Б. Подход к проблеме со стороны личностных особенностей
Изучение предрассудков проводилось в различных психологических аспектах. В одной из работ, оказавших наиболее сильное влияние, была сделана попытка выяснить, существует ли такой тип: «личность с предрассудками». Можно было бы подумать, что видение мира, присущее людям, имеющим предрассудки, настолько деформировано, что они, по-видимому, страдают каким-то личностным недостатком. Многие психологи, и в частности те, кто следуют психоаналитическим теориям Зигмунда Фрейда, утверждают, что ключ, позволяющий понять
причины предрассудка, находится в иррациональной психике, свойственной фанатикам. Например, можно было бы предположить, что предрассудки обвинителей К... имеют иррациональные корни. Конечно, они не реагируют на реальное поведение К...: что бы он ни делал, в их глазах он остается виновным. Поэтому, может быть, следует искать причины в их личной мотивации.
Такой подход с позиций черт личности заслуживает специального рассмотрения по многим причинам. Во-первых, этот подход сыграл огромную роль в истории социальной психологии. Книга «Авторитарная личность», о которой более подробно пойдет речь ниже1, — это классика психологического изучения предрассудков. Сильные и слабые стороны этой книги стоит рассмотреть хотя бы по историческим причинам. Авторы этой работы утверждают, что существует особый тип личности — «личность с предрассудками». Однако не только исторические причины побуждают нас принимать всерьез книгу «Авторитарная личность». Хотя лежащее в ее основе представление о «личности с предрассудками» существует уже полвека, эта работа продолжает представлять тематический интерес. Первоначальный вариант работы был написан в Германии в период, когда надвигался нацизм. Некоторые из ее авторов оказались свидетелями восхождения Гитлера к власти. У таких теоретиков имелись убедительные причины считать, что только психология иррационального может объяснить волну массового психоза, прокатившуюся по тогдашней Европе. Сегодня фашизм и политика крайнего расизма снова стали яростными. Во Франции Национальный фронт озлобленно выступает против иммигрантов, привлекая те категории избирателей, о которых его руководители могли лишь мечтать двадцать лет назад. Жан-Мари Ле Пен, лидер Национального фронта, выставляет свою кандидатуру на президентских выборах как вероятный кандидат. В Германии и Австрии также вырисовываются на политическом горизонте крайне правые партии, которые увеличивают число своих избирателей. По всей Европе наблюдается яростная политика ксенофобии, направленная против иностранцев и иммигрантов. Снова дает о себе знать давний антисемитизм. Сегодня представляется насущно необходимым поставить тот же вопрос, который волновал психологов более полувека тому назад: существует ли иррациональная сторона психики человека, толкающая людей к иррациональным •убеждениям расистской и фашистской направленности?
Именно этот вопрос стал толчком к написанию книги «Авторитарная личность», первое издание которой вышло в 1950 г. Хотя исследования, на которых базируется эта работа, проводились в США сразу после Второй мировой войны, °на испытала влияние двух европейских научных течений — психоанализа и марксизма. Названное исследование вышло из работ Института социологических исследований, иногда называемого Франкфуртской школой. Здесь собралась небольшая группа мыслителей-социалистов, приехавших из Германии в начале 1930-х гг. •эти ученые — в частности, Теодор Адорно, Макс Хоркгеймер, Эрих Фромм — Пришли к выводу, что ортодоксальный марксизм неспособен объяснить подъем Фашизма. По их мнению, ортодоксальные марксисты имели слишком рационалистическое понимание поведения человека, поскольку они полагали, что в коечном счете экономические интересы определяют политические мнения людей.
Adorno Т. W„ Frenkel-Brunswik E., Levinson D. J., Sanford R. N. 1950. The authoritarian personality. New York.
