Построение организационной структуры.
Тема 4. Структура предприятия
Учащийся должен знать: структуру управления предприятия, ее элементы; виды организационных структур управления, понятие качества продукции.
Организационные структуры управления предприятием:
Линейная, функциональная, линейно-функциональная и другие.
Управление – есть воздействие на работников с целью достижения задач, поставленных перед предприятием и его членами.
Основы управления были заложены в начале 19 в. Идею высказал Ф.Тейлор, предложивший отказаться от форм управления, основанных только на личном опыте и знаниях, и перейти к системе, базирующейся на систематизации и классификации в виде приемов выполнения работ и знании форм управления, имеющихся на предприятиях.
Основоположниками научных школ управления были также А.Файоль, Е.Майо и др.
Построение организационной структуры управления или аппарата управления исходит из двух аспектов:
- один касается самой организации хода производства;
- другой – организации системы управления этим производством, который имеет несколько уровней и составляет как бы пирамиду управления.
Или можно исходить из понятия организации.
Организация – это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Функция «Организация» рассматривает в своих рамках два основных направления:
1. Построение организационной структуры.
2. Определение ответственности и полномочий отдельных элементов организационной структуры, их распределение и закрепление с помощью должностных инструкций (делегирование).
Построение организационной структуры.
Слово структура означает некоторую упорядоченность заданных элементов.
Организация также представляет собой совокупность различных структур, таких как:
Виды структур:
· Организационная структура – совокупность подразделений.
· Управленческая структура – совокупность органов управления.
· Социальная структура – совокупность работников, объединенных по принципу пола, возраста, профессии, образования.
· Коммуникационная структура – совокупность каналов, по которым осуществляется взаимодействие членов организации, обмен информацией.
· Технологическая структура – совокупность оборудования, материальных и энергетических потоков.
Организационная структура управления (ОСУ)– это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие, логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей организации.
Целью построения ОСУ является обеспечение условий для достижения задач, стоящих перед организацией.
Этапы построения ОСУ:
1. Построение дерева целей, в которой цели вырабатываются по системе «сверху - вниз» и делятся по функциональному признаку.
2. Деление организации по горизонтали на широкие блоки, которые соответствуют важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии.
3. Установление соотношения полномочий различных должностей.
4. Определение должностных обязанностей как совокупность определенных задач и функций и наделение ими конкретных лиц.
Факторы, влияющие на ОСУ:
1. Масштабы и структура организации.
2. Особенности специализации производства
3. Технологии
4. Затраты на управление
5. Наличие людей имеющих определенную квалификацию.
6. Неформальные связи.
7. Характер деятельности организации.
8. Территориальное размещение подразделений.