Ф. психоанализа З. Фрайда. Основные понятия психоанализа: бессознательное, сознание, либидо, сублимация.

Особ-ть психоанализа – это обращение не просто к чеку, обращается внимание на его внутренний мир – психику. Поначалу был только мед дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовки сделали психоанализ одним из ведущих направлений в Ф. Основоположник З. Фрейд (1856-1939). Врач- психоаналитик для чека неверующего становится священником, исповедником.

Стержень Ф. – учение о бессознательном. О бессознательном говорили Платон, Декарт, у Фрейда бессознательное стало основой психики чека. Психика состоит из

«оно» - бессознательное (ид);«сверхЯ» - предсознательное (суперэго);«Я» - сознательное (эго).Оно – это низменные желания и инстинкты, удовольствия. Среди них основной инстинкт – либидо. СверхЯ – это мораль, нравственные запреты, родительский авторитет. Я – это собственно сознание л-ти. Б-ые люди не могут контролировать «Я», неразвито «сверхЯ». «Оно» проявляется в ческской жизни постоянно ч/з оговорки, описки, манеру одеваться, цвет одежды, выбор прически, споры. В снах бессознательное выступает в символической форме как реальное «Я». Сны напрямую не показывают суть. Ключевое понятие – сублимация (вытеснене) - отклонение ексуальных влечений от основных целей и вытеснение его на иные цели (иск-во, тв-во, наука), т.е секс-я энергия - либидо способно проявляться не только в половом акте, но и сублимировать из секс-ой сферы в обл науки и иск-во. Истоки всех невротических заб-ий он усматривал в забытых секс-х переживаниях детства. Исходя из этого он строит свою теорию детской сексуальности: сексуальное влечение возникает в пубертатный п-д, а он утверждает, что младенцу с рождения присуща секс-ть.

3 фазы детской сексуальности:1. оральная (младенец получает секс-е удовлетворение от сосания материнской груди);2. садистско-анальная – связана с эрогенностью слизистой к-ка; 3. фаллистическая (с 3до 5 лет) – ребенок заостряет свое внимание на половых органах. На этом этапе начинается формирование «сверхЯ», у мальчиков – боязнь кастрации, у девочек – ч-во неполноценности. На этой стадии и возникают фобии и неврозы. На основе теории детской секс-ти он строит учение об эдиповом комплексе (Эдипов комплекс – бессознательное секс-е влечение сына к матери и особое ч-во любви и одновременно ненависти к отцу-сопернику. Это нормальное развитие ребенка. Возникает на фаллистической стадии. При нормальном развитии у мальчиков формируется воля, хар-р, а при ненормальном – неврозы и сексуальные отклонения у мужчины. Комплекс Электры – бессознательное влечение дочери к отцу и восприятие матери как соперницы. Этот комплекс ослаблен, т.к. инстинкт материнства подавляет агрессию женщины, потом выбирает мужчину, противоположного своему отцу. Объясняя развитие псих заб-ий Фрейд утверждает, что онтогенез повторяет филогенез, т.е. стадии развития либидо соответствует опр-м п-дам развития чечества Этика Фрейда Исходя из эдипова комплекса, Фрейд считает основным моральным кач-вом совесть, кот он понимает как постоянное ч-во вины. Именно совесть есть основа «сверхЯ».Фрейд активный противник религии и церкви: «религия – это форма коллективного психоза». Источник религии – это первобытный страх перед стихиями природы.Эстетика Фрейда «Леонардо да Винчи Воспоминания детства» - работа. По его мнении, в основе иск-ва лежит неудовлетвореный секс-ый инстинкт (сублимация секс энергии в худ-ю). Цель иск-ва Фрейд сводит к фразе «Опознает ли Ганс свою Гретту? if Ганс познает Гретту, то иск-ва не будет, if Грета откажет, но даст надежду – будет иск-во».В 30е гг Фрейд расширяет понятие бессознательного. На ряду с инстинктом самосохранения, либидо (эроса), он вводит понятие тонатос – инстинкт смерти, разрушения, агрессии. Исходя из инстинкта тонатос, Фрейд обосновывает историческую неизбежность войн, здесь инстинкт вырывается на волю ч/з агрессию к врагам. Сам Фрейд был пацифистом, противником войн.

21. Аналитическая психология К.Г.Юнга, его учение об архетипах коллективного бессознательного. «Гуманистический» психоанализ Э.Фромма.

