Экзистенциализм во Франции. Онтология Жана-Поля Сартра, его концепция «абсолютной свободы». Альберт Камю об абсурде и бунте.
Фр-ий Э. возник после 2мировой войны. Гл проблема - проблема абсурда и свободы л-ти. Ж.-П. Сартр(1905 -1980), работа бытие и время, где он развивает идеи Хайдеггера о бытийности чеческого существования. Сартр – литератор, нобелевский лауреат. Гл идеи Э. выражены в романах «Тошнота», «Сборник повестей», «Стены». Гл идеи Э.Ф. Сартра – понятие свободы, кот выше бытия, свобода – это дыра в бытие, а чек – это свобода. Или чек свободен, или его не сущ-т. Свобода по Сартру – возможность выбора, чек все время делает выбор. Чек – это проект самого себя (сегодня я хочу быть честным и смертным, завтра – жадным и завиствливым) →сущ-ие всегда предшествует сущности. Мир Э. – это мир маленького чека, одинокого в этой серой неинтересной жизни. Его спросили верит ли он в Бога Он ответил Если есть Бог или его нет разве это что то изменит?Ф-ф абсурда Альберт Камю (1913-1960) у него только литературные произведения, врач по образованию, но никогда не занимался мед. Камю поставил вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы жить? – нет, она абсурдна и бессмысленна». Шедевр Э-ой лит-ры – «Миф о Сизифе», где он сравнивает жизнь чека с Сизифовым трудом. Вся жизнь серая и бессмысленная. Серая жизнь порождает скуку, а скука – абсурд. Сущ-т несколько выходов из мира абсурда:1. самоубийство. Что есть самоубийство – гл вопрос, но любое д-ие в мире абсурда абсурдно, рассказ «Падение»- девушка с моста спрыгнула, но никому не интересно.2. ф-фское самоубийство (самое страшное) – уничтожить себя как л-ть, т.е. жить, не задумываясь о смысле жизни.3. бунт – попытаться противостоять серости жизни, искать что-то новое, бороться за свое сущ-ие. 4. худож-е тв-во. «творить – это жить вдвойне». 2 романа «Чума» (гл герой подсматривает как гибнут люди и как врач пытается спасти их, но врач м только продлить их агонию, а люди все равно умирают) и «Осадное положение». Э-ая лит-ра – это выбор м/у плохим и худшим.
25.Наука и Ф. в России 10-18г. Наука в Р. стала развиваться позднее, чем в Зап Европе, т.к. поздно появилась письменность,( в 8-9в. Кирилл и Мифодий)В росии науч-е знания распространяли западные ученые.В 1687г.-1-й ВУЗ основ-ки греки-мекуды-славяно-греко-латинская академия, в 1725г.-академия наук, 1755-МГУ-перподы из англии,германии.Периодизация развития рус Ф. и науки 1. 10 - начало 18в: псевдонаука, накопление знаний, открываются 1-ые школы, в 17в – первая «высшая слвяно-греко-латинская академия» 2. 18в -2ой п-д – петровские реформы дали импульс к развитию Ф. и науки. Представитель – М.В.Ломоносов.3. 19в 4. к.19в- начало 20в 5. 2-ая ½ 20в.Ф. в Р., как считается, своими истоками уходит в 11-12вв. 1 из 1-ый ф-фских трудов – «Повесть временных лет» - летопись Нестора, где поднят вопрос о Ф. истории и о месте Р. в мировом историческом процессе. Особ-ть рус Ф.1 .особый интерес к национальному вопросу или Ф. о Р.2. связь с лит-рой, иск-вом (Достоевский, Толостой) 3. религиозно-православный хар-р 4. тесно связана с этикой. 5.особый интерес к соц. Ф. (К-ра, религия, политика, история)Первый рус.фил.счит-ся метрополит илларион(11в.)в работе «Слово о законе и благодати» говорит об особой миссии святой руси.Его идею об особенности рус.гос-ва развил старец псковского Елизарова монастыря Филарет (1465-1542) создает концепцию, кот в дальнейшем получает название «Москва – 3-ий Рим», где рус царство признавалось оплотом истинного хр-ва (в то время Цареград пал, а Византлия вошла в состав Турции) и, что 2-ое пришествие Христа будет обязательно в Р. Рус. наука наиболее активно развивалась в петровскую и послепетровскую эпоху. Появился Ломоносов (1711-1765) - ученик Лейбница (представитель рационализма, эмпирист). Ломоносов как Б-во рус ф-фов – идеалист. Гл задача ученого – познание мира, созданного Богом. Ломоносов деист (отождествляет Бога и разум, Бог= природа - пантеист). Л. – сторонник 2-х истин: науки и веры, исходя из этого он делит науки на светские и духовные. Л. – сциентист, он