А. Имплицитные теории и специалисты по теории личности
Впечатление о другом человеке возникает у нас, следовательно, в результате установления структур, определяемых социальным представлением о личности. Но в то же время ученые, как можно более объективно объясняя, что представляет собой эта личность, выявили структуру, обнаруживающую те же характеристики. Если эта структура претерпевает исторические и социальные изменения, то ее теоретический объект, стало быть, не имеет той обобщенности, которую придает ему этот тип теории личности.
Влияние существования особых представлений о личности в период появления этих теорий может объяснить отмеченное сходство двумя причинами: с одной стороны, на уровне своих исходных гипотез и своих теоретических рамок, а также благодаря значению, которое придается устойчивым личностным характеристикам при объяснении поведения, теории эти уходят своими корнями в здравый смысл, и они не могли бы осуществить свой «эпистемологический разрыв»; с Другой стороны, используемая методика их валидизации обращается главным образом к речи, к высказываниям о человеке.
Бофис (Beaufils," 1981) показал, что самые признанные персонологи (напри-МеР, такие, как Кеттелл, Айзенк) поначалу, при составлении вопросников, систе-
атически прибегали к помощи наивных испытуемых и к оценкам, даваемым Л1°Дьми, хорошо знакомыми с оцениваемым человеком.
Происходящий процесс можно сравнить с игрой, где с помощью зеркал обмечаются отражениями, роль которых в данном случае выполняют элементы зна-||ия, причем последнее слово остается за социальным представлением. Наивные
спытуемые, люди, отвечающие на задания вопросников, а также теоретики лишь м°билизуют представление, которое само несет в себе теорию.
Кафе «Дю Коммэрс» — кафе в Париже, которое служит своего рода клубом для любителей политических дискуссий. — Примеч. перев.
3"| 0 Глава 10. Эпистемология здравого смысла
Д. Модели социального представления о личности в действии 311
Мы провели эксперимент, попросив примерно 100 испытуемых рассказать нам о личности человека, которого они хорошо знают. Для этого они должны были выбрать оценку на шкале из 10 делений, которые имели по два полюса со словами, называющими противоположные качества (например: спокойный — встревоженный; наивный — проницательный). В целом материал для эксперимента был построен на основе теста 16 PF Кеттелла. Было распределено по две пары качеств на каждый из 16 параметров, способных описать личность в целом.
Подвергнув все оценки, данные испытуемыми, факторному анализу типа Vari-тах, можно выделить 6 основных факторов, которые описаны в табл. 10.4.
Таблица 10.4 Факторы, организующие атрибуцию качеств испытуемыми, характеризовавшими хорошо знакомого человека (процедура Varimax)
Фактор I | Фактор II |
• Сдержанный — открытый • Замкнутый — экспансивный • Робкий — любящий приключения, смелый • Недоверчивый — доверчивый • Консервативный — открытый • Холодный — пылкий • Боязливый — предприимчивый • Осторожный — действующий инстинктивно • Склонный к переживанию фрустра ции — несклонный к переживанию фрустрации • Неуверенный в себе — уверенный в себе | • Эмоционально устойчивый — эмоцио нально неустойчивый • Спокойный — встревоженный • Независимый — зависимый • Контролирующий себя — неконтроли- рующий себя • Раскованный— скованный • Неревнивый — ревнивый • Спокойный — впечатлительный, воз будимый |
Фактор III | ФакторIV |
• Недоверчивый — доверчивый • Практичный — склонный к воображе нию • Проницательный — наивный • Формалист — мечтатель • Конкретно мыслящий — абстрактно мыслящий | • Зависимый — независимый • Наивный — проницательный • Консервативный — открытый • Психологически зависимый от груп пы — психологически независимый • Придающий значение условностям — критический ум |
Фактор V | Фактор VI |
• Неумный — умный • Контролирующий себя — неконтроли- рующий себя | • Рациональный — спонтанный • Холодный — пылкий • Не считается с мнением других людей — считается с этим мнением |
Сравнение факторов, лежащих в основе имплицитной теории, со структурой, предусмотренной теорией Кеттелла, показывает, что, несмотря на общее сходсТ' во, имеются существенные различия.