наоа II. 1-си.ИЛМ, I Р^еДрыииуДКИ И ДИСКрИМИНЭЦИЯ
Б. Подход к проблеме со стороны личностных особенностей 469
Эти «узкие» марксисты предсказывали, что трудящиеся современного общества обратятся к идеологии левого направления, так как рабочие поймут, что в их инГ тересах выступить против власти богатых капиталистов. Сотрудники Института социальных исследований тем не менее констатировали, что события в Германии противоречат этому предсказанию. Экономический кризис и рост массовой безработицы — предсказанный кризис капитализма — привели к нарастанию расистских идей крайне правого толка в значительной части рабочего класса и мелкой буржуазии. Вместо того чтобы повернуться влево, массы оказались привлеченными к движению, которое восхваляло могущественного вождя, проповедовавшего достоинства «господствующей расы» и презиравшего «низшие расы». Мысль проникнутая предрассудками, стала официальной доктриной нацистского государства, превращая в смертоносную практику ту философию, которую выразил один из персонажей романа Кафки «Замок», сказав чужеземцу: «Вы — ничто» Сегодня, в условиях экономического спада, марксистские идеи почти сошли на нет. Мы снова наблюдаем рост массовых движений, обещающих политическое обновление при одном условии: чтобы нация избавилась от иностранца/«друго-го», от того, кто стал ничем.
Простые экономические объяснения, по-видимому, уже недостаточны для интерпретации инстинктивной психической силы, которая находила свое выражение в фашистских движениях. Сотрудники Института социальных исследований обратились соответственно к теориям Фрейда, который утверждал, что у людей имеются скрытые, неосознанные мотивы к действиям. Были проведены предварительные исследования психологии фашизма в Германии, но институт был закрыт вскоре после прихода к власти Гитлера, а сотрудники бежали в США. После Второй мировой войны некоторые из них стали сотрудничать с американскими психологами, чтобы осуществить обобщающее исследование психологии расизма и фашизма. Европейцы включились в работу над этим проектом, стараясь разработать теорию общества, тогда как американские исследователи предлагали самые передовые методы построения опросников. Совместными усилиями была создана книга «Авторитарная личность», написанная Адорно, Френкель-Брун-суиком, Левинсоном и Стэнфордом под общим руководством Хоркгеймера (Ador-no, Frenkel-Brunswik, Levinson, Stanford; Max Horkheimer). Эта замечательная книга имела более основательную эмпирическую базу, чем предшествовавшие ей работы Института социальных исследований. К тому же здесь в более эксплицитной форме был заложен в качестве основы анализ общества, чем это было в большинстве работ о расистских аттитюдах, появившихся в Америке ранее.
Уже во введении к книге «Авторитарная личность» ее авторы провозгласили: «Возможно, что экономические мотивы индивида не играют той доминирующей и первостепенно важной роли, которую им обычно приписывают» (р. 8). Авторы книги утверждают, что это особенно верно в отношении фашизма, ибо пропаганда фашизма обращалась к эмоциям и иррациональным предрассудкам. Одной из основных тем книги «Авторитарная личность» было положение о том, что фашисты обращались к особому виду менталитета, проникнутого предрассудками. Целью авторов книги было выявление особенностей психологического синдрома преД' рассудка.
Исследование основывалось на подробном обследовании более 2 тыс. американцев, большинство которых — жители Калифорнии, белые, неевреи. Причина
такого выбора очевидна: исследователей особенно интересовали предрассудки против евреев и негров. Метод исследования заключался в том, чтобы прежде всего изучить предрассудки против отдельных специфических групп, а затем выяснить, какие типы личности расположены к наиболее сильно выраженным предрассудкам. Сначала была создана шкала антисемитизма для измерения аттитю-дов по отношению к евреям. Опрашиваемые испытуемые должны были выразить свое согласие или несогласие с высказываниями, расположенными в шести пунктах шкалы. Эта шкала включала, например, такие высказывания, как: «Всякий, кто нанимает на работу большое число людей, должен следить, чтобы не принять слишком большой процент евреев». Или: «Я не могу себе представить вступление в брак с евреем».
На следующем этапе ставилась задача выяснить, связано ли предубеждение против евреев с предрассудками против других групп индивидов. С этой целью исследователи создали шкалу измерения аттитюдов по отношению к черным. В эту шкалу входили такие образцы высказываний, как: «Большинство чернокожих стали бы наглыми и неприятными, если бы мы не соблюдали достаточную дистанцию». Результаты выявили очень ясную картину: испытуемые, занимавшие верхнюю часть шкалы по антисемитизму, оказались также обладателями наиболее сильного предубеждения против чернокожих.
