Л. Перспектива
Категориальная принадлежность, которая проявилась в описанных выше экспериментах, была самой разнообразной: категория пола, национальности, профессии; категории, существовавшие до экспериментальной ситуации и такие, существование которых прекращается с прекращением экспериментального взаимодействия. Совершенно очевидно, что мы не придаем одинаковый статус всем этим категориям, но мы думаем, что один и тот же процесс, который усиливает различия между разными категориями и сходство внутри одной и той же категории, может проявиться, когда характеристики ситуации делают категорию принадлежности рельефной на более или менее длительное время. Эти ситуации могут °Ыть созданы в условиях эксперимента, но они также постоянно встречаются и в повседневной жизни и, более того, именно через такие ситуации, активирующие процесс категоризации, создаются и воспроизводятся характеристики общества. Следовательно, неудивительно, что при анализе фактов жизни общества, замеченных вне экспериментальных ситуаций или описанных специалистами других Паук, не принадлежащих к социальной психологии, также используются понятия, Которые можно связать с нашим определением процесса социальной категориза-
284 Глава 9. Отношения между группами
ции. В конце главы мы хотели бы привести несколько примеров такого анализа который согласуется с описанием основных типов динамики, намеченных выще Мы ни в коем случае не стремимся дать исчерпывающее описание всех примеров, и ограничимся одной или двумя иллюстрациями к каждому разделу этой главы! Мы их не привели в самих разделах не потому, что хотели подчеркнуть особенно выдающуюся роль экспериментального анализа социальной динамики, а потому что мы хотели с уважением отнестись к оригинальности различных теоретических подходов и не вводить анализ в рамки модели категоризации в тех случаях, когда он был разработан на основе других взглядов.
Что касается формального описания процесса категоризации с его двумя пропозициями — одной, касающейся усиления различий, и другой, относящейся к усилению сходства, — оно практически используется как таковое лингвистами. Так, Либерман с сотрудниками (Либерман, 1957) доказывают, что узнавание фонемы предполагает некоторую прерывность в восприятии акустических феноменов, при которой очень маленькие различия между двумя категориями звука воспринимаются, тогда как такие же различия внутри одной и той же категории звука смешиваются. Этот принцип в настоящее время лежит в основе многих исследований развития узнавания фонем у маленьких детей. Но известно, как совсем в другой области Леви-Стросс (Levi-Strauss, 1967, р. 88), вдохновленный структурной лингвистикой, пришел к постулату общего существования процесса «дуалистической организации», которая, по его мнению, входит в состав «фундаментальных структур человеческого ума». Мифы и маски циркулируют между группами, изменяя свое значение после пересечения границы. Дифференциация становится инверсией символов, а однородность — идеализированной унификацией на уровне представлений о поведении. Они отличаются логической несвязностью, как, например, в случае, когда члены одной группы утверждают, что у них браки экзогамны, тогда как на самом деле многие из них заключили эндогамные браки (Levi-Strauss, 1958).
Социолог Виндиш (Windisch, 1982), изучая ксенофобию в Швейцарии, встречается с феноменами гомогенизации и генерализации, исследованными экспериментаторами. Более того, он показывает, что пользующиеся этими методами для отграничения своей группы, объединенной гражданством, от иностранцев — это те же люди, которые наиболее яростно защищают унифицирующее и нормативное представление о своей собственной группе, относя к девиантности — впрочем, вызванной, по их мнению, влиянием иностранцев — поведение, противоречащее этому унитаристскому взгляду. Другой социолог уже давно описал, как пересечение принадлежностей может ослабить динамику категоризации: «Общество, в котором свирепствует дюжина оппозиций, линии раздела между которыми идут во многих направлениях, может подвергнуться меньшему насилию и взорваться не так быстро, как другое общество, разделенное одной линией противопоставления. Каждое новое расхождение способствует уменьшению общего рас кола, так что можно сказать, что общество скрепляется в одно целое своим внутренними конфликтами» (Ross, 1920, р. 165). В Бельгии Лорвин (Lorwin, 197/; изучает языковое и политико-идеологическое пересечение принадлежностей, под тверждающее этот тезис Росса. Этнологи также описывают пересечения принаД лежности. Класс, который в терминологии Жолена (Jaulin) называется «свои лЮ" ди», «люди, как я» и который образует совокупность людей, подобных данному
_______________ _____________________________________________ Л. Перспектива 285
индивиду, среди которых он не находит себе жены, может пересечься с классом «людей другого», на представительнице которого индивид женится. Такое пересечение двух групп может произойти, например, когда люди живут в одном доме с другими людьми, и это, по мнению того же автора, является фактором равновесия и гармонии: «Если фундаментальной единицей общества является группа или если "свои люди" и "люди другого" связаны, "перекрещены", то этот другой не будет определяться отрицательно как "не я", но в первую очередь позитивно, как бы комплементарно. Конечно, в строгом понимании слова "бракосочетание" этот другой будет осознаваться как "не я", но с точки зрения общественного порядка и функционального единства людей, будь то единство места жительства или ядро сил, природа которых будет изменяться вместе с цивилизациями, — этот "другой" будет "подаваться" положительно вместе с "я"» (Jaulin, 1973, р. 306).
