Б. Модель целостности
По мнению Аша (Asch, 1946-1954), мы воспринимаем людей как отдельные уникальные индивидуальности и из их различных характеристик создаем образ особого типа. Мы рассматриваем всякое поведение как эффект, производимый человеком — автором, являющимся причиной этого поведения. Когда действие и человек составляют когнитивное единство, человек как бы приобретает качество своих действий и феноменологически представляется их первопричиной. Этот аспект феномена более специально исследовал Хайдер (Heider, 1958), но Аш подчеркивает тот факт, что впечатление, которое у нас складывается об индивиде, — очень унифицированно, мы воспринимаем человека в целом. Как создается это единство? Существуют две возможности. Можно предположить, что впечатление представляет собой простую сумму черт (качеств). Если мы наблюдаем некоторое число поведенческих актов и если в каждом случае поведение объясняется обладанием определенным качеством, впечатление будет суммой этих качеств. Эта модель, характеризуемая как аддитивная (основанная на сложении), вызвала много исследований и породила некоторое число вариантов. С точки зрения Аша, последователя гештальт-психологии, эта модель не позволяет понять единство впечатления. Он подчеркивает динамичность целого, в котором каждая черта получает свою значимость в соотношении с другими чертами, воздействуя, в своЮ очередь, на совокупность качеств (ум холодный, расчетливый наводит нас на мысли о совершенно других способностях, чем живой и блестящий ум). С этой точки
зрения в общем впечатлении не все качества одинаково важны, не все имеют одинаковый вес: одни характеристики — центральные, другие — периферийные. Сопоставление результатов двух экспериментов Аша позволит нам проиллюстрировать эту концепцию в терминах динамичного целого. В первом эксперименте каждой из двух групп испытуемых читают список качеств, описывающих какого-то человека. Первой группе дается портрет: «умный, способный, трудолюбивый, пылкий, решительный, осторожный». Второй группе предлагается тот же портрет, за исключением качества «пылкий», вместо которого вводится качество «холодный». Испытуемые должны высказать свое впечатление, выбирая из данного им списка прилагательных такие, которые, по их мнению, также характеризуют этого человека.
Гипотеза заключается в том, что атрибуты «пылкий» и «холодный» будут функционировать как центральные качества и окажут сильное влияние на впечатление в целом.
Второй эксперимент совпадает с первым во всем, кроме переменной «пылкий — холодный», которая заменена парой «вежливый — резкий». Рассмотрим в табл. 10.1 выборку из ответов испытуемых на качества из списка.
Таблица 10.1 Процент качеств, выбранных из списка в экспериментах Аша
Эксперимент 1 | Эксперимент 2 | |||
пылкий — холодный | вежливый — резкий | |||
Благородный | ||||
С чувством юмора | ||||
Общительный | ||||
Влиятельный | ||||
Контролирующий себя | ||||
Честный, порядочный |
Полученные результаты явно показывают обоснованность гипотез Аша. Пара характеристик «пылкий — холодный» действительно оказывается центральной и воздействует значительно более сильно на окончательное впечатление, чем пара «вежливый — резкий», которая предстает как периферийная.
Проведя много подобных экспериментов, Аш смог доказать, что центральный характер качества действительно определяется взаимодействием с целым. Качество «пылкий» может, например, стать периферийным в контексте «послушный, слабый, поверхностный, лишенный честолюбия, пустой».
Келли (Kelley, 1950) получил результаты, сходные с результатами Аша, в ситуации социального взаимодействия. Его эксперимент заключался в следующем: Двум разным классам, изучающим психологию, представили нового преподавателя, которыйдолжен был прочитать только одну лекцию. Одному классу его представили как человека, пользующегося всеобщим уважением в своем окружении, трудолюбивого и пылкого и т. д. (список Аша). Другому классу его представили
298 Глава 10. Эпистемология здравого смысла
Б. От эффекта ореола (галоэффекта) — к понятию имплицитной теории личности 299
как человека холодного. После лекции этот новый преподаватель (на самом деле — помощник экспериментатора) организовал 20-минутную дискуссию студентов По окончании дискуссии испытуемые должны были выразить свое впечатление от этого человека с помощью списка качеств. При этом оказалось, что впечатление действительно определялось наличием прилагательных «пылкий» и «холодный». Но другой результат, который не мог быть получен в экспериментах Аша придает большой интерес ситуации в естественных условиях, использованной Келли. Он записал на пленку все обсуждение в группе и показал, что испытуемые, получившие «пылкое» описание, чаще стремились избежать взаимодействия с преподавателем, чем остальные испытуемые. Изменение впечатления, кроме того повлияло на атмосферу в группе и на частоту обменов.