Б. Социальное представление «другого»
Тенденция испытуемых объяснять поведение других людей наличием у них устойчивых характеристик, восприятие «целостности» человека, личности, следовательно, является скорее результатам этого долгого процесса объективации, чем условий общего психокогнитивного функционирования.
Что это — то, что некоторые авторы называют психологикой или специфической логикой — которой подчиняется всякое социальное представление? Заключается ли предмет социальной психологии в поисках правил действия этой психологики, в сетованиях на ее отклонения от формальной логики, которая должна была бы быть логикой разумного (рационального) индивида? Не должна ли социальная психология скорее изучать и понимать эффективность этих «других логик»?
С социальной точки зрения существует «логика нелогичного» (Windish, 1982), которая играет определяющую роль во всех видах нашего социального поведения, в отношениях между группами, в различных формах, которые они могут принимать и в их историческом развитии. Понятие социального представления, которое вновь сделал актуальным Московичи (Moscovici, 1976, 1981) и которое было применено в европейских экспериментальных исследованиях, позволяет избежать теоретических противоречий, столь подробно описанных нами выше.
Схемы причинности, схваченные на индивидуальном уровне, функционирующие «в голове» каждого конкретного испытуемого, отражают прежде всего социальную причинность и то, как различные группы понимают и объясняют через свое восприятие ход жизни общества, конфликты и иерархические системы, его характеризующие.
Эффективность процесса заключается в том, что хотя испытуемые не «знают» теории, они ее используют, а она использует их. И хотя они способны сформулировать ее эффекты (результаты, действие), логика ее им недоступна. Достаточно заметить те предосторожности, которые предпринял автор данной статьи при «объяснении» факторного анализа читателям, чтобы понять, что, даже будучи «наивным статистиком», испытуемый не может проследить логику, лежащую в ос-н°ве его впечатления.
Через социальные представления мы имеем дело с объектами, а не с концепта-
• После того как (это показал Московичи по поводу распространения психо-ализа) эти понятия здравого смысла были поначалу концептами в определен-1х Рамках научной теории, они снова превращаются в объекты. Этот последний Р°Цесс сопровождается, кроме того, схематизацией и введением имплицитной е°рии, которая уже не имеет ничего общего с исходной теорией. Люсьен, с его Р°Мным — с целую гору — Сверх-Я, может быть только закомплексованным под Ким давлением. И нет ничего удивительного — при его робости, — что он «не Форме»!
308 Глава 10. Эпистемология здравого смысла
Д. Модели социального представления о личности в действии 309
Некоторые понятия, предстающие перед нами как очевидные данные в экспериментах, описанных в части I, распространяются, институционализируются и участвуют в создании новых социальных отношений, восстанавливают и приспосабливают бывшие имплицитные теории, дают новые объяснения коллективной деятельности. Новые объяснения могут привести к социальным движениям, предлагающим на основе этих объяснительных систем «сыграть на некоторых переменных», чтобы добиться нового общественного порядка.
Мы видели, как Люсьен борется с двумя типами институтов, существующих в нашем обществе. Доступ к определенному типу работы, место, занимаемое в социальной системе, проходит через обладание определенным личностным капиталом. Что касается необходимости быть более уверенным в себе, чтобы противостоять определенному типу общественной жизни, то эта цель может быть достигнута с помощью ассертивной терапии, которую собирается с ним провести психотерапевт Внимательная.
Другими словами, чтобы найти для себя более положительный имидж, Люсьен скорее стал бы посещать исповедальни, чем Университетское бюро психологической помощи. Может быть, его взяли бы с испытательным сроком на должность продавца. Социальные представления о личности отражают социальную практику и определяют появление новых методов практической деятельности. Лейенс (Leyens, 1982) более специально изучал логику имплицитных теорий личности по диагнозам, поставленным психиатрами и психологами.
Эти социальные представления, имея идеологическое происхождение, дают ответ на все вопросы. Отдельный объект появляется в теоретическом мире испытуемого не в одиночестве, он определяется также по отношению к другим объектам, и представления задают правила сочетания этих различных объектов. Некоторые идеологии1 квалифицируют как тоталитарные. С этой точки зрения всякая идеология тоталитарна. Все происходит так, как если бы «человек с улицы» действовал не только как наивный психолог, но также и как наивный антрополог.
При более внимательном рассмотрении мы заметим, что современные имплицитные теории управляют не только интерпретацией наблюдаемого человека, но также истолкованием взаимосвязей в системе «индивид—общество—природа». Имплицитное не отступает перед «великими теоретическими системами». Мы увидим далее, что в когнитивном мире наших испытуемых открытость противостоит (противодействует) консерватизму, а независимость определяется не недостаточным согласием с другими людьми, а отвержением социальных норм. Использование имплицитной теории, основанной на индивидуалистической и социофобной модели, действительно предполагает некую модель того, что теперь называется обществом, которое стало в системе нашего мышления таким же ре альным объектом, как и личность, оспаривая ее ответственность за некоторые феномены.
Имплицитные теории приводят к тому, что индивидуальные или социальны события воспринимаются как естественные («натурализуются»). Они выполн ют, следовательно, аксиологическую функцию. Через свои схемы причинности свое видение социального мира имплицитные теории передают нормативны
1 В этом случае термин «идеология» означает, как сказал бы Р. Арон, «политические представлен' моего противника».
модели и идеалы благодаря своей «естественности». Объяснительные системы, которые дает социальное представление, отражают также, аналогично научным теориям, споры и столкновения между социальными группами. Происходящие в настоящее время дискуссии о понятии интеллекта, о его определении, споры о т0м, является ли интеллект врожденным или приобретается, — все это не только научная полемика: возобновление давних споров между специалистами можно объяснить только политической функцией этих разногласий, которую они уже несколько лет выполняют в противостоянии между либерализмом и социализмом. Широкое распространение соответствующей аргументации в различных органах печати, каждый из которых имеет свои источники информации и своих специалистов, имеющих репутацию ученых, развитие биологии в последнее время привели к изменению у политических деятелей и стратегов из кафе «Дю Ком-мэре»1 доводов, приводимых для оправдания или критики различных типов функционирования общества.