Фил-е проблемы в трудах русских врачей.

В 19.в.акт-но развив-сь фил-я мысль. Н.И.Пирогов(1810-1881)-«Врач не знающий фил-х и соц-х гумани-х дисциплин-ремесленник».2 Произ-я фил-х у Пирогова:1)Вопросы жизни. 2)Дневник старого врача. В вопросах жизни выступил с идей чел-го воспитания высоконрав-й лич-ти с высоким интеллектом.П.анал-т труды антич-х философов, в вопросе о смысле жизни пытатся понять в чем назначение человека, его призвание.Дневник старого врача-в виде исповеди.П.опред-т свою фил-ю позицию как рациональный эмпиризм.В дневнике он пытается объяснить как из глубоко верюющего юноши в универе, становится материалистом, а потом сново встает на идеалистическую позицию.П. приходит к биоцентрическому пониманию.Вселенная беспредельный океан жизни.Он вывил идею «мирового мышления»-высшее начало , стоящее над миром.Но над мировым мышлением нах-ся абсолют-это бог.Человек-это природное существо, выражающее волю творца.Фил-е искания П.-это искания интеллигенции 19в.М.И.Сеченов-идея космизма.Чел-к-частица космоса.Мир соткан из противоречий. В работе «РГМ» антропол-й материалист:1)единство живой и не материи 2)идея эволюции 3)признание гол.мозга материальным субстратом сознания. В 1878г.-«Элементы жизни»-утверждает что духовное-это свойство высоорган-й материи.Души нет.С.рассматривал проблему сознания с т.з.материализма. И.И.Мечников-«Этюды оптимизма»-главная работа, «Антраполгия и дарвинизм», «комментарии к оптимис-й фил-и». Сам причислял себы к позитивистам и агностикам, материалист но не послдовательный(сущест-т бессметрие)Высоко ценил твор-во Нитше,Канта, Берксона.В «этюдах» говорит о дисгармонии человеч-й природы и главной причине-человек не м.б.счастлив т.к.есть старость и смерть. Мечников-считает что старость это болезнь кот.надо лечить.Нао продлевать жизнь а не старость.В этой работе М.выступает как ф.моралист.И.П.Павлов- ф.материалист, агностик.Отвечал на основные вопросы ф.,утверждал,что сознание функ-я гол.мозга.У П.не было фил-х научных работ, свои лекции П.начинал с фил-х суждений: о смысле жизни, политике, судьбе россии, культуре, особенно прб-ма самоубийства-назвал «печалью русской жизни» причина в нестабильности экономики и политике, отсут-е инстинкта цели. В теории познания П.выделил «тормоза чел-го интеллекта»:религия, политика, обычаи, неправельное образование. Человек-саморегулирующаяся, самоорганизующаяся, закономерная система. Кроме физиологии инстинктов есть общие инстинкты социальности, агрессии, цели, свободы,любви и ненависти и творчества.Критиковал русский хар-р: ослабленность инстинкта жизни, лень, равнодушие, идея мессианства, рабская покорность, усиленной пищевой рефлекс.П.опирался на ф.принцип диагностику,детерминизм,синтез,анализ,принцип струк-ти.

28. Учение Владимира Ивановича Вернадского о биосфере и ноосфере.

В.И.Вернадский (1863-1945) – ученый-ф-ф, основатель геохимической радиотехнологии, создатель с-мы, в кот природная, космическая и чел-еская тенденции развития науки сливоются в одно. Осн ф-фские работы: «Биогенетически очерки», «Живое в-во», «Научная мысль как планетарное явл-ие». К проблеме ноосферы В. подошел ч/з понятие биосфера (впервые этот термин ввел Эдвадр Зюсс). В понимании В. биосфера – это обл. сущ-ия жизни живых орг-мов на Земле как единого образования. В. впервые исследовал жизнь как единое целое. Он рассматривал биосферу как особое геологичекое тело, стр-ра и ф-ционирование кот опр-ся особенностями Земли и Космоса, а живые орг-мы, популяции, виды и все живое в-во – это формы уровня организации биосферы. Особую роль, по его мнению, в биосфере играют биологические круговороты, где важнейшим процессом яв-ся фотосинтез, кот оказыает воздействие на все компаненты биосферы (атмосферу, гидросферу и животный мир). Поэтому, важную роль в сущ-ии жизни играют растения. Они переносят в-во и энергию посредством пищевх цепей. В. выводит идею о сущ-ии биосферных ритмов. Делит их по продолжительности: геологичекие (неолит, палеолит), вековые, внутривековые, годовые, суточные. Ритмичность – это форма пульсации биосферы как целостной с-мы. Существенная особенность биосферы – это биогенная миграция атомов, хим эл-тов, вызываетмая энергией солнца, кот проявляется в процессе обмена в-в, роста, размножения орг-мов. Чел – вершина космической эволюции биосферы. « с появлением на нашей планете одаренного разумом живого сущ-ва, планета переходит в новую стадию, биосфера становится ноосферой». Ноосфера (ноос – разум, дух) – это новое эмоциональное состояние биосферы, связь природы, чека, общ-ва. Это сфера разумной деятельности чека.Для ноосферы хар-но вз/д-ие чека и природы, связь з-нов природы с з-нами мышления и соц-экономич-ми з-нами. Ноосфера – это сфера приложения чеческой деят-ти. Это глобальное вживание чека в космос. Это связь всех космичесих процессов. В работе «Научная мысль как планетарное явл-ие» В. выводит ряд конкретных условий, необходимых для становления и сущ-ия ноосферы:1 .заселение чеком всей планеты2. преобразование ср-в связи и обмена м\у странами и людьми. 3. контроль над геологическими процессами в биосфере (разумное использование недр).4. расширение границ биосферы и выход чека в космос5. необходимость открытия новых источников энергии6. равенство всех расс и религий7. увеличение роли народных масс во внешней и внутренней политике.8. свобода научной мысли 9. продуманная с-ма народного образования и подъем благосостояния чека10. разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, этические, эстетические и духовные потребности чека11. полное исключение войн.