Б. Внедрение: представление в социальном
Этот процесс касается социального внедрения представления и его объекта. В это случае вмешательство социального аспекта выражается в значении и полезности, которые им сообщаются. Таковы по крайней мере два аспекта, вызывающих най больший интерес из-за связываемой с ними социальной функции представлен^ •
Внедрение имеет, однако, еще и другой аспект, важность которого была выя лена в недавних исследованиях представлений и когнитивных процессов. Эт аспект связан с когнитивной интеграцией объекта, представленного в систе мышления, существовавшей ранее, а также с вытекающими отсюда трансформ _ циями (преобразованиями) с той и с другой стороны. Здесь речь идет не о Ф0"
^альном конструировании знания, как при объективации, а о его органическом 0КЛЮчении В Уже выстроенную мысль.
Процесс внедрения имеет более сложный и фундаментальный характер, чем эТо могло бы показаться. Он находится в диалектическом взаимоотношении с 0бъективацией и связывает воедино все три основные функции представления: к0гнитивную функцию интеграции нового, функцию интерпретации реальной действительности, а также функцию ориентирования поведения и социальных оТношений.
Постоянно меняющийся «протеиформный», как его называл Московичи, процесс внедрения расслаивается на несколько форм, позволяющих понять: 1) как придается значение представляемому объекту; 2) как используется представление в качестве системы интерпретации социального мира, а также рамки и инструмента поведения; 3) как происходит интеграция представления в принимающую систему и конверсия тех элементов этой системы, которые с ним соотносятся.
1. Внедрение как приписывание смысла.Содержательная иерархия ценностей в обществе и во входящих в него различных группах способствует созданию вокруг психоанализа и представления о нем некой сетки значений, определяющих место этих представлений в обществе и их оценку как социального факта. В ходе своего проникновения в общественное сознание психоанализ столкнулся - в более или менее враждебном контексте — с различными направлениями мысли (политическим, философским, религиозным и т. д.), которые вписали его в различные перспективы. Психоанализ рассматривается теперь уже не как наука, а как атрибут различных групп (богатые, женщины, интеллигенция...) и выражает отношения между социальными группами (его связывают с классовой борьбой, с франко-американским антагонизмом, с американским образом жизни и т. д.). Психоанализ воплощает систему ценностей или контрценностей (источник свободы или поражение воли, ключ к девиантности или угроза самостоятельности, независимости и т. д.). Он может даже стать эмблемой или знаком, представляющим сексуальность или свободу сексуальной жизни.
Это взаимодействие внешних значений влияет на отношения, установившиеся между различными элементами представления. В зависимости от того, встраивает ли данная группа свою практику анализа в политическую или научную перспективу, она будет стремиться предоставлять ей различных пользователей — например, богатых людей в первом случае и интеллигенцию во втором. Это, очевидно, будет зависеть от системы ценностей и идей, принимаемых группой. Поэтому можно сказать, что группа выражает себя и свою идентичность в том, какие значения она придает представлениям о себе. Данный аспект процесса внедрения ва-*ен с точки зрения теоретического анализа представления. Выявление того факта, то «принцип значения», получая социальное подкрепление, обеспечивает взаи-озависимость элементов представления, является плодотворным указанием для столкования отношений, существующих между различными содержаниями по-я представления. Создается возможность изолировать одну из связей между Роцессуальным и тематическим аспектами представления, а также выделить Дин из пунктов, в которых встречаются индивидуальный и социальный аспекты Редставлений.
388 Глава 13. Социальное представление: феномены, концепт и теория
В. Конструировать реальность, воплощать мысль 389
Такое укоренение представления в жизнь групп является, по мнению многих исследователей, основной чертой феномена репрезентации, ибо в нем выражается связь с определенной культурой или с определенным обществом.
2. Внедрение как инструментализация знания.Эта характеристика позволяет понять, каким образом элементы представления не только выражают социальные отношения, но и способствуют их конституированию. В случае психоанализа представление преобразует науку в знание, полезное для всех, придает ему функциональную ценность в процессе нашего понимания самих себя и тех, кто нас окружает. Один, видя, что человек краснеет и становится неловким, истолкует это как комплекс робости, стеснительность. Другой, будучи инженерно-административным работником, припишет агрессивность своих подчиненных тому, что для них он воплощает образ отца.
Этот процесс смыкается с объективацией. Образная структура руководит интерпретацией и — в процессе функциональной генерализации — становится теорией соотнесения с действительностью, которую надо понять.
