Методология научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Методы эмпирического уровня познания.

Метод-с греч.путь,совок-ть приемов эмпирич.и теоретич.освоения дейст-ти.Методология-учение о методах,в теории познания получила развития.Методы- всеобщие:и наука и фил.исп-т:анализ.синтез,индукция,дедукция.Анализ-раздел-е объекта на состав.чати с целью их дальнейшего изучения класс-я, периодизация. Синтез-соед-е составных частей оъекта изучения синергетика.Индукция-общий вывод на основе общих положений.(полная,неполная)Деукция-получение частных выводов на основе общих положений.2.Общенаучные методы: 1)наблюдение-чувство отражений предметов и явлений внеш.мира.Науч.наблюдение-целенаправленное. Виды: непосред-е и опосредственные(показатели)косвенноевоздейс-е одного объекта на др.) 2)эксперимент-акт-е целенаправ-е строго контрол-е возд-е на объект с целью его изучения:проверочные,исслед-е(новые знания)3)аналогия-пренес-е инф-и с одного объекта на другой(микромир)4)Идеалзация-созд-е идеального 3)Частные:а)эмпирич.ур-нь познания:непосред-е исслед-е реального объекта.Хар-ны наблюдение и эксперимент,изменение,класс-ясистем-я.поиск эмпирич. закономерностей. б)теорет.ур-нь-раскрытие наиболее существенных закономерностейсторонних свзей присущих изучению объета.обоснование теории,выведение гипотез,формир-е законов.методы теорет.ур.:идеализаия, формализация.Общие методы: моделир-е,диагностика.Соврем-я методология продол-т развиваться.

 

35. Философские категории и понятия медицины.

Категории – есть теоретическая основа, ядро ф-фского знания, чек выражает мир в понятиях и категориях.Понятия, отражающие наиБ общие, существенные св-ва, кач-ва, стороны и отношения наз-ся категориями. Они есть в любой науке.Ф-фские категории – особые универсальные понятия, кот отражают и фиксируют наиБ общие и наиБ существенные черты объективной действительности и познания.В хар-ке ф-фских категорий м выделить след моменты:объективность (не зависит от знаний о них); бытийность;категории как итог практической и познавательной деятельности людей;категории как м-д и ср-во познания, опорные пункты познания;форма мышления как логика;опираются на диалектику. Впервые ф-фские категории выделил Аристотель: кач-во, кол-во, отношение, время, место, д-ие, страдания, состояния, обладание.Учение о категориях создал Кант, 4 группы категорий1гр, кол-венные: кол-во, единство, мн-во, всеобщность2гр, кач-ые: кач-во, реальность, отрицание, ограничение.3гр, категории отношения: отношение, субстанция, причина-следствие, вз/д-ие.4гр, модальность, возможность – невозможность, сущ-ие - несущ-ие, необходимость – случайность В современной Ф. все категории сущ-т попарно: целое – часть, необходимость – случацность, причина – следствие, возможность – действительность, формф – содержание.

