Л. Перспектива

Категориальная принадлежность, которая проявилась в описанных выше экспе­риментах, была самой разнообразной: категория пола, национальности, профес­сии; категории, существовавшие до экспериментальной ситуации и такие, сущест­вование которых прекращается с прекращением экспериментального взаимодей­ствия. Совершенно очевидно, что мы не придаем одинаковый статус всем этим категориям, но мы думаем, что один и тот же процесс, который усиливает разли­чия между разными категориями и сходство внутри одной и той же категории, может проявиться, когда характеристики ситуации делают категорию принад­лежности рельефной на более или менее длительное время. Эти ситуации могут °Ыть созданы в условиях эксперимента, но они также постоянно встречаются и в повседневной жизни и, более того, именно через такие ситуации, активирующие процесс категоризации, создаются и воспроизводятся характеристики общества. Следовательно, неудивительно, что при анализе фактов жизни общества, заме­ченных вне экспериментальных ситуаций или описанных специалистами других Паук, не принадлежащих к социальной психологии, также используются понятия, Которые можно связать с нашим определением процесса социальной категориза-


284 Глава 9. Отношения между группами

ции. В конце главы мы хотели бы привести несколько примеров такого анализа который согласуется с описанием основных типов динамики, намеченных выще Мы ни в коем случае не стремимся дать исчерпывающее описание всех примеров, и ограничимся одной или двумя иллюстрациями к каждому разделу этой главы! Мы их не привели в самих разделах не потому, что хотели подчеркнуть особенно выдающуюся роль экспериментального анализа социальной динамики, а потому что мы хотели с уважением отнестись к оригинальности различных теоретиче­ских подходов и не вводить анализ в рамки модели категоризации в тех случаях, когда он был разработан на основе других взглядов.

Что касается формального описания процесса категоризации с его двумя про­позициями — одной, касающейся усиления различий, и другой, относящейся к усилению сходства, — оно практически используется как таковое лингвистами. Так, Либерман с сотрудниками (Либерман, 1957) доказывают, что узнавание фо­немы предполагает некоторую прерывность в восприятии акустических фено­менов, при которой очень маленькие различия между двумя категориями звука воспринимаются, тогда как такие же различия внутри одной и той же категории звука смешиваются. Этот принцип в настоящее время лежит в основе многих исследований развития узнавания фонем у маленьких детей. Но известно, как совсем в другой области Леви-Стросс (Levi-Strauss, 1967, р. 88), вдохновленный структурной лингвистикой, пришел к постулату общего существования процесса «дуалистической организации», которая, по его мнению, входит в состав «фунда­ментальных структур человеческого ума». Мифы и маски циркулируют между группами, изменяя свое значение после пересечения границы. Дифференциация становится инверсией символов, а однородность — идеализированной унифика­цией на уровне представлений о поведении. Они отличаются логической несвяз­ностью, как, например, в случае, когда члены одной группы утверждают, что у них браки экзогамны, тогда как на самом деле многие из них заключили эндогамные браки (Levi-Strauss, 1958).

Социолог Виндиш (Windisch, 1982), изучая ксенофобию в Швейцарии, встре­чается с феноменами гомогенизации и генерализации, исследованными экспери­ментаторами. Более того, он показывает, что пользующиеся этими методами для отграничения своей группы, объединенной гражданством, от иностранцев — это те же люди, которые наиболее яростно защищают унифицирующее и норматив­ное представление о своей собственной группе, относя к девиантности — впро­чем, вызванной, по их мнению, влиянием иностранцев — поведение, противоре­чащее этому унитаристскому взгляду. Другой социолог уже давно описал, как пересечение принадлежностей может ослабить динамику категоризации: «Общест­во, в котором свирепствует дюжина оппозиций, линии раздела между которыми идут во многих направлениях, может подвергнуться меньшему насилию и взо­рваться не так быстро, как другое общество, разделенное одной линией противо­поставления. Каждое новое расхождение способствует уменьшению общего рас кола, так что можно сказать, что общество скрепляется в одно целое своим внутренними конфликтами» (Ross, 1920, р. 165). В Бельгии Лорвин (Lorwin, 197/; изучает языковое и политико-идеологическое пересечение принадлежностей, под тверждающее этот тезис Росса. Этнологи также описывают пересечения принаД лежности. Класс, который в терминологии Жолена (Jaulin) называется «свои лЮ" ди», «люди, как я» и который образует совокупность людей, подобных данному


_______________ _____________________________________________ Л. Перспектива 285

индивиду, среди которых он не находит себе жены, может пересечься с классом «людей другого», на представительнице которого индивид женится. Такое пересе­чение двух групп может произойти, например, когда люди живут в одном доме с другими людьми, и это, по мнению того же автора, является фактором равновесия и гармонии: «Если фундаментальной единицей общества является группа или если "свои люди" и "люди другого" связаны, "перекрещены", то этот другой не будет определяться отрицательно как "не я", но в первую очередь позитивно, как бы комплементарно. Конечно, в строгом понимании слова "бракосочетание" этот другой будет осознаваться как "не я", но с точки зрения общественного порядка и функционального единства людей, будь то единство места жительства или ядро сил, природа которых будет изменяться вместе с цивилизациями, — этот "другой" будет "подаваться" положительно вместе с "я"» (Jaulin, 1973, р. 306).

