Использование дополнительных средств фиксации
Необходимость использования звуко- или видеоза-писывающей техники как средства дополнительной фиксации хода и результатов допроса может обусловливаться многими тактическими соображениями (в дальнейшем с целью сокращения текста будет говориться только о видеозаписи, видеоматериалах, видеодокументах, хотя при этом будут иметься в виду соотвественно и звукозапись, и фономатериалы, и фонодокументы).
Анализ современной практики показывает, что видеозапись допросов применяется гораздо реже, чем этотребуется. Причем не так мало следователей, которые такую запись вообще ни разу не проводили. Формально это объясняют чаще всего отсутствием на местах видеотехники, полагая, что этот аргумент убедителен. Фактически же этот вид криминалистической техники не применяется в силу незнания или недооценки тактического значения его использования и нежелания утруждать себя дополнительными заботами по подготовке и применению этих средств, поскольку это усложняет процедуру и удлиняет время допроса.
Какой же важный в тактическом отношении материал могут дать следователю видеодокументы допроса?
Закон определяет возможность их использования в процессе доказывания в качестве приложений к протоколу допроса. Главное достоинство этих документов состоит в том, что в них может содержаться существенная для расследования информация, которой нет, да и не может быть в протоколе допроса. В частности, в материалах видеозаписи фиксируются и речевые, и лексические особенности рассказа допрашиваемого, его жестикуляция и мимические реакции по ходу дачи показаний, а также паузы в рассказе или при ответах на вопросы, определенным образом характеризующие процесс осмысления и подготовки допрашиваемым ответов на вопросы, и многое другое. В совокупности же такие детали видеодокументов отражают ту степень психологической свободы и раскованности лица на допросе, которая убеждает в искренности его показаний.
Но эти документы могут столь же ярко говорить и о противоположном: о трудно объяснимой для лица, дающего якобы правдивые показания, напряженности, немотивированно тщательном (для простой правды) обдумывании ответов на вопросы следователя, уклонении от четких и однозначных ответов на них, многочисленных противоречиях «правдивого» рассказа и неубедительном их объяснении. При этом можно наблюдать ерзанье на стуле, неоправданную подвижность, потовыделение и иные динамические и психофизиологические проявления огромного напряжения, неадекватного ситуации бесконфликтного (при даче правдивых показаний) допроса. Сопоставляя такое поведение лица с содержанием его показаний и характером ответов на вопросы следователя, нетрудно прийти к выводу, что допрашиваемый ведет борьбу со следователем и правдой.
Нельзя обойти вниманием и еще одну важную стор. i-иу содержания рассматриваемых документов. Отражая всю процедуру допроса, они свидетельствуют и о том, каким образом следователь вел допрос, в частности, не допустил ли нарушения прав участников допроса и норм, регламентирующих его проведение, а также э-i ••i-ческих норм.
Материалы видеозаписи допроса, проведенного еле, г i-вателем без каких-либо нарушений закона и этичес! :х норм (а так, как правило, и бывает), лишают заинтсре. -ванных лиц возможности скомпрометировать резуль;, • -ты допроса с помощью ложных заявлений о допущени i; \ следователем нарушениях закона. Эти лица понимай ;, что именно анализом данных видеоматериалов их лп -ные утверждения будут без труда опровергнуты.
Наличие видеодокументов допроса, в ходе которою были получены правдивые показания, безусловно, затрудняет последующее изменение показаний допрошенным, хотя и не исключает этого. Во всяком случае, аргументы типа «я этого не говорил», «следователь запугивал меня» и т. п., обычно объясняющие такого рода изменения показаний, уже не пройдут.