целое – часть: связано с пониманиемпонятия с-ма,част,эл-т, часто путают понятия целое и с-ма. Понятие целое уже понятия с-ма. Целое - некая специфичность явл-я. С-ма – нечто ф-ционирующее с эл-тами и стр-рой. Часть имеет суть только по отношению к целому, эл-т м иметь собственное самостоят значение. Цельс употреблял в мед понятие целое – часть, →возникает вопрос: лечить б-го или б-нь? Б-нь –это целостный или частный процесс, любая б-нь причиняет страдания индивиду.Гегель: б-нь переходит во всеобщее для орг-ма.Сущность – явление. явление – форма проявления сущности, как внешне обнаружение сущности. Сущность – гл, осн, то, что опр-т с-му ,что м вз/д-ть. Сущность всегда ядро ч-л.необходимость – случацность Необходимость – то, что вытекает из сущности материальной с-мы, это то, что происходит или обязательно произойдет.Случайность - то, что имеет основание и причину вне себя, вне главных связей, этого не д.б., но это случилось.1. категории необходимость и случайность – парные потребности, кот вз/связаны, ни 1, ни др в чистом виде быть не м.2. случайность – форма необходимости, необходимость прокладывает себе дорогу ч/з случайность.3. случайность понимается как доп необходимости, т.е. полное знание о ч-л м.б. только в том случае, if оно дополнено знаниями случайностей. Диалектич связь необходимости и случайностисост в том, что она способна превращать возможность в действительность.возможность – действительность. В широком смысле слова, под действительностью понимается существующий мир. Гегель: «действительность есть ставшее непостедственным единство сущности и сущ-ия». В узком смысле, действительность – конкретное бытие объекта в опр условиях.Возможность – это такое сост, такая ситуация, кот сущ-т потенциально и стремиртся стать действительностью, но некоторые недостаточно зрелы, чтобы возникло явл-ие. С т.з. развития – это бесконечный проц реализации 1-ых возможностей и возникновение новых. Возможности бывают существенные – несущественные, обратимые – необратимые, формальные – реальные.Обратимая возможность – такая возможность с превращенем кот в действительность, первоначальная действительность становится возможностью (вода↔пар).Необратимая возможность – это такая возможность, кот превращаясь в действительность восстановить невозможно (смерь).Абстрактная возможность – возможность для осущ-я кот на данной стадии не м сложиться соответсвующие усл (если бы промыл рану сразу, она бы не нагноилась).Конкретная возможность – возможность для осущ-я кот на данной стадии есть соответствующие усл.Для превралщения возможности в действительность неох д-ие объективных з-нов. Диалектическое понимание вз/связей возможности и действительности имеют Б значение для познавательной деятельности чека, именно знание возможностей, условий их реализации придает чеческому познанию предсказуемый, прогностичекий хар-р.причина – следствие Учением о причине и следствии, его ф-фском обосновании занимается детерминизм.Детерминим утверждает, что причин без следствия не сущ-т отдельно. Они связаны генетически. Каждое следствие потенциально содержит причину, а причина – следствие. Причина – проявление необходимости, она есть тенденция и закономерность. Для следствие м.б. хар-ны в т.ч. и случайность (авария: удар был один, а травмы у всех разные).Сущ-т 3 версии соотношения м/у причиной и следствием:1. Классическая: сначала возникает причина потом, сразу после причины, возникает следствие.2. Сначала возникает причина, а потом ч/з неоторое время следствие.3. Причина и следствие возникают одновременно. Причина, возникнув, сразу умирает в следствии.

36.Понятие личность в философии и медицине. Счастье. Свобода. Любовь.

