородной группы товаров, пользующихся устойчивым спросом (условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже при начальном и конечном обследовании)
Кн = Нф / Шб · 100%,
где Кн - коэффициент новизны, %,
Нф - количество новых товаров, появившихся в обследованных фирмах, а также являющихся по мнению исследователя новыми
Кр = Кш · Квш + Кп · Квп + Ку · Кву + Кн · Квн / 4
Коэффициент рациональности рассчитывается как средневзвешенное значение коэффициентов широты, полноты, устойчивости, новизны.
Кв — коэффициент весомости
Коэффициенты весомости определяются эмпирическим путем для каждой однородной группы товаров
Для целей учебного занятия могут быть приняты следующие значения
Квш = 0,3, Квп = 0,2, Кву = 0,2; Квн = 0,3
При проведении более детальных исследований следует определять Кв методом социологических опросов
Результаты обследования оформите в виде табл 2
Таблица 2.
Результаты обследования ассортимента
Показатели ассортимента | Наименование торговых фирм | |||||
Даты проведения обследований | ||||||
Коэффициенты широты полноты устойчивости новизны рациональности |
Заключение проанализируйте полученные результаты по показателям ассортимента
ЗАДАНИЕ 3.Проанализируйте и оцените рациональность ассортиментной политики каждой обследованной торговой фирмы с учетом ее местонахождения, предполагаемого сегмента потребителей, наличия конкурентов. Дайте обоснование вашим рекомендациям по совершенствованию ассортиментной политики торговых фирм. Результаты анализа и оценки запишите в тетрадь.