К сказанному можно добавить, что в ряде ситуаций при допросе или при очной ставке использование видеозаписи приобретает особое тактическое значение. Так, можно, на наш взгляд, считать обязательным применение видеосъемки при допросе:
1) потерпевшего, находящегося в опасном для жизни состоянии (учитывая, что в случае его смерти исчезнет возможность допросить его еще раз);
2) потерпевших по делам об изнасилованиях (поскольку впоследствии они часто кардинально меняют первоначально обвинительные показания на оправдательные);
3) потерпевших от преступлений, совершенных на почве конфликтов между членами семьи или родственниками (поскольку впоследствии вероятен их сговор и принципиальное изменение показаний);
4) свидетелей, являющихся единственными очевидцами преступления (ибо они могут подвергнуться воздействию заинтересованных лиц и существенно изменить показания);
5) потерпевших и важных свидетелей, если они вскоре после допроса должны отбыть, например, в длительную командировку (этим заведомо исключается возможность их повторных допросов и проведения очных ставок);
6) подозреваемых и обвиняемых, готовых дать правдивые показания, о чем можно узнать из беседы с ними в начальной фазе допроса (с учетом таких ситуаций — а им цены нет! — должна быть заранее отлажена система быстрого, в 10-15 минут, введения в действие видеозаписывающей техники);
7) подозреваемого или обвиняемого в случаях, когда у следователя появилось достаточное количество доказательств его виновности в преступлении, а также доказательств, опровергающих выдвинутое им ложное алиби (чтобы дополнительно зафиксировать убедительное — при таких доказательствах — изобличение обвиняемого);
8) на очной ставке, если есть основания опасаться поведенческих эксцессов, в частности, агрессии со стороны кого-либо из ее участников (видеозапись будет сдерживающим фактором, а в крайнем случае зафиксирует агрессию. Помимо этого, конечно, ничто не мешает следователю пригласить в кабинет на весь период очной ставки конвоира либо просто милиционера).
Естественно, в ходе расследования могут возникать и другие ситуации, в которых применение видеозаписи при допросе окажется тактически целесообразным, и это надо всегда иметь в виду.
2.2. Основные методы и приемы допроса
2.2.1. Типичные ситуации, складывающееся при допросе
Как известно, основная цель допроса — получение правдивой информации об обстоятельствах, имеющих значение по делу. По отношению к данной цели в криминалистике выделяют три типичные ситуации при допросе:
1) бесконфликтную;
2) конфликтную с нестрогим соперничеством;
3) конфликтную со строгим соперничеством.2
Бесконфликтная ситуация характерна тем, что в ней совпадают цели допрашивающего и допрашиваемого. Следователь желает получить от допрашиваемого правдивые показания, а тот намерен их дать. Налицо кооперация интересов. В такой ситуации нет сопротивления, противодействия.
Иное дело — два других вида ситуаций. Оба они связаны с противодействием допрашиваемого в установлении истины. Различие их состоит в степени противодействия, в уровне соперничества допрашиваемого со следователем за проведение «своей линии», своих интересов.
Нестрогое соперничество имеет место при частичном признании вины обвиняемым (подозрений — подозреваемым) и выражается в попытках частично исказить в свою пользу реальную картину преступления. Такая по-^щия избирается им в случаях, когда целиком отрицать ою причастность к преступлению он не может, ибо '.нет, что есть очевидные уличающие его факты, которыми уже располагает следствие или без особого труда может их установить. Поэтому свое сопротивление он сосредоточивает лишь на тех отдельных сторонах криминала, о которых, по его мнению, следствию может быть известно менее всего и но поводу которых решающее значение могут иметь именно его показания. Чаще всего к таким сторонам относятся мотивы преступления и иные обстоятельства, могущие иметь значение смягчающих ответственность. Такие обстоятельства, которые подчас трудно бывает опровергнуть, нередко придумываются допрашиваемым и выдаются за реальные.
В ряде случаев позицию нестрогого соперничества могут занимать и свидетели, а также потерпевшие, заинтересованные в определенном исходе дела.
Строгое соперничество характеризуется полным отрицанием подозрений или вины в преступлении, иногда вопреки здравому смыслу, и выражается в крайних, предельных по степени упорства формах сопротивления допрашиваемого установлению истины по делу, вплоть до отказа от дачи показаний.
Данная ситуация наиболее типична для допросов лиц, совершивших тяжкие преступления в условиях неочевидности. Высокий уровень сопротивления этих лиц по-своему логичен — слишком велико грозящее им в случае разоблачения наказание и связанные с ним лишения, чтобы не попытаться всеми возможными средствами избежать этого. Встречаются также случаи, когда подобную по упорству позицию занимают свидетели — кто-либо из родственников или друзей преступника. Мотивация их действий примерно та же. Иногда они готовы принести себя в жертву (в виде недоносителя, лжесвидетеля) во имя спасения своего родственника, друга, если уверены, что это поможет достигнуть желаемого результата.
Разумеется, эта ситуация для следователя — наисложнейшая. Она требует концентрации всех его духовных и физических сил, профессионализма, всестороннего и глубокого знания особенностей личности допрашиваемого, а также особо тщательной подготовки к допросу.