Ф. разделяет понятиячек и л-ть. Л-ть – наиБ полное воплощение всех чел-еских черт, значимых в общ-ой жизни. Л-ть – это общ-ая сторона чек. Круги Эллера: м.б. чел-ом и не быть л-тью, но быть л-тью и не быть чел-ом.нельзя.Чел. становится л-тью только в общ-ве. Но не теряет своей целостности. Биол и психол особ-ти чека социализируются и гуманизируются. Л-ть – это вся гаммацветов и чем ярче гамма, тем л-ть ярче Л-ть – это всегда духовная определенность, самостоятельность и неповторимость чека. Это индивидуальные черты хар-ра, темперамент, способности, социализированные потребности, интересы, ч-ва, моральные принципы. Без духовного нет л-ти. Все в л-ти принимает духовную форму. Опр-т л-ть психика или душа. (в материалистическо Ф. понятия психика и душа – синонимы).Душа – индивидуальная с-ма чувств, особая степень развития ЦНС. Чек живет в мире ценностей и гл – это счастье. Ф. счастья – гедонизм или экдемонизм. Счастье – мотив всех чечских целей и устремлений. Счастье – это такое сост чека, кот соответсвует полной внутр удовлетворенности усл-ми своего бытия. Стермление к счастью – это единственное желание чека, опр-е природой чека. Счастье – это всегда личное благо, как бы оно не вбирало в себя общ-ые усл. Общего счастья не м.б. В античной Ф. счастье понималось как наслаждение. Эпикур говорит о счастье как об атараксии, счастье – это длит душевный покой. Кант ук-т на то, что счастье всегда эгоистично, как бы оно ни пыталось мириться с высшим нравственным з-ном (не делай др того, чего не хочешь себе). Счастье – это отсутствие несчастья. Счастье зависит от жедания чека быть счастливым, чем выше запросы, тем труднее достичь сост счастья. Чтобы познать, что такое счастье, надо познать, что такое несчастье. Счастье – это эмоция высшего наслаждения. Гл ценнстью л-ти яв-ся свобода. В античности свобода – это свободный выбор своей судьбы. В Ср/вековье – это свобода от греха. Ф. свободы создает Спиноза. «Свобода – это вещь, кот сущ-т по одной только необходимости своей собств природы и опр-ся к д-ию сама собой». Свобода имеет границы в свободе других, т.е. свобода одних есть несвобода др, т.е чек осознанно признает необходимость ограничения свободы, понимая, что это и есть свобода. Фромму принадлежит парадоксальная мысль, что история не стремится очеловечить чека, а пытается вытравить истинно чеческое, что дала ему природа. Это связано со стремлением к свободе. 2 вида свободы:1. «свобода от» - негативный вид, одиночество, мазохизм. 2. «свобода для» - это возможность реализовать себя как л-ть. Работа «Бегство от свободы»- рассматривает проблему свободы. Чек не желает быть свободным, т.к. свобода – это ответственность, а чек боится ответственности→чек боится свободы. Проявить себя чек м в общ-ве – социализм (вот почему учение Фромма наз-т Фрейдомарксизм), однако Фромм критиковал Маркса. Маркс не понял чека. Чек эгоистичен по своей природе Сущ-ть свободы Кант опр-л как «ты можешь, ибо ты д».Свобода – это всегда ответственность →желание свободы и ее получение это всегда неудовлетворенность. Свобода не всем нужна в тоталитарном общ-ве, нр освобождение крестьян «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Экзистенциалисты считают гл ф-ром свободы свободу выбора. Шопенгауэр ставит вопрос А свободен ли тот,кто свободен?, чек от одной кабалы переходит к др. Гете: «Свободен только 1-ый шаг, но мы рабы второго». Любовь – высшая ценность чеческого бытия, это такая чеческаяэмоция, кот способна породить любую другую эмоцию. Античная Ф. выделяет 4 вида любви:агапэ – деятельное, духовное ч-во ко всем;эрос – плотская любовь;филия – ситуативная любовь;строге – условная любовь вне свободного и осознанного выбора, нр любовь к родителям.Ф. любви развивает Платон→платоническая любовь. С т.з. Платона, любовь – эйдос – высшая идея, она открывает чеку глаза на истину, добро, красоту, это высшая духовная общность. Платоническая любовь создана как идеал гомосексуализма. Фома Аквинский разделял любовь на духовную, высшую любовь (к Богу) и грешную (любовь чека к себе).Символ хр-ва Бог есть любовь.В 11-12вв появляется куртуазная любовь – это когда женщина возводится до образа Мадонны и воспевается, но не д.б.ничего эротичного, только возвышенное. С т.з. Гегеля, истинная любовь состоит в том, чтобы отказаться от осознания самого себя, р-риться в др Я, но при этом не исчезнуть, а приобрести себя заново. Людвиг Фейербах, его Ф. наз-т Ф. любви, он собственно выводит формулу любви: «If мне хорошо от того, что тебе хорошо, то я тебя люблю».Шопенгауэр «Метафизика половой любви». Любовь – это инстинкт рода, воспроизводства новых поколений для страданий и неминуемой смерти. Интеллект передается по женской линии, но женщины слабоумные, по мужской линии передаются кач-ва хар-ра, а мужчина сущ-во агрессивное → чек агрессивное слабоумное сущ-во, оно не выгодно природе. О биол составляющей любви Фрейд. Любовь – это эрос - инстинкт жизни, мощная энергия, кот м сублимироваться в акт худ-го тв-ва. наиБ кол-во работ, посвященных любви у Фрома. Любовь – это действенная сила в чеке, сила, разрушающая преграды м/у людьми, помогающая объединить, преодолеть одиночество, то, что позволяет оставаться самим собой и вместе с тем с дрКf Ф. любви:1.высшая форма любви – любовь к Богу;2.безусловная – материнская любовь - на ур-не инстинкта, мать любит своего ребенка только потому, что он сущ-т;3.отцовская – условная любовь – отец любит свое потомство потому, что ребенок похож на него, он его кровь и плоть, будет продолжать его идеи. 4.сыновняя, дочерняя, братская, в ней 4 этапа: а) детская любовь по ф-ле «я люблю, потому что меня любят»; б) сознательный возраст: «меня любят, поэтому я люблю», как долг; в) подростковая: «я люблю, потому что они мне нужны»; в) зрелая «они мне очень нужны, поэтому я их люблю5.полова6.к самому себе. Ее формы: нарциссизм (самолюбование), нарциссическое ядро есть в любом чеке , но есть доброкачественный нарциссизм (объект самовлюбленности – достижениия) и злокачественный (красота, деньги); эгоизм (любовь к самому себе вопреки, чек ставит свои интересы над общ-ми, ему не надо от общ-ва ничего), филафтилия (возлюби ближнего как себя самого, любовь к самому себе как мера общественной нравственности), любовь к предметам быта.В книге «иск-во любть» различает формы псевдолюбви и пат любви:безответная;секс наслаждение;любовь-поклонение;временная абберация (живет одним днем).Кроме того выделяют 5 след форм любви:любовь как положительное отношение чека к объекту познания, предмету (конфеты);биофилия – любовь к жизни;гуманизм – любовь к людям вообще.любовь – дружба

 

37. Смысл жизни и смерти.

