Б. Подход к проблеме со стороны личностных особенностей

Изучение предрассудков проводилось в различных психологических аспектах. В одной из работ, оказавших наиболее сильное влияние, была сделана попытка выяснить, существует ли такой тип: «личность с предрассудками». Можно было бы подумать, что видение мира, присущее людям, имеющим предрассудки, на­столько деформировано, что они, по-видимому, страдают каким-то личностным недостатком. Многие психологи, и в частности те, кто следуют психоаналити­ческим теориям Зигмунда Фрейда, утверждают, что ключ, позволяющий понять


причины предрассудка, находится в иррациональной психике, свойственной фа­натикам. Например, можно было бы предположить, что предрассудки обвините­лей К... имеют иррациональные корни. Конечно, они не реагируют на реальное поведение К...: что бы он ни делал, в их глазах он остается виновным. Поэтому, мо­жет быть, следует искать причины в их личной мотивации.

Такой подход с позиций черт личности заслуживает специального рассмотре­ния по многим причинам. Во-первых, этот подход сыграл огромную роль в исто­рии социальной психологии. Книга «Авторитарная личность», о которой более подробно пойдет речь ниже1, — это классика психологического изучения предрас­судков. Сильные и слабые стороны этой книги стоит рассмотреть хотя бы по ис­торическим причинам. Авторы этой работы утверждают, что существует особый тип личности — «личность с предрассудками». Однако не только исторические причины побуждают нас принимать всерьез книгу «Авторитарная личность». Хо­тя лежащее в ее основе представление о «личности с предрассудками» существует уже полвека, эта работа продолжает представлять тематический интерес. Перво­начальный вариант работы был написан в Германии в период, когда надвигался нацизм. Некоторые из ее авторов оказались свидетелями восхождения Гитлера к власти. У таких теоретиков имелись убедительные причины считать, что только психология иррационального может объяснить волну массового психоза, прока­тившуюся по тогдашней Европе. Сегодня фашизм и политика крайнего расизма снова стали яростными. Во Франции Национальный фронт озлобленно высту­пает против иммигрантов, привлекая те категории избирателей, о которых его руководители могли лишь мечтать двадцать лет назад. Жан-Мари Ле Пен, лидер Национального фронта, выставляет свою кандидатуру на президентских выборах как вероятный кандидат. В Германии и Австрии также вырисовываются на поли­тическом горизонте крайне правые партии, которые увеличивают число своих избирателей. По всей Европе наблюдается яростная политика ксенофобии, на­правленная против иностранцев и иммигрантов. Снова дает о себе знать давний антисемитизм. Сегодня представляется насущно необходимым поставить тот же вопрос, который волновал психологов более полувека тому назад: существует ли иррациональная сторона психики человека, толкающая людей к иррациональным •убеждениям расистской и фашистской направленности?

Именно этот вопрос стал толчком к написанию книги «Авторитарная лич­ность», первое издание которой вышло в 1950 г. Хотя исследования, на которых базируется эта работа, проводились в США сразу после Второй мировой войны, °на испытала влияние двух европейских научных течений — психоанализа и марк­сизма. Названное исследование вышло из работ Института социологических ис­следований, иногда называемого Франкфуртской школой. Здесь собралась неболь­шая группа мыслителей-социалистов, приехавших из Германии в начале 1930-х гг. •эти ученые — в частности, Теодор Адорно, Макс Хоркгеймер, Эрих Фромм — Пришли к выводу, что ортодоксальный марксизм неспособен объяснить подъем Фашизма. По их мнению, ортодоксальные марксисты имели слишком рациона­листическое понимание поведения человека, поскольку они полагали, что в ко­ечном счете экономические интересы определяют политические мнения людей.

Adorno Т. W„ Frenkel-Brunswik E., Levinson D. J., Sanford R. N. 1950. The authoritarian personality. New York.