Ученик Фрейда Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр и ф-ф. Все его ученики были скорее критиками, чем последователями. Юнг отказался от главного принципа Фрейда – теории сексуальности. Он считал, что либидо не есть половой инстинкт, это особая психическая энергия, т.о. Юнг подверг критике биологическую природу бессознательного у Фрейда. Для Юнга, бессознательное присуще всему чечеству в целом, т.е. «Оно есть коллективное бессознательное». Коллективное бессознательное это глубокий слой чеческой прсихики, где хранится генетическая память чеческого рода, это врожденное кач-во каждого чека. Оно проявляется в мифах, ч/з свою нац. среду, расу, семью. Коллективное бессознательное существует в неких схемах, символах – архетипах. Проникнув в сознание архетипы наполняют его опытом. Юнг выделяет следующие архетипы:1.«Персона» - маска, ширма истинного «Я», это то, как нас видят окружающие, компромисс м/у индивидом и общ-вом, «Я» не д.б.= персоне, иначе л-ть потеряет индивидуальность2. «Тень» - это «звериное лицо в чеке», самое низменное в чеке, похоже на «оно» оп Фрейду.3. «анима-анимус». С т.з. Юнга, все люди бисексуальны, это женское и мужское начало в чеке

4. «самость» - это центральный архетип л-ти, поиск идеальной л-ти внутри нас, это Бог внутри нас. Юнг предлагал большое значение терапевтической роли религии. «Религия лечит истерзанное Я» - способ избавиться от неврозов.(отличие от Фрейда).Еще 1 ученик Фрейда - Эрик Фромм (1900-1980).. Фромм считает, что чек – это прежде всего социальное сущ-во, →бессознательное есть соц феномен, т.е. бессознательное – это социальное бессознательное, это фильтры, кот обеспечивают нормальное ф-ние общ-ва, это язык, соц запреты, мораль.Фромм занимался антропологией. Чек, по его мнению, биосоц-е сущ-во, часть природы и часть общва. Смысл чечекой жизни – борьба с превратностями судьбы. 3 главных противоречия чеческой жизни:1.противоречие м/у жизнью и смертью (желание жить вечно)2. противоречие м/у тем, что чек хочет и может (могу ↔хочу)3.противоречие м/у стремлением быть во всем, быть в общ-ве, быть как все и стремление к одиночеству и индивидуальности. Гл направленность гуманистического психоанализа Фромма – Ф. любви. Гл работа – «Ф. любви» и «Душа чека». По мнению Фромма, любовь – это действенная сила в чеке, сила, разрушающая все преграды, сила, способная объединять. Фромм призывает к новой религии – религии любви, гуманистической религии. Кf Ф. любви:1.высшая форма любви – любовь к Богу;2.безусловная – материнская любовь - на ур-не инстинкта, мать любит своего ребенка только потому, что он сущ-т;3.отцовская – условная любовь – отец любит свое потомство потому, что ребенок похож на него, он его кровь и плоть, будет продолжать его идеи. 4.сыновняя, дочерняя, братская5.половая

6.к самому себе. Ее формы: нарциссизм (самолюбование), эгоизм (любовь к самому себе вопреки), л. к общ-ву, филафилия (возлюби ближнего как себя самого), любовь к предметам быта.

Однако, Фромм не идеализирует чека. В своей работе «Анатомия чеческой деструктивности», он показывает, что аморальность чека – псих патология. Разбирает л-ть А.Гитлера «Психический случай некрофилии» - ставит Вы некрофилии – инстинкты разрушения себя, агрессии.

Фромму принадлежит парадоксальная мысль, что история не стремится очеловечить чека, а пытается вытравить истинно чеческое, что дала ему природа. Это связано со стремлением к свободе. 2 вида свободы:1. «свобода от» - негативный вид, одиночество, мазохизм. 2. «свобода для» - это возможность реализовать себя как л-ть.Работа «Бегство от свободы»- рассматривает проблему свободы. Чек не желает быть свободным, т.к. свобода – это ответственность, а чек боится ответственности→чек боится свободы. Проявить себя чек м в общ-ве – социализм однако Фромм критиковал Маркса. Маркс не понял чека. Нужно менять не общество нужно нравственно изменить чел.

 

