А. Введение
В романе Франца Кафки «Процесс» рассказывается история молодого человека, которого арестовали, судили и казнили за преступление, не объявленное и не объясненное ни обвиняемому, ни читателю. Первая фраза романа задает тон: «Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего плохого, он попал под арест»1. Все инстанции, с которыми он имеет дело, считают его виновным, и с самого начала его предупреждают, что всякое его заявление о своей невиновности само по себе интерпретируется как презумпция виновности. Инспектор, к которому его приводят после ареста, дает ему совет: «И не кричите вы так о своей невиновности, это нарушает то, в общем, неплохое, впечатление, которое вы производите»2. В конце романа, в беседе с тюремным священником, К. снова говорит, что он невиновен, и слышит в ответ: «Виновные всегда так говорят»3. Оказавшись в ситуации, когда получается, что всякое заявление о невиновности ведет к его осуждению точно так же, как признание вины, К. спрашивает священника: «Вы тоже предубеждены против меня?»4
Слова «предубеждение», «предрассудок» особенно подходят к данному контексту, так как буквально указывают на преждевременное или предварительное суждение. Все сформулировали свое суждение, не дожидаясь доказательств, которые будут приведены во время процесса, да и сам процесс этот вовсе не идет нормальным ходом. Подобные предварительные суждения непоколебимы. В самом деле, как могло бы любое возможное доказательство опровергнуть обвинение, которое не было сформулировано? Таким образом, обвинение не выносится на основе внимательного рассмотрения доказательств. Сам приговор здесь — не что иное, как преждевременное суждение. Как объясняет тюремный священник.
1 Цит. по.: Кафка Ф. Процесс: Роман. СПб.: Симпозиум, 1999. С. 7.
2 Там же. С. 17-18.
3 Там же. С. 202.
4 Там же. С. 202.
«Разбирательство постепенно переходит в приговор»1. И все неумолимо доказывает, что К. виновен.
Это значение предварительного суждения, придаваемое словам «предрассудок», «предубеждение», представляет собой важную составляющую понятия, употребляемого социальными психологами. Считается, что человек, имеющий предрассудки, до всяких доказательств уже принял решение и, как обвинитель К..., не позволит себе поддаться никаким заверениям в невиновности. Более того, предрассудок принимает специфическую форму. С точки зрения логики предварительное суждение о ком-то могло бы быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Обвинители К..., несмотря на то что они, как кажется, имеют все доказательства, могли бы точно так же догматически восхвалять его необыкновенные достоинства, как и осуждать его (позиция, которую они избрали). Вместо того чтобы употреблять термин «предрассудок», имея в виду любой вид предварительного суждения (как благоприятного, так и неблагоприятного), социальные психологи склонны применять слово «предрассудок» только к суждениям с отрицательной оценкой, т. е. к случаям, когда имеется предубеждение против кого-то.
В истории, рассказанной Францем Кафкой, явно не хватает одной составляющей: кажется, что каждый уже составил себе мнение о К... как индивиде, хотя основания для этого предварительного суждения не высказываются в открытой форме. Однако термин «предрассудок» в специальном значении, в котором его употребляют социальные психологи, относится не столько к предварительным суждениям об отдельных индивидах, сколько к предубеждениям против целых групп. Таким образом, человек с предрассудками — это человек, имеющий готовое отрицательное мнение, например о североафриканцах, или о турках, или о гомосексуалистах и т. д. Если человек имеет такое предубеждение против североафри-каицев, турок или гомосексуалистов как общностей, то можно ожидать, что он имеет предубеждение против индивидов, входящих в эти группы, только потому, что они являются членами соответствующей группы. В романе «Процесс» Кафка не заявляет прямо, в эксплицитной форме, что К... обвиняется за принадлежность к определенной группе. Нет никаких указаний на то, из какой среды он вышел. Однако многие критики высказывали мысль, что эту историю можно интерпретировать как притчу об антисемитизме. Описанная в романе «Процесс» ситуация, когда К... обвиняется в совершении преступления в условиях презумпции виновности, которая неопровержима из-за того, что о самом преступлении говорится очень неопределенно, совпадает с положением любого еврея, жившего в Австро-Венгерской империи начала XX в. в крайне антисемитском окружении. В такой атмосфере любой член группы, составляющей меньшинство, точно так же как К..., постоянно находился в положении обвиняемого, не имея возможности разумно защититься против силы предрассудка.
Следовательно, предрассудки можно рассматривать как догматические неблагоприятные мнения о других группах и, в расширительном смысле, также о членах этих групп. Теоретически можно разграничить предрассудки как таковые и «Дискриминацию»: предрассудки — это отрицательная установка, а дискриминация — это поведение, направленное против индивидов, к которым этот предрассу-Док относится. В «Процессе» Кафки К... — не только жертва враждебной установ-
1 Тамже. С. 203.