Затем авторы построили шкалу этноцентризма, предназначенную для измерения враждебности к аут-группам, а также вообще к иностранцам и для измерения предубеждения против отклоняющихся от нормы. В этой шкале содержались такие образцы высказываний: «Самая большая опасность, которой подвергся американизм за последние пятьдесят лет, исходила от иностранных идей и подстрекателей». И снова обнаружились сильные корреляции. Так, человек, имеющий предрассудок против какой-нибудь группы меньшинства, с большой вероятностью проявлял предубежденность также против иностранцев вообще. Кроме того, этноцентрическая личность способна иметь предубеждение и против отклоняющихся от нормы членов своей группы. Выявилось, что существует общее предубеждение против «других», которые воспринимаются как отличающиеся в каких-то отношениях.
Так были определены границы базового феномена. Предубеждение против какой-либо специфической аут-группы — например, антисемитизм — само по себе является показателем более общей установки. Враждебность, источник которой находится где-то в другом месте, направляется в данном случае против евреев. В других обстоятельствах эта враждебность могла бы быть направлена против Других групп. Похоже, фанатик имеет в своем распоряжении целый набор потенциальных мишеней (объектов). Жан-Поль Сартр, французский философ и Романист, который работал в тот же период, что и авторы «Авторитарной личности», высказался аналогичным образом в своем знаменитом анализе антисемитизма «Размышление о еврейском вопросе» (J.-P. Sartre, Reflexions sur la question juive. Paris, 1954). Сартр утверждал, что антисемитизм — это не просто только Мнение. Это страсть, которая «вовлекает в антисемитизм всю личность» (р. 38). И эта страсть имеет мало общего с тем, что представляют собой евреи в реальной Действительности.
Еврей здесь только предлог. В другом месте речь пойдет о чернокожих или о желтой расе. Существование еврея просто позволяет антисемиту задушить в зародыше свою тре-
470 Глава 17. Расизм, предрассудки и дискриминация
В. Личность и поиски козла отпущения 471
вогу, убеждая себя, что его место в мире было всегда отмечено, что оно ждет его и что он по традиции имеет право это место занять. Одним словом, антисемитизм — это страх перед судьбой человека (р. 63-64).
Перед исследователями встал вопрос, каковы же те бурные страсти, которые могут вызвать у людей, имеющих предубеждения, ненависть к «другим». Ответ на этот вопрос Адорно и его коллеги нашли в преклонении фашистов перед сильными вождями и в их презрении к слабости. И тогда была создана последняя шкала: шкала F(или Шкала потенциального фашизма). Эта шкала была затем использована в многочисленных психологических исследованиях. В ней не упоминалось никакой специфической аут-группы. Эта шкала предназначалась для измерения аттитюдов по отношению к авторитету, власти вообще и содержала образцы высказываний типа: «Повиновение и уважение к власти — самые положительные качества, которые следовало бы воспитывать у детей». Другие высказывания касались наказаний и преступлений.
И здесь обнаружились сильные корреляции. Человек, высказывавший предубеждение против чернокожих, евреев и вообще иностранцев, был также сторонником строгой дисциплины и повиновения. Кроме того, тот же человек рекомендовал строго карать преступников и людей «с сексуальными отклонениями». Короче говоря, такой человек имел авторитарные наклонности ума, восхвалял наказания. Авторы книги «Авторитарная личность» считали, что они выявили синдром аттитюдов. Они утверждали, что нет никакого логического основания для объяснения причины, почему эти аттитюды должны встречаться вместе. Однако, говорили они, имеются психологические причины для того, чтобы такой синдром убеждений «собрался воедино» и сформировался бы особый тип личности — авторитарная личность. Так же как Адорно и его сотрудники описывали мотивации фанатика, так же как и Сартр, авторы рассматриваемой книги объясняли предрассудки как следствие мучительного, неуравновешенного страха перед человеческой судьбой.