В. От интеллекта - к креативности
Мы уже отмечали значение, которое в современной имплицитной теории личности приобрели факторы, связанные с воображением и спонтанностью за счет интеллекта (в «ущерб» ему), — переменной, которая имела гораздо больший вес в имплицитных теориях в более отдаленное время. Качества, относящиеся к «интеллектуальным способностям», благодаря своей важности для социальной группы и своей роли в применяемых в наше время различных технологиях продолжает, конечно, использоваться, но их имплицитные определения сильно изменились в ходе истории.
Мы не будем излагать недавнюю историю, так как этот параметр изучали многие ученые-психологи. Совершенно очевидно, что невозможно использовать эксперименты для исследования соответствующих понятий в другие периоды, но Некоторые историки могут дать аргументы социальному психологу. Детьен и Вер-нан (Detienne, Vernant, 1974) изучали хождение в течение нескольких веков исто-РИи Древней Греции специфической категории способностей — metis, которую °ни называли «умом хитрости».
Глава 10. Эпистемология здравого смысла
Д. Модели социального представления о личности в действии 315
Чтобы понять, как функционирует это качество, они показывают, что необходимо учитывать одновременно технические традиции, мифы и различные системы власти в греческом обществе.
Выработанная в мире ремесленников, рыбаков, моряков, которым приходилось сталкиваться с враждебным окружением, владея весьма примитивными технологиями, metis представляет собой форму практического интеллекта, основанную на хитрости, которая одна только может помочь совладать с материальными трудностями. Они показывают, что это понятие подчиняется «правилам логики» и образует логически последовательную совокупность интеллектуальных и практических приемов, сочетающих проницательность, предусмотрительность, осторожность, ловкость и бдительность. Она требует, кроме того, очень большой опытности и длительного научения. Хотя metis не имеет ничего общего с длинными рассуждениями греческих ученых об интеллекте, которыми полны наши учебники, она имплицитна и эффективна на уровне повседневной жизни. Авторы подчеркивают решающую роль софистов в переходе от понятия в терминах традиционной metis к интеллекту, определяемому особым классом интеллектуалов. Детьену и Вернану удается даже описать «факторы эпохи» (факторы времени). Новое социальное представление «предполагает радикальную дихотомию между бытием и становлением, разумно понятным, сверхчувственным и чувственным опытом. Metis приводит в действие не только ряд оппозиций между антитезами. Сгруппированные попарно, эти противоположные понятия объединяются друг с другом и образуют полную систему антиномий, определяющих два плана реальной действительности, которые взаимно исключают друг друга. С одной стороны, сфера бытия, единичного, непоколебимого, ограниченного прямого и неподвижного знания; с другой — сфера становления, множественности, неустойчивости, смещенного и колеблющегося мнения».
В этих рамках для metis, которая характеризовалась постоянным колебанием между двумя полюсами, ставшими противоположными, места уже не остается.
Ле Дизэр (Le Disert, 1983) особенно интересуется социальным представлением способности, «новой» как на теоретическом уровне, так и на уровне распространения среди определенной публики, — креативности. В этом исследовании показано, что названное понятие фактически передает очень общее представление и о личности, и о ее положении в социальной формации. Эта модель функционирования интеллекта, одновременно индивидуалистическая и антисоциальная, тесно связана с другими представлениями (экология, ремесленничество и руссоистские мифы о природе человека).
По своей природе эта способность может быть представлена только образном схемой бурной спонтанности, стесненной, блокированной материальными препятствиями, оковами, латами или «законсервированной культурой». Со стороны индивида — возможности (потенциал), жизнь, а со стороны общества — принуЖ" дение, трафарет и рутина. Было показано также, что эта модель присутствует У столь различных социальных категорий, как инженерно-технические кадры или преподаватели. Социальное представление о креативности существует в нескольких вариантах, которые объясняются местом и социальной функцией каждой и этих двух групп.
Ле Дизэр изучает функционирование этого представления у преподавателей, предложив им описать самого умного или самого креативного ученика, и показЫ'
Ш Имплицитные теории интеллекта и креативности
I—1 Оценки, полученные 1—' для шести факторов
Рис. 10.6. Имплицитные теории интеллекта и креативности. Оценки, полученные для шести факторов, описанных в табл. 10.4
вает различие, существующее между обеими имплицитными теориями, и их проявление в отчетах педагогов.
Мы предложили двум группам студентов-психологов описать с помощью материала теста 16 PF идеально умного индивида в одной группе и идеально креативного индивида — в другой. (Материал этот уже использовался для выявления имплицитной теории, функционирующей при восприятии других людей вообще.) Мы можем вычислить оценку для каждого фактора, рассчитав среднее всех оценок, данных испытуемыми каждому качеству, составляющему фактор. Результаты могут быть представлены на рис. 10.6.
В общем, люди, имеющие одну из этих способностей, по-видимому, экстраверты, независимые и относительно малосклонны к тревоге. Мы без удивления констатируем различие между обоими представлениями в факторе V, но это различие далеко не самое значительное и не самое интересное. Креативность и интеллект, вероятно, различаются и даже противостоят друг другу в некоторых других факторах. Креативный индивид в большей степени экстраверт и более склонен к тревоге, чем интеллектуал. Максимальное различие наблюдается в факторах III и IV, касающихся воображения и спонтанности. В отношении этого последнего качества можно даже говорить о противоположности в понимании способностей. Человек творческий воспринимается как более независимый, чем умный человек.