Эволюция стереотипов, которые американцы формулируют в отношении немцев, русских и японцев, описана Эрлихом (Ehrlich, 1973), и она совместима с эффектами, описанными в разделах категоризации по действиям: в 1942 г. русские — союзники, и их имидж гораздо более положителен, чем позднее, когда союзниками американцев в «холодной войне» стали немцы и японцы, которые в свою очередь получили более положительную репутацию. Подобные союзы образуют в некотором смысле проекты высшего интереса, как их понимал Шериф, и они связывают между собой динамику поведения, представлений и оценок.
Работы Бурдье (Bourdieux), в частности его книга «Различение» (La distinction, 1979), — это подлинное исследование социальной дифференциации на основании действий. Здесь описывается, как складывается социальная идентичность (identite sociale) через процессы дифференциации в самых различных областях жизни общества — от питания до выражения эстетических предпочтений. Как многие другие исследователи, Рансимэн (Runciman, 1972) подчеркивает необходимость изучения сравнений, которые социальные категории и группы осуществляют по отношению друг к другу, чтобы понять их поведение в политической и профсоюзной деятельности. Браун (Brown, 1978) показывает, насколько такие сравнения важны для оценки политики в сфере зарплаты. Он расширяет границы применения исследований Тэджфела, который изучал именно матрицы вознаграждения.
Асимметрия в динамике индивидуальной и коллективной идентичности встречается даже в статьях французских газет. Так, Гийомэн (Guillaumin, 1972) обнаружил, что рассказы в прессе, касающиеся взрослого белого, мужчины, христианина по вероисповеданию, находящегося в здравом уме, французского гражданина, не упоминают об этих категориях принадлежности. Напротив, когда, например, речь идет о женщинах, детях, стариках, чернокожих, евреях, гомосексуалистах или иностранцах, эти категории принадлежности отмечаются эксплицитно. Дело происходит так, как если бы через газеты группа, называемая категоризирующей, взяла на себя функцию нормы и маркировала бы эксплицитно по их категориальной принадлежности тех, кто относится к другим группам - категоризуемым. Атлет может побить рекорд. Атлетка поставит женский рекорд. Журналисты идентифицируют также гораздо чаще с помощью имени, точного указания возраста или других особенностей индивидов, принадлежащих к категоризирующей группе, в то время как члены категоризируемых групп чаще всего в первую очередь определяются по категориальной принадлежности: «Дети, подростки (или моло-
'86 Глава 9. Отношения между группами___________________________________________
ежь) и старики называются как таковые, тогда как взрослые характеризуются лределенным возрастом с указанием числа лет, но их при этом не называют зрослыми» (Guillaumin, 1972, р. 163). Банальная фраза «Господина Артура Анна [ его жену, а также старика господина Бурбона пришлось отправить в централь-[ую больницу» (там же) тем не менее включает три различные степени индиви-[уации и категоризации.
