Б. Понятие «верование, убеждение» и социальная психология

Социальные психологи в последнее время заинтересовались процессами, побуж­дающими испытуемого рассматривать ситуацию, в которой он находится, не толь­ко в зависимости от «объективности» этой ситуации и ее элементов, доступных, хотя бы потенциально, с эмпирической точки зрения, но также в ее соотношении с имплицитными и относительно общими предпосылками, условия формирова­ния которых, разумеется, следовало бы установить. Необходимо было бы разгра­ничить — но не здесь — эти предпосылки и то, что называют когнитивным смеше­нием.

Хорошим примером — который приводится иногда несколько упрощенно -^ было бы то, что Росс назвал фундаментальной ошибкой. Находясь в социальной ситуации, которая воспринимается как позитивная и которую надо «объяснить» при наличии совокупности эмпирических показателей, человек, однако, спон­танно отдает предпочтение «внутренним» объяснениям (личные качества субъ'


В. Верования, убеждения и идеология... 369

екта действия, его естественные диспозиции, его решение, его усилия...), а не «внешним» (роль окружения, среды, обстоятельств...). В измененной форме эта «фундаментальная ошибка» встречается в так называемом примате «нормы внут­ренних объяснений». В наших обществах то, что происходит хорошего в чьей-то жизни, считается исходящим от него самого (внутренние причины), а не от внеш­них условий (внешние причины). Чтобы быть кем-то стоящим (в моральном, социальном, институциональном отношении), надо «взять свою судьбу в собст­венные руки» и управлять ею с помощью энергичных решений, личных и ответст­венных. Такой когнитивный подход к ситуации (личной или социальной) через посредство этого примата, основы которого неуловимы, несомненно отсылает к миру верований. Название одной из прекрасных книг, написанных в связи с инте­ресом к описанной выше проблеме, в этом смысле сформулировано однозначно: «Психология контроля. Внутренние и внешние убеждения» (Dubois, 1987: Lapsy-chologie du controle. Les croyances internes et externes).

В. Условия формирования социокультурных убеждений и их соотнесенность с минимальными когнитивными