Рассуждая о публичных выступлениях швейцарских националистов-ксенофобов в связи с референдумом по вопросу иммиграции, Виндиш (Windisch, 1978) выделяет аргументацию, основанную на противопоставлениях типа «швейцарец -иностранец» и «отклоняющееся поведение — нормальное поведение». Эти противопоставления функционируют как подлинные материальные неизменные сущности: «левак» противопоставляется истинному швейцарцу, поскольку, будучи иностранцем, характеризуется отклоняющимся поведением. Абстенционизм (позиция неучастия) рассматривается как девиантная позиция и объясняется присутствием иностранцев и т. д.
Система интерпретации выполняет посреднические функции между индивидом и окружающей его средой, а также между членами одной и той же группы. Обретя способность решать и выражать общие проблемы, став кодом, общим языком, система интерпретации служит для классификации индивидов и событий, для установления типов, по отношению к которым оцениваются и позиционируются другие индивиды и другие группы. Таким образом, система интерпретации становится инструментом референции, позволяющим общаться на одном языке, а следовательно, и оказывать влияние.
3. Внедрение и объективация.Связь, существующая между кристаллизацией представления вокруг фигуративного ядра, с одной стороны, и системой интерпретации реальной действительности и ориентации поведения — с другой, находит поразительную иллюстрацию в отношениях, которые установили с душевнобольными жители изученной нами сельской общины.
Наблюдения над больными, а также знания и опыт, накопленные традицией, которые передаются через общение, делают принятым во всей общине понима ние, связывающее состояние больного с дисфункцией трехсторонней системь-Создается своеобразная наивная теория «структуры организма». В этой Ф>'н циональной системе органика (которая отсылает к виду) связывается с двумя н зависимыми антагонистическими инстанциями; мозг (отсылающий к соци&тьн му) и нервы (отсылающие к природе). Прежде всего мозг характеризуется сво^ «продукцией» (мыслительная деятельность, стадии развития которой тесно сь заны с объемом массы мозга, с ее ростом по мере увеличения возраста и модеЛ[ руются социальным научением). А кроме того, мозг осуществляет регулируют^
контроль над функционированием, интеллектуальным, органическим и нервным, ^ервы также дают специфическую «продукцию» (настроения, вспыльчивость, озлобленность) и осуществляют особую форму регулирования (автоматизмы! возбуждения), которая распространяется на органическую, деятельную и психическую жизнь. Мозг и нервы объективируются, таким образом, как автономные реальности: болезнь «сваливается» на них, «охватывает», «поворачивает» их. Этими причинами объясняют болезненное состояние и поведение: «у него неладно с мозгами», «это у него от нервов». Нарушение функционирования этой системы имеет несколько различных степеней и форм, отражающихся на вегетативной, деятельной и социальной жизни. Таким формам дисфункции соответствуют различные типы больных, с которыми связываются правила, регулирующие взаимодействие с больными соответствующего типа. В самом деле, существует целый репертуар приемов воздействия на больных с целью адаптировать их к предназначаемым им месту и роли. Это либо репрессивные приемы, наказания, направленные на запугивания («взять страхом»), либо увещевательные методы, поощрение, стремление «взять» хорошим отношением, мягкостью. Каждая группа приемов включает градацию мер, позволяющую действовать в зависимости от состояния, приписываемого больному, с которым в соответствии с этим обращаются как с животным, как с ребенком или как со взрослым человеком. Более того, если считается, что кто-то находится «во власти нервов», то не будут использоваться прямые формы наказания. Такого больного не станут ругать или наказывать, ему не будут угрожать из опасения вызвать бурную или злобную реакцию. Но зато его лишат чего-то, что он любит, или пригрозят отправить в больницу. Если считается, что у данного человека затронут только мозг, то осмелятся сделать выговор или повысят на него голос. Вознаграждение следует тем же правилам: доставить удовольствие — дать пирожное, десерт или табак, если ум развит слабо; польстить, похвалить, выказать доверие, если человек умственно больше развит, более сознателен.
Изучение социальных представлений в рамках эксперимента в полной мере Доказало связь между системой интерпретации, даваемой представлениями, и поведением, которым они руководят. Абрик (Abric, 1976) более специально изучал механизмы, которые с этой точки зрения являются результатом взаимодействия внедрения и объективации в условиях экспериментов, когда испытуемые вынуждены сотрудничать или соревноваться, в зависимости от представлений, вызываемых экспериментатором.