2.2.2. Методы воздействия на допрашиваемого. Понятие тактического приема
Психологическая сущность допроса — это взаимодействие, а точнее — взаимовоздействие друг на друга его участников. Поэтому, прежде чем говорить о тактических приемах допроса, следует вкратце остановиться на рассмотрении вопроса более общего порядка — о методах психологического воздействия па допрашиваемого.
К числу допустимых, не противоречащих закону методов воздействия на допрашиваемого относятся такие заимствованные из педагогики и широко используемые в повседневной следственной практике методы, как убеждение, внушение, приведение примера, изобличение и другие.3
Методубеждения состоит в передаче лицу определенных сведений с целью склонить это лицо к конкретному мнению или поступку путем воздействия на его эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы. Метод рассчитан на активизацию положительных ка-'•"ств личности.
Психологическоевнушение может состоять в опреде-:.'нных советах, просьбах, предложениях, предостережениях и предупреждениях, адресуемых допрашиваемому с целью повлиять на его поведение или побудить к совершению определенного поступка, а также в воспитательных целях. Оно реализуется как четко выраженное волеутверждепие следователя, содержащее в своей основе идею управления поведением лица при его допросе.
Довольно успешно применяется такой метод психологического воздействия на допрашиваемого, какпример.Это может быть пример из жизни или следственной практики, в том числе и собственной. Суть его — сообщение допрашиваемому о реальных положительных поступках других лиц в ситуациях, сходных со сложившейся д.'я допрашиваемого.
Сущность методаизобличения состоит в активном, главным образом логическом воздействии на допрашиваемого путем опровержения отдельных его утверждении совокупностью доказательств, добытых в ходе расследования, и последующего обобщающего вывода о несостоятельности его позиции и показаний по делу в целом.
Нетрудно заметить, что названные методы тесно переплетаются между собой, особенно три первых. Это объясняется тем, что крайне трудно четко разграничить их по содержанию. И тем не менее общее представление о них следователю необходимо иметь.
Переходя к рассмотрению тактических приемов при допросе, следует определиться в исходном понятии.
Возьмем за основу общеупотребительное понимание тактического приема как способа действия, призванного обеспечить достижение целей любого вида деятельности. Применительно к допросу тактический прием можно определить как основанный на законе и согласующийся с нравственными требованиями способ воздействия допрашивающего на допрашиваемого с целью получения с наименьшей затратой сил и времени всесторонней, полной и объективной информации по делу.
Очевидно, что в ходе даже несложного допроса следователь применяет не один, а несколько тактических приемов. Допросы же, протекающие в условиях соперничества, требуют применения целого ряда приемов, смены одних другими, когда примененные не дали желаемого результата.
На их выбор влияют: вид сложившейся ситуации, количество и качество имеющихся к моменту допроса доказательств, особенности личности допрашиваемого и другие факторы. Многое зависит и от уровня профессионализма следователя, от арсенала тактических приемов, которыми он владеет.
2.2.3. Тактические задачи при установлении, поддержании и закреплении психологического контакта с допрашиваемым
Главная психологическая задача вводной (начальной) фазы допроса — установление психологического контакта с допрашиваемым, а основная тактическая цель — выполнение этой задачи с помощью определенных тактических средств. В этой фазе допроса происходит очное изучение личности впервые допрашиваемого. Получаемые при этом непосредственные представления следователь сопоставляет с данными заочного изучения (проводившегося на этапе подготовки к допросу) и, суммируя всю полученную информацию о допрашиваемом, намечает общую стратегию допроса.
К числу тактических средств, используемых для установления психологического контакта с допрашиваемым, относятся тактические приемыэмоционального воздействия. Среди них можно выделить:
1) вовлечение в беседу но теме, представляющей взаимный интерес (как правило, он возникает, если тема беседы затрагивает общность «мы»: мы — отцы, мы — спортсмены, мы — книголюбы и т. п.);4
2) снятие психологической напряженности липа, вызванного на допрос;
3) создание благоприятной обстановки допроса (ровный, спокойный тон разговора, уважительность к собеседнику, проявление такта, внимания к нему, понимание его проблем и т. п.);
4) обращение к положительным качествам личное in собеседника, к его заслугам, знакам общественного признания и уважения и т. д.