22. Современные ф-фские теории о бессознательлном: Жак Лакан, Станислав Гроф. Психоанализ и структурализм соединил в своем творчестве Жак Лакан(1901-1981). Врач- психиатр, ведущий спец в лечениии паранои, руководитель парижской фрейдистской школы. Он критикует гл положение фрейдизма – либидо. У него либидо – творческое начало в чеке, двигатель прогресса. Гл идея – сходство м/у стр-рами языка и бессознательного. бессознательное у него – истерическое ядро невроза, кот проявляется в истории языка. «У Фрейда бессознательное молчит, у Лакана – кричит». Причина всех психических расстройств – «говорю не я а Оно»→формула безумия: «я мыслю там, где меня нет, и я там, где уже не мыслю».Цель психоаналитика – дешифровать слова пац-та, найти в них смысл, логику, стр-ру, и как следствие вылечить, т.е. задача психоанализа – исправление языковых нарушений. З-н чека – это з-н языка. (у Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел»). Лакан предлагает свою стр-ру психики:Оно – реальное бессознательное,Я – воображаемое,сверхЯ – символическое. Исходной для разработки с-мы яв-ся «стадия зеркала», кот появляется у ребенка в 6-18 мес, когда ребенок начинает понимать, что в зеркале есть его изображение, т.о. ребенок идентифицирует себя по принципу «я и другой». Стадия зеркала позволяет войти в воображаемое. Воображаемое – это иллюзорное представление чека о самом себе. Гл в этой стр-ре – сверхЯ , символическое т.о. господствует над реальным и воображаемым. Уровень символического – мир слов, кот создает мир вещей, это сфера соц и культурных норм, усвоенных на ур-не бессознательногоПричина псих заб-ий - утрата ч-ва реальности, так возникает словесный бред, т.е. символическое выходит наружу. Чек расплагает на 2 части: 1. «Я» - это бесформенный фрагментарный внутр опыт; 2 –«мое я» - внеш идеальная форма, в кот облачается опыт. «Мое я» находится в своего рода зазеркалье, воображаемом. т.о. Лакан связал бессознательное и языковые стр-ры и сделал опорой психоанализа Ф. и лингвистику. Станислав Гроф – психолог, психиатр, психоаналитик, ныне живущий ф-ф. Осн работы « За пределами мозга», «Трансперсональная психология», «Чек перед смертью», «Путешествие в поисках себя». Основатель трансперсональной психологии. Чтобы выявить основы бессознательного. Гроф открыл новые возможности психотерапии, возникла новая картография психики:1. он изучал соотношение личного (Фрейдистского) и собственного бессознательного.2. говорит о трансперсональном бессознательном, опираясь на теорию Юнга.3. учение о перинатальном бессознательном.Методика психотерапии Грофа имеет 2 разновидности: 1. ЛСД-терапия: Гроф использовал в своих психоаналитических сеансах наркотич в-во ЛСД в опр дозе, что позволяло пробудить бессознательное, стимулирует выход за пределы реального псих сост-я чека, в рез-те чего испытуемый под возд-ием ЛСД воскрешали в своей памяти свое в/утробное развитие, процесс рождения и видели свои прошлые жизни. Гроф не раз подчеркивал, что его м-д не носит мед хар-р, а яв-ся психологич м-дом развития л-ти. В основе всех фобий лежит фундаментальный страх – страх рождения-смерти, вторично пережив рождение-смерть, чек становится полноценной л-тью.2. в 70гг, когда был запрещен ЛСД, Гроф применял «Холотрофное полное дыхание». По Грофу, травма рождения и смерти активизируется всякий раз, когда чек сталкивается с экстремальным переживанием. Одним из ключевых понятий концепции Грофа – с-ма конденцированного опыта – устойчивые стр-рные образования психики, где идет переработка переживаний. На основе этих переживаний Гроф выделяет 4 базовые перинатальные матрицы:1. п-д созревания эмбриона (рай) – единство плода с материнским орг-мом, полнота бытия (в/утробное развития), когда эмбрион-чек ощущает себя вселенной, единством с космосом, свободное парение, когда Я есть мир, идея абсолютного счастья и райского блаженства. На этой стадии при неправильном развитии плода м возникнуть псих отклонения (в рай проникают демоны), м возникать нежелательные выдения, т.е. if родители подумают об аборте, то действует программа «только я расслаблюсь, меня убъют» 2. Изгнание из рая – 1стадия родов- когда изменяется гормональный фон, матка начинает интенсивно сокращаться, но шейка матки еще закрыта и выхода нет, и чек ощущает все вокруг себя как смертельную агонию, видятся картины апокалипсиса. Тема метафизического одиночества, отчуждения. На этой стадии м возникнуть паранойя и клаустрофобия, архетип жертвы, «я плох, я плохо себя вел, и меня изгнали». На этой стадии формируется настойчивость, терпеливость, умение ждать. If делается кесарево, то чек, кот не проходит 2-ую стадию, то у него формируется черта, что им трудно довести дело до конца, часто пасуют перед трудностями. 3. борьба смерти и возрождения, «свет в конце тоннеля или путь героя» – собственно проход младенца по родовым путям, он испытывает колоссальное давление, пассивное страдание заменяется активным. Именно в этот момент младенец испытывает оргазм. Ч-ет себя жертвой, палачом и убийцей. 4. возрождение «свобода и любовь» – собственно появление младенца на свет до 3-9 сут. Появляется ч-во избавления от чего-то плохого, но при этом мир иной (рождение после смерти), торжество над опасностью.