Экспериментальная ситуация, в которой оказывается испытуемый, мобилизует когнитивную деятельность присвоения, помогающую понять ситуацию, предвосхитить то, что произойдет, подготовиться к взаимодействию с партнером и придать смысл своему поведению. Интерпретация организуется в зависимости от Центрального ядра представления об экспериментальной ситуации. Ядро зависит 0т представляемого объекта, от отношения испытуемого к объекту и к целевому аспекту ситуации. В изучаемой ситуации представление касается партнера, с которым взаимодействует испытуемый через посредство экспериментатора. Этого Фиктивного партнера представляют либо как человека, либо как машину. Ядро Представления кристаллизируется вокруг понятия ригидности, если речь идет о машине. Если же речь идет о человеке, ядро кристаллизируется вокруг понятия гибкости и приспособляемости. Реагируя на поведение, которое остается одина-
390 Глава 13. Социальное представление: феномены, концепт и теория
В. Конструировать реальность, воплощать мысль 391
ковым независимо от имиджа партнера, испытуемый развернет различные интерпретации и будет вести себя по-разному в зависимости от того, считает ли он, что имеет дело с машиной или с человеком. Своим поведением он реагирует только на мысль о гибкости или ригидности.
Эти различные примеры показывают, как действуют значимые и образные структуры представления. Часто задают вопрос по следующему поводу: существуют ли эти ядра и образы где-то еще, помимо реконструкции исследователя? Если это не так, то самого исследователя можно обвинить в тенденции к объективации, к реализации своих понятий. Следует подчеркнуть, что выделяемые таким образом структуры часто имеют силу гипотетических конструкций, и особенно то, что они претендуют на объяснение функционирования мышления. В рассуждениях или ответах, дающих доступ к представлениям, эти элементы действительно функционируют как организаторы содержания и операторы смысла. С их помощью мы улавливаем именно мысль в действии. Они делают понятной ее работу. С другой стороны, они даны в языке и действуют, как язык, кодирующий реальную действительность.
Наконец, необходимо отметить, что все новейшие тенденции в исследованиях когниции, образов и наивной эпистемологии сходятся в постулировании существования в мышлении таких структур и образов. Чтобы преодолеть недостатки теорий, основанных на бихевиоризме, представляется все более необходимым ввести представления в качестве имплицитных теорий, объясняющих мыслительные операции при повседневном взаимодействии с миром, особенно при интеграции нового. С этой точки зрения представления действуют как генерирующие системы. Это ведет нас к третьему аспекту процесса внедрения.
4. Внедрение как закрепление в системе мыслей.Точно так же как представление не возникает из ничего, оно не записывается на чистую доску. Оно всегда застает уже имеющуюся мысль в скрытом или явном виде. Популяризаторы науки об этом знают, так как им приходится наталкиваться на инерцию или сопротивление схем, принимающих систем, препятствующих усвоению новых знаний. Серж Московичи исследовал последствия такого столкновения и показал, что популяризация психоанализа была воспринята как угроза в той мере, в какой он ставил под угрозу систему норм и знаний, существующую в обществе.
Собственный опыт позволяет Э. де Розни (de Rosny, 1981), иезуиту, освоившему знания и умения одного камерунского врачевателя, свидетельствовать о том, что представляет собой «шок» такого рода. Он пережил как борьбу интеграцию знания, которое задевало его христианское мировоззрение, так как с этих позиции оказывалось, что смертоносное насилие может быть благотворным и освобождающим. Ему пришлось пройти через подлинное «обращение», чтобы научиться «видеть» насилие, т. е. осмелиться увидеть насилие в окружающем мире и принять его как данность и интериоризировать его как факт.
Соприкосновение нового с существовавшей ранее системой представлении служит источником феноменов двоякого рода, в каком-то смысле противополоЖ' ных друг другу и придающих иногда представлениям удивительную двойствен-ность, состоящую в том, что они одновременно имеют и новаторский и ригидный характер, будучи и подвижными и устойчивыми, причем это иногда проявляется внутри одной и той же системы. Данный феномен в предлагаемой им гипотез Московичи называет когнитивной полифазией.