454 Глава 17, Расизм, предрассудки и дискриминация_________________________________ /
ки, поскольку история закапчивается его казнью, — логическим завершением алогичного предрассудка, от которого он пострадал. Можно было бы сказать, что W этом примере дискриминация последовала за предрассудком, как приговор последовал за решением о виновности.
Тем не менее автоматической связи между предрассудком и дискриминацией нет. Вскоре после того, как социальные психологи начали систематически изучать предрассудки людей против других групп, было замечено, что между атти-тюдом и поведением существуют сложные отношения. Тот факт, что человек высказывает предубеждение против отдельной аут-группы, не обязательно ведет к постоянно враждебному поведению по отношению к каждому члену этой группы. Другими словами, не всегда предрассудок ведет к предварительному осуждению.
Классическое исследование, иллюстрирующее этот факт, было проведено в Соединенных Штатах Ла Пьером в 1934 г. (La Pierre, 1934). В течение нескольких лет этот ученый занимался исследованием предрассудков и старался их измерить с помощью опросников, в которых люди должны были ответить на вопросы о своих аттитюдах по отношению к различным группам. Например, в 1920-х гг. им был проведен опрос, показывавший, в какой мере англичане и французы готовы иметь чернокожих клиентов.
Сначала Ла Пьер выдвинул гипотезу, согласно которой ответы людей на вопросы шкалы аттитюдов будут указывать, какое поведение они изберут. Например, если спросить хозяина гостиницы, как он относится к чернокожим, его ответ должен выявить, готов ли он принять чернокожих клиентов или нет. Как писал Ла Пьер, эти первые эксперименты проводились исходя из предположения, что существует «автоматическая связь» между аттитюдами, отраженными в опросниках, и действительным поведением в реальной жизни.
Однако предположения Ла Пьера были поколеблены его же собственным опытом, пережитым в начале 1930-х гг. В то время исследования аттитюдов показали, что установки американцев проникнуты предубеждением против китайцев. Когда у среднего американца спрашивали его мнение по этому вопросу, он отвечал, что хотел бы избежать социальных контактов с китайцами. На языке социальной психологии это называется «сохранять большую социальную дистанцию». Поэтому Ла Пьер был очень встревожен, когда предпринял длительное путешествие по Соединенным Штатам вместе с молодым студентом-китайцем и его супругой-китаянкой. Он опасался, что возникнут трудности с получением номеров в гостиницах и с обслуживанием в ресторанах и магазинах. Однако с самого начала поездки они встретили доброжелательный и вежливый прием. Со своими китайскими друзьями Ла Пьер пересек всю страну из одного конца в другой и обратно, путешествовал вдоль Тихоокеанского побережья в обоих направлениях. Во время этого путешествия на протяжении 16 тыс. км Ла Пьер записывал, какой им оказали прием. Из 67 гостиниц, в которых они побывали, только в одной отказались их принять, а из 84 кафе и ресторанов, в которые они заходили, ни в одном не отказа лись их обслужить. Интересно отметить, что у единственного хозяина гостиницы, который их не принял, в голове была изрядная путаница в отношении предрассудков. Инцидент произошел в маленьком провинциальном городке Калифорнии. Хозяин весьма обветшалого мотеля заявил, что не принимает японцев. Но в том же городе они без труда смогли поселиться в гораздо более элегантном отеле-
А. Введение 465
Хотя путешествие по Соединенным Штатам не вызвало никаких социальных затруднений, Ла Пьер столкнулся с трудностями интеллектуального характера. Ему было непонятно, как могло существовать такое расхождение между результатами опросов по аттитюдам и реальным отсутствием дискриминации. Чтобы лучше изучить эту проблему, Ла Пьер провел спустя полгода опрос в гостиницах и ресторанах, которые он посетил во время путешествия. Их владельцам был задан вопрос: «Согласитесь ли вы принять в качестве клиентов китайцев?» Более 90% владельцев отелей и ресторанов, приславших ответ (более 50% не потрудились ответить), заявили, что они не приняли бы клиентов-китайцев. Стремясь установить подлинность феномена расхождения между высказанным предрассудком и реальной дискриминацией, Ла Пьер постарался исключить то, что он назвал «возможностью нелестной оценки» этих результатов. Может быть, следовало сделать вывод, что различные владельцы гостиниц и ресторанов были настолько шокированы невоспитанностью белого психолога и его двух гостей-китайцев, что решили в будущем китайцев не обслуживать. Для проверки этой гипотезы были посланы опросники в другие отели и рестораны тех местностей, где они побывали. И здесь в подавляющем большинстве случаев был дан отрицательный ответ, точно так же, как и в тех заведениях, которые они посетили. Следовательно, по-видимому, действовала та же модель: письменно высказанный предрассудок и отсутствие реальной дискриминации по отношению к людям при личной встрече.