В работе Болтанского (Boltanski, 1982) о служащих инженерно-администра-ивного состава показано, что вариации в выработке прототипов, как их изучали "альмазо и Помбени (Salmaso, Pombeni, 1986), могут играть важную роль в ходе :оциальной динамики. Если существует социальная группа, гетерогенная по не-:кольким параметрам (социальное происхождение, доходы, типы профессиональ-юй деятельности, образ жизни), то это, несомненно, административно-инженер-ше кадры. Болтанский (Boltanski, 1982) описывает коллективную работу, выпол-1енную для того, чтобы сделать эту группу социальной реальностью, — как бы третьей стороной между рабочими и хозяином. Но группа остается гетерогенной, гто отражается в социальном представлении о ней членов самой этой группы. ^Действительно, все происходит так, как если бы структура ментальных категорий, которые служат для того, чтобы представить себе эту группу, была подобна структуре группы, — гипотеза, которая сама основывается на концепции, соглас-ю которой мыслительные категории имеют структуру. Это гипотеза, которая операциям научной логики, эксплицитно или имплицитно рассматривающей категории как гомогенные дискретные совокупности, противопоставляет операции трактической логики, предполагающей, что категории организованы вокруг цент-зального ядра, но лишены четких границ, которые позволяли бы дать абсолютное эпределение принадлежности или непринадлежности» (Boltanski, 1982, р. 484). Автор делает обильные ссылки на исследования Элеоноры Рош (Eleanor Rosh), когда описывает эти представления. Его анализ выходит за пределы описательного уровня, когда он указывает функции, которые могут выполнять эти расплывчатые категории: облегчать дикую конкуренцию без точной оценки различий показателей-признаков статуса; скрывать важные расхождения за множеством сложных переплетений или пересечений принадлежности; в зависимости от обстоятельств и стратегий заниматься различными включениями и исключениями. Как это ни парадоксально, приходится говорить о «сплоченности расплывчатой совокупности» или о «силе слабых агрегатов».
Асимметрия в представлениях различных групп друг о друге имеет, конечно, практические приложения за пределами деятельности по охвату и пониманию сложного социального феномена. Доказательством этого может служить один из приговоров Верховного суда США, когда пришлось прибегнуть к экспертизам, выполненным специалистами по экспериментальному изучению стереотипных представлений мужчин и женщин друг о друге (Fiske, Besoff, Borgida, Deaux, Heil-man, 1991). Это действительно хорошая иллюстрация важности для общества социально-психологических исследований.
В увлекательной книге Турэн с сотрудниками (Touraine, 1982) описывают свою работу с активистами «Солидарности» в шести городах Польши на важных этапах периода переговоров с властями того времени. Это свидетельство ценно не только по очевидным историческим причинам. Оно ценно также и для горазд0 более ограниченных задач данной главы учебника.
Л. Перспектива 287
В самом деле, это еще одна иллюстация метода социологического вмешательства, разработанного Турэном (Touraine, 1978), который можно рассматривать как подлинный метод переговоров. Он стремится привести к лучшему пониманию исторических задач социального конфликта. Чтобы этого достигнуть, защитники какого-либо дела (например, студенческого движения, борьбы против ядерного вооружения, движения за сохранение провансальского языка, профсоюзной борьбы) вступают в переговоры с представителями противной стороны. Они стремятся определить свою идентичность через неизбежную динамику противостояния. Затем эти активисты более непосредственно работают с социологами, чтобы поставить принципы идентичности и оппозиции в более широкие рамки определения целей борьбы за все общество в целом. На первый взгляд такое участие социологов представляется весьма далеким от тех ситуаций, которые изучаются социальными психологами-экспериментаторами, специалистами по переговорам. Тем не менее оно требует постоянного владения социально-психологической динамикой внутригрупповых и межгрупповых взаимоотношений, которую это участие вызывает и которая необходима для порождения новой социальной действительности.
Можно было бы еще больше расширить описание перспектив экспериментальных исследований социальной категоризации. Мы, однако, думаем, что уже достигли своей цели - убедить читателя в том, что изучение этого процесса проливает свет на динамику, находящуюся в центре многообразной проблематики, представляющей главный предмет анализа во многих областях гуманитарных наук.
Часть