выступал за особую роль науки в идейной жизни общ-ва. Наука – двигатель человеческого прогресса. Хотя, он и был идеалистом, он подробно как физик и химик изучал материю. Материя, по его мнению, протяженное делимое на нечувственные части, все тела состоят из материи и формы. Он вывел з-н сохранения материи и движения (не запатентовал→Луазье). В Ф. истории Л. выступает теории, кот утверждает, что рус народ всегда был подчинен др народам и неспособен к самостоятельному полит развитию. В 18в Р. охватило общеевропейское увлечение масонством (от фр – вольный каменьщик), они хотели построить новый храм, новое общ-во. Масонство – это религиозно-нравственное мистического толка. В Р. масонство состояло из нескольких объединений, гл – «Гармония» и «умирающий сфинкс». Они были монархистами, выступали за соц равенство, пытались создать новую религии на безе хр-ва, иудаизма, буддизма. Гл в чеке – мудрость, она способствует самопознанию. В чеке едины дух, душа и тело. Чек д. стремиться стать богоче-ком. Масоны: Суворов, Пушкин, Пестель, Кутузов, Сперанский, Муравьев- Апостол, Александр1. Идеологом и главой рус масонства был ученый-просветитель Новиков. За свою деят-ть он был осужден на 15 лет каторги.
26.Наука и фил-я в росии 19-20в.Самая яркая фигура – Петр Чаадаев (1794-1856) в масонских ложах у него был самый высокий титул. В 1828г «Философические письма», написаны как письма к Екатерине Дмитриевне Пановой, кот публикуются в их журнале «Телескоп», после его признали сумасшедшим и поместили в психушку. Большая часть писем посвящена Р., ее историческому развитию, месту в мировой истории. Чаадаев очень критически относился к прошлому, настоящему и будущему Р. Р. не впитала К-ых традиций и ничего не дала миру, а то, что взяла - извратила.Он говорил «Почему Р. забыл Бог?» (в ней ничего не удается). «Плод хр-ва для нас еще не созрел. Будучи истинно православным чеком, он говорит о костности православия. В психушке пишет «Апологию сумасшедшего», где предрекает Р. великое будущее, if осознает свои ошибки. Он стал предтечей общ мысли на западников и славянофилов. В 1823г Одоевским организован 1-ый ф-фский кружок «Общ-во любомудров», 2 журнала «Вестник Европы», «Мнемозина». Во всех университетах Р. вводится преподавание Ф. В 1950 преподавание Ф. было запрещено указом министра просвещения. 30-60гг 19в хар-ся столкновением 2-х противоположных идей западников и славянофилов. Спор м/у славянофилами, кот выступали за нац. самобытность Р., за особый путь, за рус идею, начался в 1839г. Лидером славянофильства яв-ся Хомяков Алексей Степанович, предлагает идею соборности или рус общинности. Братья Аксаковы 1831 в Моск универе кружок Станкевича. Западники считают, что у Р. – 1 путь развития с Зап. Европой, путь демократии. Лидер – Герцен Александр Иванович. Др: Белинский, Грановский, Чернышевский. Крупнейшие рус ф-фы 2-ой ½ 19в Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. У Достоевского собственно ф-фских трудов нет, но все его произведения имеют статус философем, т.е .имеют глубокий ф-фский смысл. Д.- христианский ф-ф «Миром управляет Бог и его з-ны» («Братья Карамазовы»). Д. - агностик, знать все может только Бог, знания чел-а очень ограничены. Бог – это нравственный з-н, з-н любви к ближнему, он призывает к добру и любви, но это возможно только ч/з страдания, ибо страдания очищают от зла→он близок к экзистенциальной Ф.Красота спасет мир. По мнению Д. Христ-во могут проповедывать только в Р. Л.Н.