БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.
I. Актуальность темы:
а) рост уровня заболеваемости болезнями органов дыхания на фоне повышения общей заболеваемости требует более детального изучения в том числе и патоморфологии вышеупомянутых болезней;
б) знание темы необходимо в практической деятельности врача для понимания механизмов возникновения и развития болезней органов дыхания;
в) знание темы необходимо для интерпретации морфологических данных, полученных при использовании биопсийного и аутопсийного методов исследования.
II. План и организационная структуры занятия
Этапы занятия | Длительн. в мин | Уровень усвоения | Научное оснащение | Место проведени занятий | |
Способы обучения | Оборудование | ||||
I. Орг. мероприятия | уч. комн. | ||||
II. подготовительный этап: а) формирование целей б) проверка начального и базисного уровня знаний | уч. комн | ||||
II | Научные таблици, макропрепараты,метод указок | ||||
III. основной этап Самостоятельная работа студентов: а) изучение и зарисовка микропрепаратов б) изучение и описание макропрепаратов в) Изучение макропрепаратов научного музея кафедры | III | микроскопы, макро-, микропрепарат, слайды, секционный материал | уч. комн секционный зал | ||
IV. Заключительный этап а) Проверка конечного уровня б) Проверка и подитоживание знаний в) Выставление оценок | Карты программ. контроля, ситуац. задачи | уч. комн | |||
Общая цель занятия: Изучить патоморфологические признаки, морфологическую классификацию, морфологическую характеристику важнейших заболеваний органов дыхания.
IV. Конкретные учебные цели:
1. Студент должен знать:
1) место заболеваний органов дыхания в структуре общей заболеваемости;
2) морфологическую классификацию, морфологическую характеристику важнейших заболеваний органов дыхания.
2. Студент должен уметь:
1) объяснять основные этиологические и патогенетические механизмы возникновения и развития заболеваний органов дыхания;
2) интерпретировать патоморфологические изменения в органах дыхания с последующей диагностикой конкретного заболевания.
3. Студент должен иметь представление об общепатологических процессах, которые развиваются в органах дыхания при разной патологии.
V. Начальный уровень знаний студентов:
- принципиальное морфологическое строение структурно функциональных единиц органов дыхания;
- гистологическое строение трахеи, бронхов разного калибра, легких, плевры;
- понятие о гомеостазе.
Литература к начальному уровню знаний:
О.Д.Луцик, А.И.Иванова, К.С.Кабак – Гистология, Львов, 1993г
VI. Базисные знания, необходимые для реализации цели занятия:
Перечень вопросов, которые подлежат изучению:
1. Острый бронхит: патологическая анатомия. Острый бронхиолит (первичный, фолликулярный, облитерирующий): патологическая анатомия. Осложнения.
2. Острые воспалительные заболевания легких. Общая характеристика, современная классификация пневмоний.
3. Клинико-морфологические особенности, стадии развития, осложнения, последствия острых воспалительных заболеваний легких.
4. Хронические неспецифические заболевания легких. Определение, классификация, морфогенез.
5. Хронический обструктивный бронхит, хроническая обструктивная эмфизема, бронхоэктазы и бронхоэктатическая болезнь, морфологическая характеристика, осложнения, последствия.
6. Бронхиальная астма, диффузные хронические поражения, морфологическая характеристика, осложнения, последствия.
7. Опухоли бронхов и легких.
VII. Основной этап занятия:
Учебный алгоритм для самостоятельной работы студентов:
- Изучить и зарисовать в альбом патоморфологические изменения в легких по микропрепарату «крупозная пневмония» (окраска гематоксилин-эозин) при большом увеличении. Обратить внимание на скопление масс фибрина в альвеолах и гиперемию капилляров.
- Изучить и зарисовать в альбом патоморфологические изменения в легких по микропрепарату «эмфизема легких» (окраска гемотоксилин-эозин) при большом увеличении. Обратить внимание на большие воздушные полости и атрофию межальвеолярных перегородок.
БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.