А- В некоторых отношениях социальная инкорпорация нового может быть об-дегчена творческим и автономным характером социального представления. По мере того как представление о психоанализе распространяется в социальном пространстве, оно вступает в соприкосновение с другими мыслительными системами, с другими рамками интерпретации, которые, в свою очередь, преобразуются. Когда в попытках понять суть лечения с помощью психоанализа его сравнивают с исповедью, то его искажают, чтобы интегрировать психоанализ в знакомый мир референций, но это изменяет также представление об исповеди. С. Московичи говорит о «конверсиях» опыта, восприятия, ведущих к новому видению. Понятия анализа будут работать как языковые категории, вводя новый порядок в окружающую среду. Они становятся естественными инструментами понимания, лишая силы остальные понятия. В действительность внедрилась новая наука. Но при этом она производит переворот в мышлении. Потребности общества, которое ее интегрирует, превращают эту науку в инструмент, вызывающий последствия, преобразующие обычные рамки понимания действительности, изменяя содержание нашего опыта и восприятия.
Изменения в культуре также могут оказать на модели мышления и поведения влияние, которое вносит глубокие изменения в опыт через посредство представлений. Мы показали это в отношении тела (Jodelet, 1982): распространение новых телесных практик и новых мыслительных моделей глубоко изменило отношение к телу и категориям, исходя из которых мы его понимаем. Эксперимент в естественных условиях позволил сравнить высказывания о теле, разделенные временным интервалом в 15 лет, и показал, что телесный опыт расширялся и двигался в разных направлениях: сдержанное отношение сменяется переживанием, а болезненные и функциональные представления теряют свою выразительность по сравнению с динамичными переживаниями, доставляющими наслаждение. От этого изменяется и знание. Интерес переносится с биологического тела на тело — средоточие наслаждения. Это ведет к ослаблению интереса к подходу с точки зрения научной биологии. Сегодня хуже знают организм. Функциональные системы и внутренние органы вызывают меньший интерес, чем внешние видимые части тела, соприкасающиеся с внешней средой. Представления становятся автономными и воздействуют на коллективные способы мышления. Не это ли явление интересовало Дюркгейма (Durkheim, 1985), когда он предлагал социальной психологии изучать, «каким образом представления привлекают и исключают друг друга, сливаются воедино или отличаются друг от друга»?
!>• В другом отношении «знакомство со странностями» вместе с внедрением приведут к тому, что старые мыслительные рамки одержат верх и будут вводить его в уже известное (Moscovici, 1981). Этот способ мышления, характеризующийся Памятью и преобладанием установившихся позиций, включает и упорядочивает Механизмы общего характера, такие как классификация, категоризация, присвоение ярлыков, наименование, а также объяснительные процедуры, подчиняющиеся специфической логике. Понять что-то новое — значит усвоить его и объяснить. Система представлений дает рамки, вехи, с помощью которых внедрение введет его в уже известное и даст ему знакомое объяснение.
Усвоить что-то новое — это значит сблизить его с тем, что мы уже знаем, харак-еризуя его словами нашего языка. Но название, сравнение, уподобление, классификация предполагают суждение, обнаруживающее частично теорию, которую мы
392 Глава 13. Социальное представление: феномены, концепт и теория
В. Конструировать реальность, воплощать мысль 393
создаем для объекта, отнесенного нами к какому-либо классу явлений. В основе всякой категоризации лежит субстрат из представлений, который служит пресуппозицией.
В сельской общине, принявшей душевнобольных, пользуются старинным обыденным наименованием «сумасшедший», специально предназначенным для выражения социальной дифференциации, когда хотят противопоставить группу больных группе принимающих их граждан. Эта категория подразделяется на пять типов: простачок с неразвитым мозгом; «тронувшийся», псих, не в своем уме, что соответствует чисто мозговому нарушению, и следовательно, он не опасен; умственно ненормальный; не имеющий заметных признаков безумия, но во взгляде его и в поведении чувствуются замкнутость, скрытность, озлобленность на нервной почве; «парень из палаты для помешанных» (также не имеющий видимых признаков сумасшествия, но имеющий отклонения в поведении и нервную озлобленность). На базе имплицитной теории душевных болезней сложилась типизация, позволяющая сразу отнести всякого вновь прибывшего к тому или иному типу. Этот способ классификации по отношению к некому прототипу никогда не бывает нейтральным. Он предлагает каноническую матрицу черт, по отношению к которым новый объект вводится в систему отношений с положительной или отрицательной оценкой. Позволяя быстро оценить имеющуюся информацию, внедрение узаконивает, таким образом, быстрые выводы о конформности или о девиантности по отношению к определенной модели. Внедрение действует путем рассуждения, из которого вывод сделан заранее, и предлагает «отклассифициро-ванному» объекту матрицу идентичности, в которой он может быть закреплен. Такая система классификации предполагает наличие базы представлений, разделяемых обществом в отношении того, что следует отнести к тому или другому классу. Сами категории установлены социально. В эксперименте Л. Болтянского (Boltansky, 1981) испытуемые должны были классифицировать карточки с антропометрическими данными, объединяя их в группы, соответствующие социопро-фессиональным категориям. Представляется, что классификация производится в зависимости от одного привилегированного типа профессии, который в силу исторических или социальных причин воплощает профессиональную категорию, пользующуюся уважением.