Если предрассудок может существовать при отсутствии дискриминации, то можно предположить и обратное явление. Например, роман Кафки «Замок» посвящен той же проблеме, что и «Процесс»: индивид перед лицом скрытой иррациональной власти. В «Замке» главное действующее лицо (тоже К.) приезжает в незнакомую деревню, жители которой настроены недоверчиво. Они подчинены власти Замка. В отличие от К... из романа «Процесс» в «Замке» персонаж все время остается чужим, и в соответствии с этим с ним обращаются местные жители: «Вы не из Замка, вы не из Деревни. Вы — ничто»1, — говорит ему другой персонаж. В качестве чужеземца он оказывается в ситуации, противоположной той, в которой был Ла Пьер со своими китайскими друзьями во время путешествия по США. Хозяин гостиницы отказывается предоставить ему комнату, заверяя при этом, что он не имеет ничего против него лично. Он продолжает: «Я был бы чрезвычайно рад пойти вам навстречу... но господа из Замка чрезвычайно щепетильны, ц я убежден, что один вид чужого человека... будет им невыносим»2. Иначе говоря, хозяин гостиницы представляет ситуацию как дискриминационную при отсутствии личной предубежденности.
Эти два эпизода, один из которых действительно имел место в пережитом опыте, а другой взят из романа, являясь, однако, откликом на бесчисленные инциденты в реальной жизни, должны были бы предостеречь нас от предположения, что существует простое отношение между предрассудком в качестве аттитюда 11 Дискриминационным поведением. Можно было бы, впрочем, пойти дальше и высказать мысль, что, по-видимому, пытаться установить слишком жесткую граничу между аттитюдом, проникнутым предрассудками, и дискриминационным поведением как таковым, — это значит упрощать феномен. Точно так же как в романе
Кафка Ф. Замок: Роман. СПб.: Симпозиум, 1999. С. 53. Там же. С. 38.
466 Глава 17. Расизм, предрассудки и дискриминация
Б. Подход к проблеме со стороны личностных особенностей 467
«Процесс» говорилось, что «разбирательство переходит в приговор», предрассу4 док может раствориться в дискриминации, и наоборот. Так, можно было бы счи] тать, что американские владельцы гостиниц, которые проявили предрассудки 1 ответах на опросники Ла Пьера, не только выразили отрицательные предвари! тельные суждения. Можно было бы наблюдать и случаи отклонения письменных заказов, исходящих от китайцев. Тогда возникает вопрос, почему они отклоняют письменные заказы, но принимают клиентов, являющихся лично. Можно было бы выдвинуть разнообразные причины для объяснения расхождения между двумя названными формами дискриминации, наименьшая из которых заключается по-видимому, не только в том, что желание исключить из числа клиентов китайцев слабее, чем нежелание проявить невежливость при личном общении. Каковы бы ни были причины, но в некоторых обстоятельствах само высказывание атти-тюда можно было бы рассматривать как дискриминацию.
Аналогично этому поведение владельца гостиницы, который отрицает существование предрассудка у себя лично, но при этом совершает дискриминационные действия, не вполне ясно. Сам факт отрицания предрассудка и использование в качестве предлога требований дискриминации, исходящих от других людей, возможно, — следствие желания избежать неприятной необходимости проявить дискриминацию при личном общении. В этом случае, однако, дискриминация действительно имеет место, но тот, кто ее осуществляет, пытается свалить ответственность на других людей. С другой стороны, возможно, что владелец гостиницы искренне считает, что лично он не имеет ничего против жертвы дискриминации. Все же в этом случае вскрывается другой аспект предрассудка — социальный аспект. По-видимому, хозяин гостиницы адаптировался к социальной ситуации, в которой дискриминация настолько разумеется само собой, что личные чувства не имеют к ней никакого отношения и что всякое неосуществление дискриминационного поведения способно привести к ситуации, неприятной с социальной точки зрения. Здесь следовало бы более пристально рассмотреть заявления людей об отсутствии у них предрассудков и поставить вопрос о том, в какой мере индивиды, находящиеся в социальной среде, где, как правило, существуют предрассудки, принимают, не задумываясь, предположения, проникнутые предрассудками, при нормальном ходе событий. Этот вопрос отнюдь не лишен значения. Он лежит в основе многих психологических исследований, авторы которых стремятся понять, следует ли рассматривать предрассудки как функции личностных черт индивида или как результат социальных ситуаций, в которых происходит дискриминация.