Жизнь с т.з материалистической Ф. – это вечное и бесконечное движение материи, чек – высший продукт материи. Сфера жизни чека – это сфера его разумной деят-ти (ноосфера). Она охватывает естественные, природные, соц-е и космические процессы. С т.з. материализма, жизнь возникла ≈ 5 млрд лет назад, т.е неживая материя породила живую (белктвые соед-я). Опаринов – «Жизнь – это закономерный рез-т эволюции Вселенной, она возникает от первичных пробионтов». Для каждого живого сущ-ва хар-на триада жизни: в-во, энергия, информация. Чек – единственное сущ-во, кот пытается осознать смысл жизни. Проблема смысла жизни в Ф. в нескольких аспектах:1. объективистский – вся христианская Ф., учение Спинозы и Гегеля. Чек подчинен судьбе, предписанной ему свыше.2. субъективистский подход – творческая самость и акт-ть чека. К проблеме смысла жизни подходят с 1. все живое во Вселенной имеет право на жизнь в силу факта своего рождения.2. жизнь конечна;3.поиски бессмертия. Проблема смысла жизнинапрямую связана с проблемой смерти. Толтой: «незя понять смысл жизни без осмысления смерти».Смерть – естественное прекращение ж/д-ти. С т.з. мед – смерть – это смерть мозга, с т.з. Ф. – это смерть л-ти, кот м наступить до биол смерти чека (кома), при этом, личностное начало м жить после биол смерти (Нр Сократ, Платон). Материя смерти не знает, подчиняясь з-нам сохранения, она лишь меняет свою форму, но при этом остается сама собой. С т.з. Ф. смерть – выдумка чека. Momento more – ММ- написано на ладонях у каждого природой.В античной Ф. бог смерти Тонатос, сын богини ночи Нюкты и бога сна Гипноза, т.е. смерть – это некий сон без сновидений. Ариес выделял этапы восприятия смерти в Зап К-ре:1. «Прирученая смерть» до 12в, смерть понималась как естественный уход из жизни : Бог дал, Бог взял. Никакого шока, стенаний она не д. вызывать.2. Ритуальная смерть – 12-14в. Гл – соблюсти все обряды, чтобы не случилось беды.3. 20в – «перевернутая смерть» - общ-во стыдится смерти, она воспринимаеся как нечто чуждое этому миру. У Фрейда инстинкт смерти- тонатос – это агрессия, деструктивность на основе либидо, садизм и вандализм – внешние, внутренний – это мазахизм (Склонность к самоубийству). Сартр: «Жизнь – это возможность бытия, жизнь – прелюдия смерти». Парадокс: чек, зная, что он смертен, живет так как будто он бессмертен, его смерть, не моя смерть.Врач-психиатр и ф-ф Элизабет Росс описала 5 стадий умирания:1ст отрицание – когда чеку говорят, что он смертен или умер к-л из близких.2ст. гнев – пац-т зол на врача, анализы, весть мир.3ст. попытка торговаться – обращение к колдунам, благотворительность.4ст депрессия – на этой стадии совершается Б-во самоубийств5 ст принятие смерти как должного факта жизни.Эпикур отмечал, что смерть для нас сущ-т лишь умозаключительно, «пока мы живы – смерти нет, когда она приходит, нас нет» Именно идея смертности и движет чеком в жизни, жить так, чтобы был смысл. Смысл жизни у всех един – реализовать – реализовать себя как л-ть, а цели м.б. разные, т.е. жизнь состоит из мн-ва целей, кот м пост меняться, if смысл и цель замыкаются или реализовываются, то это потеря для чека всех жизненных ориентиров. Отечественный ф-ф Семен Людвигович Франк: «if чек думает о смысле жизни у него уже есть смысл жизни». Чек думает о смысле жизни, когда сталкивается с превратностями судьбы.В Ф. сущ-т целое направление, кот отрицает смысл жизни вообще. Ницше: «Жить надо так, чтобы не было в жизни смысла. Вот он, смысл жизни». Отрицал смысл жизни Шопенгауэр (жизнь – это плесень на планете земля), альбер Камю (стоит ли жизнь того, чтобы жить). Однако, чек пытается найти смысл жизни, отсутствие смысла жизни толкает его на самоубийство.Проблему смысла жизни связывают с проблемой бессмертия. Виды бессмертия:1. личное телесное бессмертие:а)Китайские даосыб)В антич Ф., где бессмертие – награда за к-л подвиг (Нр Геракл за свои подвиги получил бессмертие), бессмертие в античности предполагало и вечную молодость.в)Ник Фед Федоров (собрать все молекулы и оживить всех умерших);2. метафизическое бессмертие- бессмертие души. Бессмертие в земной жизни считалось проклятияем (у Платона миф о Федоне).3. Идея реинкарнации – душа вечна (буддизм, Др индийские концепции, Л.Н.Толстой, Шопенгауэр), скитается из тела в тело.4. биогенетическое бессмертие – биол бесконечности чека ч/з его потомство.5. Физико-химическое бессмертие: вкл в вечный круговорот природы субстрата чеческой телесности.6. социокультурное бессмертие – бесконечное возд-ие своим тв-вом на умы, поступки последующих поколений.7. Историческое бессмертие – стать исторической л-тью. А не потеряет ли жизнь смысл, if есть бессмертие?Хосе Борхес: «Город бессмертных» - эссе, где он пишет о городе бессмертных, у них не жизнь, а просто скука, они ходят как тени, if бессмертие, то в жизни ничего не происходит, они так давно живут, что реализовали все свои желания. Ф. смерти (тонатологией) занимался Ник Ник Страхов «Значение смерти», смерть – финал оперы, кот не м длиться бесконечно, но бессмертие бы не позволили эволюционировать. В наст вр оч популярна концепция «жизнь после смерти» (Р.Моуди), он работал в реанимации и описывал сост после клинич смерти, все видели ≈одно и то же: свет, умерших родственников, ангелов с крыльями→после смерти чек становится чистым сознанием.