Прототипы, на которые ориентирована классификация, имеют не только таксономические свойства. Им соответствуют те ожидания и ограничения, которые определяют поведение по отношению к людям, относящимся к определенным категориям, а также поведение, которого требуют от них. Взаимодействие с ними происходит так, что они подтверждают черты, приписываемые им. Таким образом, внедрение обеспечивает связь между базовой когнитивной функцией представления и его социальной функцией. Более того, внедрение дает образные элементы для объективации в качестве предконструктов для выработки новых представлении. В своем исследовании, посвященном детям, Шомбар де Лов дает хороший пример указанной диалектики. Социальный статус ребенка (неактивный, неработа ющий) — учитывая идеологию нашего общества — отбрасывает его в группу поД чиненных, и именно к этой категории его относят (считая, что ребенок обладает меньшей степени, с более низким качеством атрибутами господствующей грУп пы или противоположными атрибутами). На основе этой категоризации строится структурированное представление по биполярной схеме, рассмотренной вьШ1е'
с)Та схема кристаллизует мифологизированный взгляд на ребенка, вызывающий Определенное отношение к детям в обществе и обращение с ними. Детям предлагается модель, которой они подчиняются.
Как мы уже говорили, понять — это значит также объяснить. Поиск причинных связей — важный логический аспект социального мышления. Столкнувшись с новым событием или объектом, о котором мы ничего не знаем, мы находим объяснение путем выявления причинных связей, что позволяет составить себе представление. Но объяснение происходит не только на основе информации и наблюдений, которыми мы располагаем. Мы пользуемся не только индукцией, но и дедукцией.
Вот почему С. Московичи (Moscovici, 1982, 1983) утверждает, что в способах осмысления повседневной действительности сосуществуют два вида каузальных связей: атрибуция действующих причин — установление причинно-следственных связей, как это характерно для научного мышления, и приписывание причинно-следственных связей путем поиска намерений, скрывающихся за поступками, — поиск целей, которые ставит перед собой человек. Именно этот последний тип каузальности мобилизуется, когда поступок человека не согласуется с представлениями о нем наблюдателя. Наблюдатель будет искать намерения, и внедрение послужит для поиска смысла, определяя категорию, к которой принадлежит наблюдаемый. В социальном мышлении нередко происходят соскальзывание от одного типа причинности к другому и преобразование намерения в причину или же причины в намерение. В области социальных отношений и жизни общества подобное функционирование приводит к таким последствиям, как поиск козла отпущения или теория заговора в истории (Billig, 1978).
Процессы суждения, в которых установленные ранее представления определяют природу искомой причины, бросают тень на универсальность теории атрибуции в социальной психологии или на так называемые смещения, выявляемые теориями социальной когниции в мышлении, свойственном здравому смыслу, которые они относят к научному мышлению. В частности, это касается смещения, называемого персонализмом, в котором выражается тенденция усматривать в нем самом причину происходящих с субьектом событий, а не во внешних обстоятельствах. Во многих исследованиях показано, что существуют, с одной стороны, различные объяснения, предлагаемые различными группами, и что, с другой стороны, приписывание причин личности характерно для идеологической направленности, свойственной отдельным группам (Windisch, 1982), или же это зависит от представлений о человеке и обществе. Такие представления подразумевают — как это показано в одном исследовании представлений о правосудии (Robert, Fau-geron, 1978) — все позиции по отношению к ответственности за противоправные поступки и к роли системы уголовного права. С другой стороны, в нашем общест-е и даже в законах доминирует идеология, основанная на модели, переоценивали роль личности. Такие представления оказываются предпосылкой, из ко-°Рой мы лишь извлекаем логические выводы. Вытекающие отсюда суждения о Ричинно-слсдственных связях, возможно, ошибочны, поскольку, как показыва-'• основываясь на объективных данных, П. Баржонэ (Barjonet) в отношении от-етственности водителей за дорожные происшествия, нет никаких свидетельств, °3воляющих считать, что «смещения» присущи любой форме мышления, естест-еНной или наивной.
394 Глава 13. Социальное представление: феномены, концепт и теория__________________