наоа II. 1-си.ИЛМ, I Р^еДрыииуДКИ И ДИСКрИМИНЭЦИЯ


Б. Подход к проблеме со стороны личностных особенностей 469


 


Эти «узкие» марксисты предсказывали, что трудящиеся современного общества обратятся к идеологии левого направления, так как рабочие поймут, что в их инГ тересах выступить против власти богатых капиталистов. Сотрудники Института социальных исследований тем не менее констатировали, что события в Германии противоречат этому предсказанию. Экономический кризис и рост массовой без­работицы — предсказанный кризис капитализма — привели к нарастанию расист­ских идей крайне правого толка в значительной части рабочего класса и мелкой буржуазии. Вместо того чтобы повернуться влево, массы оказались привлеченны­ми к движению, которое восхваляло могущественного вождя, проповедовавше­го достоинства «господствующей расы» и презиравшего «низшие расы». Мысль проникнутая предрассудками, стала официальной доктриной нацистского госу­дарства, превращая в смертоносную практику ту философию, которую выразил один из персонажей романа Кафки «Замок», сказав чужеземцу: «Вы — ничто» Сегодня, в условиях экономического спада, марксистские идеи почти сошли на нет. Мы снова наблюдаем рост массовых движений, обещающих политическое обновление при одном условии: чтобы нация избавилась от иностранца/«друго-го», от того, кто стал ничем.

Простые экономические объяснения, по-видимому, уже недостаточны для ин­терпретации инстинктивной психической силы, которая находила свое выраже­ние в фашистских движениях. Сотрудники Института социальных исследований обратились соответственно к теориям Фрейда, который утверждал, что у людей имеются скрытые, неосознанные мотивы к действиям. Были проведены предва­рительные исследования психологии фашизма в Германии, но институт был за­крыт вскоре после прихода к власти Гитлера, а сотрудники бежали в США. После Второй мировой войны некоторые из них стали сотрудничать с американскими психологами, чтобы осуществить обобщающее исследование психологии расиз­ма и фашизма. Европейцы включились в работу над этим проектом, стараясь раз­работать теорию общества, тогда как американские исследователи предлагали самые передовые методы построения опросников. Совместными усилиями была создана книга «Авторитарная личность», написанная Адорно, Френкель-Брун-суиком, Левинсоном и Стэнфордом под общим руководством Хоркгеймера (Ador-no, Frenkel-Brunswik, Levinson, Stanford; Max Horkheimer). Эта замечательная книга имела более основательную эмпирическую базу, чем предшествовавшие ей работы Института социальных исследований. К тому же здесь в более эксплицит­ной форме был заложен в качестве основы анализ общества, чем это было в боль­шинстве работ о расистских аттитюдах, появившихся в Америке ранее.

Уже во введении к книге «Авторитарная личность» ее авторы провозгласили: «Возможно, что экономические мотивы индивида не играют той доминирующей и первостепенно важной роли, которую им обычно приписывают» (р. 8). Авторы книги утверждают, что это особенно верно в отношении фашизма, ибо пропаганда фашизма обращалась к эмоциям и иррациональным предрассудкам. Одной из ос­новных тем книги «Авторитарная личность» было положение о том, что фашисты обращались к особому виду менталитета, проникнутого предрассудками. Целью авторов книги было выявление особенностей психологического синдрома преД' рассудка.

Исследование основывалось на подробном обследовании более 2 тыс. амери­канцев, большинство которых — жители Калифорнии, белые, неевреи. Причина


такого выбора очевидна: исследователей особенно интересовали предрассудки против евреев и негров. Метод исследования заключался в том, чтобы прежде всего изучить предрассудки против отдельных специфических групп, а затем вы­яснить, какие типы личности расположены к наиболее сильно выраженным пред­рассудкам. Сначала была создана шкала антисемитизма для измерения аттитю-дов по отношению к евреям. Опрашиваемые испытуемые должны были выразить свое согласие или несогласие с высказываниями, расположенными в шести пунк­тах шкалы. Эта шкала включала, например, такие высказывания, как: «Всякий, кто нанимает на работу большое число людей, должен следить, чтобы не принять слишком большой процент евреев». Или: «Я не могу себе представить вступление в брак с евреем».

На следующем этапе ставилась задача выяснить, связано ли предубеждение против евреев с предрассудками против других групп индивидов. С этой целью исследователи создали шкалу измерения аттитюдов по отношению к черным. В эту шкалу входили такие образцы высказываний, как: «Большинство чернокожих стали бы наглыми и неприятными, если бы мы не соблюдали достаточную ди­станцию». Результаты выявили очень ясную картину: испытуемые, занимавшие верхнюю часть шкалы по антисемитизму, оказались также обладателями наибо­лее сильного предубеждения против чернокожих.

