Природа каузальной атрибуции
Внутренние и внешние атрибуции.Начиная с работ Хайдера (Heider, 1958) исследователи стали интенсивно подчеркивать различие между внутренней и внешней атрибуцией. Хотя это различие имеет свое значение, две основные проблемы ставят под сомнение его использование и ценность (Miller, Smith, Uleman, 1981).
Во-первых, в каком отношении друг к другу находятся внутренняя и внешняя атрибуции? Хайдер высказал мысль, что это отношение, меняющее местами личностную и ситуационную причинность. Чем в большей степени вы будете считать причиной действия личность, тем в меньшей мере будет рассматриваться в качестве причины окружение (и наоборот). Согласно этой концепции, должна существовать отрицательная корреляция между мерой атрибуции причины личности и мерой атрибуции причины ситуации. Однако во многих исследованиях отмечается положительная корреляция или незначительно отрицательная корреляция между приписыванием причины личности и приписыванием причины ситуации, если их оценивать по раздельным шкалам (Taylor, Koivumaki, 1976). Следовало бы также отметить, что люди, вероятно, пользуются сочетаниями обоих видов атрибуций в определенных условиях, а также для объяснения чрезвычайных событий (Kelley, 1973). Сложные события, затрагивающие многих людей, очевидно, объясняются с помощью соединения внутренней и внешней атрибуции (например, муж объясняет ссору с женой плохим настроением (внутренняя атрибуция) и тем, что дети не спят (внешняя атрибуция); см. Fincham, 1985).
Во-вторых, можно ли различить внутреннюю и внешнюю атрибуцию? Главная проблема заключается в том, что можно переформулировать высказывания, которые, как кажется, предполагают внутреннюю атрибуцию, в высказывания, предполагающие внешнюю атрибуцию, и наоборот (Ross, 1977). Эта проблема особенно очевидна в случае, когда исследователи пытались закодировать атрибуцию, исходя из свободных ответов. Нисбетт с сотрудниками (Nisbett et al., 1973, 2-й эксперимент) попросили студентов написать в нескольких строках объяснение, почему они выбрали свой род занятий в качестве основного. Высказывание «Я Хочу зарабатывать много денег» было закодировано как внутренняя атрибуция, т°гда как высказывание «Химия — это область, где можно хорошо зарабатывать» °Ь1ло закодировано как внешняя атрибуция. Совершенно очевидно, что этот метод можно подвергнуть критике, так как оба типа высказываний содержат сходную информацию, причем фактически одно предполагает другое. Многие исследователи отмечали также, что категории внутренней и внешней каузальности очень Широки и включают весьма разнообразные атрибуции (Lalljee, 1981). Некоторые
328 Глава 11. Теория атрибуции
Б. Фундаментальные вопросы, которые встают при исследовании атрибуции 329
исследователи указывают, что многие испытуемые в проведенных ими экспери-ментах не понимают различий между внутренней и внешней атрибуцией и/идц не видят смысла в таком различении (Taylor, Koivumaki, 1976).
Таким образом, это исследование серьезно ставит вопрос о валидности различения внутренней и внешней атрибуции. Вайнер и коллеги (Weiner, 1986) посвятили несколько лет разработке улучшенного многоаспектного подхода к структуре причинности, доступной для наблюдения. Они установили таксономию причин которая специфицирует свойства, лежащие в их основе. Были выделены три параметра: место — параметр, отсылающий к локализации причины, внутренней или внешней по отношению к личности; устойчивость — параметр, отсылающий к временному характеру причины, которая может быть постоянной, устойчивой (инвариантной) или непостоянной, неустойчивой (варьирующей, переменной)-контролируемость — параметр, связанный со степенью возможного влияния воли человека на причину. Теоретически возможна классификация причин внутри одной из 8 клеток (2 уровня места х 2 уровня устойчивости х 2 уровня контролируемости), хотя Вайнер предупреждал, что точное значение каждой причины может изменяться в зависимости от времени, наблюдателей и ситуаций. Так, например, способность (нормально предполагаемая внутренней/устойчивой/неконтролируемой) могла бы рассматриваться как неустойчивая причина достижения, если бы ожидалось обучение. Точно так же удача (в норме рассматриваемая как внешняя/неустойчивая/неконтролируемая) могла бы предстать как устойчивая характеристика у некоторых людей. Вайнер (Weiner, 1985) считает самым важным тот факт, что даже если интерпретация специфических каузальных умозаключений может меняться, лежащие в основе параметры (место, устойчивость, контролируемость) остаются постоянными. Вайнер разработал этот подход и положил его в основу важной теории мотивации достижений и волнения (эмоции), которую мы рассмотрим ниже в связи с функциями и последствиями. Ясно, однако, что атрибуция неуспеваемости ребенка недостатку старания имеет другие последствия, чем приписывание ее недостаточным способностям. Если преподаватель припишет плохой результат недостаточным способностям ребенка, то весьма возможно, что успехи этого ребенка в будущем ему покажутся менее вероятными, чем если бы он приписал неуспеваемость недостаточному старанию (Weiner, Nie-renberg, Goldstein, 1976). Если сам ребенок припишет свою неуспеваемость недостаточному старанию, это может пощадить его самолюбие, поскольку в таком случае предполагается, что если он более усердно позанимается в следующий раз, он получит хорошие результаты.
Каузальные и другие объяснения с позиции здравого смысла.Несмотря на то что в большинстве исследований, посвященных атрибуции, речь идет лишь о каузальной атрибуции, объяснения здравого смысла включают много разнообразных видов других объяснений. Особый интерес вызвали два различия. Обратившись к давней традиции в философии, Басе утверждал, что причины и основания — логически разные категории, которые служат для объяснения различных аспектов поведения. Он определил причину как «то, что приводит к изменениям», а основание — как «то, для чего производится изменение» (Buss, 1978, р. 13Ш-Статья Басса подняла много интересных вопросов (ср. Locke, Pennington, 19oa)-Однако честнее будет сказать, что это разграничение мало повлияло на дальнейшие исследования.
Разграничение извинений и оправданий оказало большее влияние, хотя соответствующие исследования распространяются на «объяснения», которые выходят далеко за рамки теории атрибуции (cf. Harvey, Weber, Orbuch 1990; McLaughlin, Gody, Read, 1992). Скотт и Лайман (Scott, Lyman, 1968) различают извинения (когда признается плохой или ошибочный поступок, но отрицается ответственность за него) и оправдания (когда признается ответственность, но не связанные с ней негативные основания). Два опубликованных исследования показали, что объяснения, которые заключенные дают своему поступку, в большей мере представляют собой оправдания, чем извинения (Felson, Ribner, 1981; Hendersen, Hew-stone, 1984). Последние авторы проанализировали объяснения с помощью схем кодирования, в которых используются атрибуции и объяснения. Их анализ показал, что важно отличать атрибуцию причины от атрибуции ответственности. Правонарушители иногда признавали свою роль в качестве «причины» в конечном анализе (самоатрибуция), но извиняли свое поведение (утверждая, например, что речь идет о несчастном случае) или оправдывали его (ссылаясь, например, на нормы самозащиты).