38. Гиппократ выделил М из Ф в отдельную науку. Издревле считалось, что врач всегда мудрец.М сталкивается с ? Ф: что такое жизнь, смерть;сознательное, бессознательное.Ф-я медицины занимается проблемами методологии медицины. Решение логических вопросов ч/з методы такие как индукция, дедукция, синтез, детерминизм. Ф-я медицины пытается дать определения общим понятиям медицины: здоровье, болезнь, решает проблемы целое - часть, т.е. что лечить болезнь или больного. Еще гегель писал, что «любая соматическая болезнь, даже локальная переходит во всеобщий организм, что страдание 1 органа заражает весь организм». Важен синтез Ф, М и антропологии, чел-к – биосоциальное сущ-во, т.е. физ здоровье неотъемлемо от духовного.

Жизнь это ценность как в Ф. так и в М. особенно важен вопрос о смысле жизни. Камю утверждал, причина самоубийств 1 – это потеря смысла жизни, при этом поводов м.б. множество. Социальный фактор. медицинские термины использует социология: больное общество, патология соц развития. Сфера М – это сфера общественных отношений. Главная забота М – это в целом здоровое общество. Главная грань взаимодействия – это этические проблемы = биоэтика.

39.Существует понятие философия здоровья = диететика.

Она рассматривает следующие проблемы: философ осмысление понятия здоровье, разработка теории здоровья, рассмотрение человеческого организма как системы. Проблема нормы и патологии.

Здоровье у Гиппократа это норм соотношение жидкостей в организме = краза. У Платона Здоровье – это благо, гармония духовного и телесного, у Галена – это правильное смешение 4 элементов: огонь, вода, земля и воздух.у Гегеля здоровье есть пропорц м/д самостью и на личном бытие … когда для организма нет ничего неорганического чтобы оно могло преодолеть. З он рассматривал на основе перехода кол-ва в кач-во. Современное определение: З = такое состояние организма, когда гармонично и естественно без деформаций взаимодействуют все жизн ф-ии организма: тело, психика, интеллект. а так же осущ полная уравновешенность с биосферой.

Что такое болезнь? У Гиппократа это нарушение сооношения жидкостей в орг-ме. У средневек – это наказание свыше. У Парацельса это угнетение организма неким чужеродным. У К.Маркса болезнь есть стеснение в свободе Вирхов, Анохин: б = аварийная форма регуляции ЖВФ, Б= жизнь при ненорм условияхУниверсальное определение Б = ограничение ф-ий, искажение инф-ии от среды, нарушение связей в организме.Древние даосысчит, что б имеет 1 из 2 причин