Толстой-фундам-е работы по фил-и:религеоведение, этика, эстетика. Т. – сторонник иррационализма Шопенгауэра, он пытается соед хр-во с буддизмом. Т порывает с рус православной церковью, но не с Богом, «антиклерикаизм» (против церкви), он считает, что церковь не нужна, «Не ищи Бога в храме, ищи его в себе». Церковь предала его анафеме. Бог – высший моральный з-н. Этика Т. – это этика любви к людям, по мнению Т., чек рождается изначально добрым и гуманным, а злым его делает мир, при этом, чек не д. бороться со злом. «if тебя ударили по 1 щеке, подставь др». Непротивление злу насилием - этическая концепция Т. Он активный противник любого насилия, войн. Идеи рус космизма развивает Ник Федорович Федоров (1828-1903)побочный сын князя Гагарина отец признал его, дал вольную, всю жизнь работал в библиотеке. Разбирался во многих науках, всю з/плату раздавал нищим, сам жил на подаяние, снимал угол, где был только сундук на кот он спал, не брился не стригся. Его работа «Ф. общего дела». Ф. объед антропологию и космизм, судьбу чека и космоса. Космос есть сила без разума, а чек – разум без силы. Гл идея Ф. – «идея патрофикации» (воскрешение отцов). Он считал, что цель науки – это воскрешение всех ранее умерших. Воскрешение – это общее дело, нравственный долг, кот объединит всех и вражда м/у людьми исчезнет. Смерть- это недостаток любви и невежество. При этом нужно воскресить не только тело, но и душу, и Бог в этом поможет. Что нужно сделать? – собрать все атомы и молекулы умерших организмов и воскресить их. Он был уверен, что в будущем эта проблема будет решена, но возникнет др проблема – рождение тоже прекратится. Что делать? – нужно расселить людей на др планеты. Он предлагает превратить Землю в «землеход», сместить ее с орбиты, путешествую по вселенной заселять др планеты. Предлагает новое гос устройство – психократия – некое духовное единство всех ,всемирное братство. Заслуга 1-ый среди ф-фов моралист, предложил идею всеобщего спасения, др с-мы предлагали только спасение избранным, ни 1 ф-ф ранее не приходил к идее освоения космоса. «Ф. общего дела».Вершиной рус Ф. яв-ся тв-во Владимира Сергеевича Соловьева(1853-1900). В основе Ф. лежит идея всеединства. «Все едино в Боге». Соловьев признавал Бога как абсолютное идеальное начало, при этом материю он понимал как идею Бога. Основа всеединства – Троица: Бог-отец – это абсолютное сущее, Бог –сын – логос (слово Божие), святой дух – София, мудрость. Соловьев основатель учения о Софии- софиолония. София – мудрость Бога, связующее звено м/у Богом и миром. В «Учееии о Богочечестве» он говорит о 3 стадиях Софии: София заложена Богом в конструкцию мираХристос – это София;София – это 3 лика К-ры (истина, добро, красота), эти 3 понятия объед любовь.Любовь – это соед с Богом. Бог – это космический сверхличностный разум, кот творит мир реальный.Основа гносеологии Соловьева – это безусловное всеединство, кот постигается цельным знанием, т.е. интуицией.
Особый раздел его работ – этика. Он считал, что вся нравственность строится на 3 моральных кач-вах: стыд, жалость, увжение. Чек – это вершина творения Бога, зло – это грех индивидуализма, выбирая эгоизм, мы выбираем зло. По мнению Соловьева, только Р. поможетмиру соед-ся с Богом.Крупный рус ф-ф Ник Алдр-ч Бердяев (1874-!948) из семьи высшей военной аристократии. Центр понятия Ф. – л-ть, тв-во, свобода, Р. Л-ть- это не есть часть общ-ва, а общ-во – часть л-ти. Л-ть –это всегда творческая л-ть. Тв-во - проявление Бога в Чек, и чека в Боге. Свобода – выше Бога, первичнее добра и зла. Бог не имеет власти над свободой, т.к. она им не создана, но он ею обладает. Б. часть ф-фского наследия принадлежит Р. «Русская идея», «Судьба Р.», «Душа Р.», «Истоки и смысл рус коммунизма». Бердяев пытается дать хар-ку рус нац хар-ра:Рус душу м сравнить с пейзажами Р., но исходя из этого, именно эта ширь рус земли и давит энергию рус народа,→лень, статичность;Р. – земля покорная , женственная, он представляет Р. в виде вечной невесты, кот постоянно ждет своего господина.Р. не любит красоты, роскоши, избыточности, быть богатым стыдно;Гл черта рус хар-ра – «шараханье» или контрастность поведения – с 1 стороны, рус народ тихий, смирный, нет предела терпения у многострадального рус народа. С др стороны – нет ничего страшнее рус бунта, бессмысленного и безрез-татного. С 1 стороны рус-е считают себя народом-миссионером, великий народ, Москва – 3-ий Рим, и в то же время, за границей стыдятся признаться, что они русские. Итог шараханья – Р. пост находится м/у святостью и свинством.В работе «Истоки и смысл рус коммунизма» Бердяев утверждает, что приход к власти большевиков – закономерный факт развития рус истории.