Если два фактора (I и II), по-видимому, соответствуют двум «суперфакторам» (тревога и экстраверсия), описанным классическими авторами, то можно заметить, что «независимость» каждой группы качеств гораздо слабее: некоторые черты, обычно относимые к факторам «тревога» и «устойчивость», попадают в параметр «экстраверсия». Один фактор, который играл незначительную роль в концепции Кеттелла, оказался в нашем исследовании на третьем месте. Он охватывает характеристики, относящиеся к способности к воображению и к выработке абстрактных понятий, и противостоит «практичности» и «конкретности». Интеллект, не зависящий от этого последнего фактора, понимается как деятельность, по своей сущности контролируемая, очень отличающаяся от воображения и спонтанности.
Если мы обработаем те же самые данные с помощью другой методики, более близкой к той, которую использовал Розенберг, то мы получим в итоге два фактора, описанных в табл. 10.5.
Таблица 10.5 Факторы, организующие атрибуцию качеств испытуемыми, характеризовавшими хорошо знакомого человека (процедура Anafas)
ФакторI | Фактор II |
• Экспансивный — замкнутый • Отважный, смелый, склонный к при ключениям — робкий • Открытый — сдержанный • Контролирующий себя — неконтроли- рующий себя • Независимый — зависимый • Предприимчивый— боязливый • Несклонный к переживанию фрустра ции — склонный к переживанию фру страции • Раскованный — скованный • Спокойный — встревоженный • Уверенный в себе — неуверенный в себе | • Мечтатель — формалист • Абстрактно мыслящий — конкретно мыслящий • Склонный к воображению — практич ный • Наивный — проницательный • Спонтанный — рациональный • Действующий инстинктивно — осто рожный |
Отмеченный выше сплав параметров «эстраверсия» и «тревога» подтверждается: спокойствие, разрядка связываются с такими чертами, как экспансивность, гармоничность, дух авантюризма. Бедный Люсьен... Второй фактор охватывает, однако, противоположный стиль интеллектуального поведения: мечтательность, спонтанность, инстинктивность противостоят практичности и рациональности.
Как объяснить эти нарушения обычных представлений, это «соскальзывание» ь общую структуру по отношению к факторам Кеттелла?
Кажется, что имплицитная теория функционирует как факторная теория с «переменной геометрией». Чтобы объяснить структуру, обнаруженную при чтении Результатов этого эксперимента, проведенного в 1981 г., может быть, следует выйти из лаборатории и рассмотреть некоторые ценностные идеалы, распространенные в нашем обществе вот уже лет пятнадцать. Год 1968-й, власть воображения, отказ от определенного вида конформизма, усиление индивидуализма, стремле-
312 Глава 10. Эпистемология здравого смысла
Д. Модели социального представления о личности в действии 313
ние к равновесию личности, конечно, не чужды этому способу построения новых объектов.
Мы видели не только в воображении, но и в действительности, на наших улицах, этих молодых людей — идеальный тип индифферентных (cool) людей, на которых потом с некоторым презрением взирали молодые люди clean («чистые, непорочные») как на представителей исчезающей породы — Babacool.
Сам Кеттелл с удивлением констатировал, что с 1970 г. молодежь все чаще положительно отвечала на фактор М (противопоставление «богема — мещанство») Как будто можно всю жизнь заниматься личностью людей, не оглядываясь вокруг себя. Он, конечно, не завсегдатай концертов Боба Дилана или собраний выходного дня каких-нибудь «гуру» Западного побережья.
Что касается таких качеств, как воображение, творческие способности, то под воздействием экономического кризиса владельцы предприятий и правительство умоляют нас развивать этот тип способностей, в то время как преподаватели и воспитатели стараются формировать человека будущего с помощью педагогических теорий, основанных на той же модели человека. Скоро придется переделывать все личностные тесты!