Признает идею реинкарнации.

 

23. Экзистенциализм, его основные идеи. Экзистенциализм в Германии. Н. Хайдеггер, Карл Ясперс. Экзистенциализм (экзисте – существую, бытие) – это Ф. существования, особ-ть Э. возник в Германии в 1-ой ½ 20в – это эпоха кризиса, она порождала пессимизм и скепсис.

Пон ввел Кьеркегор э-индивид сущ-е личности,не подвластное разуму.Э. в том, что здесь важна не сама л-ть, а личное индивидуальное сущ-ие в пограничной ситуации. Пограничная ситуация – это б-нь, смерть, выбор, ч-во вины. Гл способ сущ-ия чека – Э-ный страх, это страх смерти. Страх – это единственное ч-во, кот способно парализовать любое ч-во. Это норма. Следует ли бояться смерти? Смерть – ничто, после смерти бытия нет, поэтому смерть смысла не имеет, именно перед мигом смерти наиболее ярко прояв-ся чеческая Э. В момент умирания чек боится потерять «бытие-в-мире». Чек в Э. есть и бытие, и сознание, dasein. Смерть чека – это смерть и бытия, и сознания.

Лидер немецкого Э. – Мартин Хайдеггер.(1899-1976), гл ф-фская работа «Бытие и время». Ставит вопрос о смысле чеческого бытия. Dasein (термин Хайдеггера). – некая наполненность бытия чека конкретикой, кот замыкается на л-ти, в рез-те Dasein, здесь бытие, приобретает онтологический статус – «я есть и бытие и сознание». Чек, умирая боится потерять «бытие-в-мире». Чек боится «как же мир без меня?». Так же Хайдеггер вводит понятие man – это персонифицированное общественное мнение. Все люди м делать как все, но умирает каждый по-своему. атеистическом у Хайдегера иное выступает как ничто, человек спонтанно самосоздает себя. Франс Кафка (1883-1924) – литератор, создал литературный вар-т Э. В своих произведениях он изложил трагичность и бессмысленность чеческой жизни, хрупкость и беззащитность чека перед общ-вом. Произведения: «Сельский врач» (маленькое село, где каждый день похож на другой. Обычная семья, в ней живет 5-летний мальчик, он задает вопрос «Для чего я живу?», у всех спрашивает. Не находит ответа, все над ним смеются. Потом мальчик решил не вставать с кровати, т.к. не знает для чего он живет, угасает, умирает.); «Замок» (у чека было желание получить себе землю, и он ходил каждый день в замок, чтобы поставить печать, но каждый день приходил поздно. Потом заболел, умирая, он посмотрел на бумагу, а там есть печать.); «Охотник Грок» (про чека, кот ни жив, ни мертв, повис м/у мирами), «Комната пыток» или «Тюрьма» (палач пытает, цель – допытать до смерти) Карл Ясперс (1883-1969) – вывел теорию о пограничной ситуации. Именно здесь раскрывается сущность чека, его связь с миром. Ясперс рассматривает проблему личности. Личность – это целостность Есть 3 уровня существования лич-ти: эмпирическое существование – растворенность в повседневности, трансцендентальное сознание, когда чел-к выступает представителем определенной цивилизации, духовное бытие– чел-к осознает принадлежность к человечеству. Э. связана со свободой. Свобода – возможность выбора, бытие – есть бытие с другими.

Мировые религии не всегда сплачиваю людей. Выход в философской вере, которая укоренена в осевой эпохе и предшествовала религиям.

осевое время. Ясперс считает ,что п-од со 2 по 8 в до н.э. – это т.н. «осевое время», т.е. время, когда все цивилизации встали на краю духовной пропасти, но сумели найти выход

 

___|_______|________|________|_____________________>

8 в до н.э. |5в до н.э. 3в до н.э. Рождение Христа ось вр

В 5 в до н.э. т.н. «ось времени» или совпадение ситуаций. К.Ясперс изучая развитие мировой истории, находит невероятное мистическое совпадение – именно в 5в до н.э. возникают все религии и ф-фские доктрины, кот-е сущ-т до наст вр.: т. Платона и Аристотеля, возникновение буддизма в Индии, начинает проповедовать Заратустра, в Китае 2 крупные ф-фские с-мы конфуцианство и даосизм, 1-ые библейские записи. → К. Ясперс считает, что те цивилизации , кот-е прошли ч/з ось времени, создали свои гос-во и к-ру. Но опять камень преткновения Россия, он пишет отдельную главу - некоторые народы, Нр славяне не перешли ч/з ось времени, однако приобщились к мировой К-ре ч/з принятие христианства.