Затем авторы построили шкалу этноцентризма, предназначенную для измере­ния враждебности к аут-группам, а также вообще к иностранцам и для измерения предубеждения против отклоняющихся от нормы. В этой шкале содержались та­кие образцы высказываний: «Самая большая опасность, которой подвергся аме­риканизм за последние пятьдесят лет, исходила от иностранных идей и подстре­кателей». И снова обнаружились сильные корреляции. Так, человек, имеющий предрассудок против какой-нибудь группы меньшинства, с большой вероятно­стью проявлял предубежденность также против иностранцев вообще. Кроме того, этноцентрическая личность способна иметь предубеждение и против отклоняю­щихся от нормы членов своей группы. Выявилось, что существует общее предубе­ждение против «других», которые воспринимаются как отличающиеся в каких-то отношениях.

Так были определены границы базового феномена. Предубеждение против ка­кой-либо специфической аут-группы — например, антисемитизм — само по себе является показателем более общей установки. Враждебность, источник которой находится где-то в другом месте, направляется в данном случае против евреев. В других обстоятельствах эта враждебность могла бы быть направлена против Других групп. Похоже, фанатик имеет в своем распоряжении целый набор по­тенциальных мишеней (объектов). Жан-Поль Сартр, французский философ и Романист, который работал в тот же период, что и авторы «Авторитарной лично­сти», высказался аналогичным образом в своем знаменитом анализе антисеми­тизма «Размышление о еврейском вопросе» (J.-P. Sartre, Reflexions sur la question juive. Paris, 1954). Сартр утверждал, что антисемитизм — это не просто только Мнение. Это страсть, которая «вовлекает в антисемитизм всю личность» (р. 38). И эта страсть имеет мало общего с тем, что представляют собой евреи в реальной Действительности.

Еврей здесь только предлог. В другом месте речь пойдет о чернокожих или о желтой ра­се. Существование еврея просто позволяет антисемиту задушить в зародыше свою тре-


470 Глава 17. Расизм, предрассудки и дискриминация


В. Личность и поиски козла отпущения 471


 


вогу, убеждая себя, что его место в мире было всегда отмечено, что оно ждет его и что он по традиции имеет право это место занять. Одним словом, антисемитизм — это страх перед судьбой человека (р. 63-64).

Перед исследователями встал вопрос, каковы же те бурные страсти, которые могут вызвать у людей, имеющих предубеждения, ненависть к «другим». Ответ на этот вопрос Адорно и его коллеги нашли в преклонении фашистов перед сильны­ми вождями и в их презрении к слабости. И тогда была создана последняя шкала: шкала F(или Шкала потенциального фашизма). Эта шкала была затем использо­вана в многочисленных психологических исследованиях. В ней не упоминалось никакой специфической аут-группы. Эта шкала предназначалась для измерения аттитюдов по отношению к авторитету, власти вообще и содержала образцы вы­сказываний типа: «Повиновение и уважение к власти — самые положительные качества, которые следовало бы воспитывать у детей». Другие высказывания ка­сались наказаний и преступлений.

И здесь обнаружились сильные корреляции. Человек, высказывавший пред­убеждение против чернокожих, евреев и вообще иностранцев, был также сторон­ником строгой дисциплины и повиновения. Кроме того, тот же человек рекомен­довал строго карать преступников и людей «с сексуальными отклонениями». Короче говоря, такой человек имел авторитарные наклонности ума, восхвалял на­казания. Авторы книги «Авторитарная личность» считали, что они выявили синд­ром аттитюдов. Они утверждали, что нет никакого логического основания для объяснения причины, почему эти аттитюды должны встречаться вместе. Однако, говорили они, имеются психологические причины для того, чтобы такой синдром убеждений «собрался воедино» и сформировался бы особый тип личности — ав­торитарная личность. Так же как Адорно и его сотрудники описывали мотивации фанатика, так же как и Сартр, авторы рассматриваемой книги объясняли предрас­судки как следствие мучительного, неуравновешенного страха перед человече­ской судьбой.