В основной (рабочей) фазе допроса психологическоп задачей следователя является поддержание и укрепление психологического контакта с допрашиваемым, а тактической — получение правдивых показаний. В ходе свободного рассказа допрашиваемого о событии, входящем в предмет допроса, следователь может использовать такие тактические приемы, как напоминание о чем-либо; уточнение, детализация чего-либо из сказанного;
пресечение лжи в начале рабочей стадии допроса и т. п.
В завершающей части допроса важно закрепить психологический контакт с допрашиваемым на случай возможного в дальнейшем его участия в других следственных действиях. Тактическая же задача при этом — оценить полученную информацию с позиций ее всесторонности, полноты и объективности и, при обнаружении пробелов, восполнить их с помощью постановки дополнительных вопросов.
2.2.4. Приемы, используемые в бесконфликтном допросе
Спектр тактических приемов, обычно применяемых в бесконфликтных ситуациях, довольно узок, так как допрашиваемый не препятствует установлению истины. Основное их значение — помочь допрашиваемому в припоминании, детализации тех или иных сведений об освещаемом им событии. К их числу криминалисты относят приемы смежности, сходности, наглядности, контрастности и др.5
Приемсмежности позволяет установить определенные сведения о событии или предмете, которых допрашиваемой не помнит, с помощью сведений о других событиях или предметах, находившихся в пространственной или временной связи с искомыми. Например, очевидец криминального события не может вспомнить его дату. Тогда следователь предлагает ему вспомнить другие события того дня, которые предшествовали криминалу или последовали за ним. Среди ряда частных событий, о которых расскажет очевидец, нетрудно выбрать такие, дату которых легко установить либо на этом же допросе, либо с помощью других следственных действий. Скажем, свидетель сообщит, что увидел преступление, возвращаясь от сестры, к которой заходил после зарплаты, чтобы отдать ей долг. Установить день зарплаты, а с ним и дату преступления (они — смежные со-'>1тия) теперь не составит труда.
Приемсходности применяется в случаях, когда доращиваемый затрудняется вспомнить или правильно выразить в словесной форме какой-либо признак интересующего следствие явления, лица или предмета. Тогда допрашиваемому представляется подобрать аналог этому признаку, например назвать известного всем (через телевидение, кино, театр и т. п.) человека либо знакомый всякому предмет с таким же признаком.
Именно аналог делает ясным для следователя содержание искомого признака.
Очень близок к названному приемнаглядности. С его помощью также можно получить точную словесную либо цифровую характеристику того или иного признака события, действия, предмета. Иногда бывает трудно точно назвать цвет предмета, описать его форму, указать расстояние между объектами. Здесь может помочь классификатор цветов, цветовые аналоги — предметы, находящиеся в кабинете следователя или видимые через окно на улице (дома, автомашины, киоски и т. д.). Правильность названного допрашиваемым расстояния между конкретными объектами обстановки места проистек ствия можно проверить, подведя его к окну кабинета 1 предложив показать любые два объекта на улице, наха дящиеся примерно на таком же расстоянии. При явно) ошибке допрашиваемого в цифровом определении рас стояния он сам производит корректировку своих первс начальных утверждений и правильный, проверенный согласованный с допрашиваемым ответ записываете) следователем.
Приемконтрастности может помочь в припомина нии таких обстоятельств, по поводу которых сначал допрашиваемый говорил «не помню», «забыл». Вот при мер применения такого приема: на вопрос следователя? «Какого роста были оба нападавших?», допрашиваемый ответил: «Не помню». Тогда вопрос был дополнен контрастом: «Они были одинакового роста или различались?» Ответ после небольшой паузы: «Один был выше другого почти на голову, а тот, что меньше, — примерно с меня ростом». Теперь выяснение роста преступников проблемы не составляет.
2.2.5. Приемы, используемые при конфликтном допросе
Гораздо шире спектр тактических приемов, используемых в ситуациях, когда допрос носит конфликтны) i характер, и сами приемы по своему содержанию сложнее рассмотренных выше. Их выбор в значительной мере связан с количественной и качественной характеристикой доказательственной базы, которой располагает следователь к моменту допроса.
Все различия в доказательственной базе при их обобщении можно свести к трем следующим позициям:
1) имеется совокупность доказательств, вполне достаточная для изобличения допрашиваемого во лжи и, часто, в совершении преступления;
2) такие доказательства имеются, но их недостаточно для изобличения допрашиваемого;
3) есть некоторые косвенные доказательства, дающие основание лишь для подозрений, не более.