Эволюция стереотипов, которые американцы формулируют в отношении нем­цев, русских и японцев, описана Эрлихом (Ehrlich, 1973), и она совместима с эф­фектами, описанными в разделах категоризации по действиям: в 1942 г. русские — союзники, и их имидж гораздо более положителен, чем позднее, когда союзника­ми американцев в «холодной войне» стали немцы и японцы, которые в свою оче­редь получили более положительную репутацию. Подобные союзы образуют в некотором смысле проекты высшего интереса, как их понимал Шериф, и они свя­зывают между собой динамику поведения, представлений и оценок.

Работы Бурдье (Bourdieux), в частности его книга «Различение» (La distinc­tion, 1979), — это подлинное исследование социальной дифференциации на осно­вании действий. Здесь описывается, как складывается социальная идентичность (identite sociale) через процессы дифференциации в самых различных областях жизни общества — от питания до выражения эстетических предпочтений. Как многие другие исследователи, Рансимэн (Runciman, 1972) подчеркивает необхо­димость изучения сравнений, которые социальные категории и группы осуществ­ляют по отношению друг к другу, чтобы понять их поведение в политической и профсоюзной деятельности. Браун (Brown, 1978) показывает, насколько такие сравнения важны для оценки политики в сфере зарплаты. Он расширяет границы применения исследований Тэджфела, который изучал именно матрицы возна­граждения.

Асимметрия в динамике индивидуальной и коллективной идентичности встре­чается даже в статьях французских газет. Так, Гийомэн (Guillaumin, 1972) обнару­жил, что рассказы в прессе, касающиеся взрослого белого, мужчины, христианина по вероисповеданию, находящегося в здравом уме, французского гражданина, не упоминают об этих категориях принадлежности. Напротив, когда, например, речь идет о женщинах, детях, стариках, чернокожих, евреях, гомосексуалистах или иностранцах, эти категории принадлежности отмечаются эксплицитно. Дело про­исходит так, как если бы через газеты группа, называемая категоризирующей, взяла на себя функцию нормы и маркировала бы эксплицитно по их категориаль­ной принадлежности тех, кто относится к другим группам - категоризуемым. Ат­лет может побить рекорд. Атлетка поставит женский рекорд. Журналисты иден­тифицируют также гораздо чаще с помощью имени, точного указания возраста или других особенностей индивидов, принадлежащих к категоризирующей груп­пе, в то время как члены категоризируемых групп чаще всего в первую очередь определяются по категориальной принадлежности: «Дети, подростки (или моло-


'86 Глава 9. Отношения между группами___________________________________________

ежь) и старики называются как таковые, тогда как взрослые характеризуются лределенным возрастом с указанием числа лет, но их при этом не называют зрослыми» (Guillaumin, 1972, р. 163). Банальная фраза «Господина Артура Анна [ его жену, а также старика господина Бурбона пришлось отправить в централь-[ую больницу» (там же) тем не менее включает три различные степени индиви-[уации и категоризации.

В работе Болтанского (Boltanski, 1982) о служащих инженерно-администра-ивного состава показано, что вариации в выработке прототипов, как их изучали "альмазо и Помбени (Salmaso, Pombeni, 1986), могут играть важную роль в ходе :оциальной динамики. Если существует социальная группа, гетерогенная по не-:кольким параметрам (социальное происхождение, доходы, типы профессиональ-юй деятельности, образ жизни), то это, несомненно, административно-инженер-ше кадры. Болтанский (Boltanski, 1982) описывает коллективную работу, выпол-1енную для того, чтобы сделать эту группу социальной реальностью, — как бы третьей стороной между рабочими и хозяином. Но группа остается гетерогенной, гто отражается в социальном представлении о ней членов самой этой группы. ^Действительно, все происходит так, как если бы структура ментальных катего­рий, которые служат для того, чтобы представить себе эту группу, была подобна структуре группы, — гипотеза, которая сама основывается на концепции, соглас-ю которой мыслительные категории имеют структуру. Это гипотеза, которая опе­рациям научной логики, эксплицитно или имплицитно рассматривающей кате­гории как гомогенные дискретные совокупности, противопоставляет операции трактической логики, предполагающей, что категории организованы вокруг цент-зального ядра, но лишены четких границ, которые позволяли бы дать абсолютное эпределение принадлежности или непринадлежности» (Boltanski, 1982, р. 484). Автор делает обильные ссылки на исследования Элеоноры Рош (Eleanor Rosh), когда описывает эти представления. Его анализ выходит за пределы описатель­ного уровня, когда он указывает функции, которые могут выполнять эти рас­плывчатые категории: облегчать дикую конкуренцию без точной оценки разли­чий показателей-признаков статуса; скрывать важные расхождения за множест­вом сложных переплетений или пересечений принадлежности; в зависимости от обстоятельств и стратегий заниматься различными включениями и исключения­ми. Как это ни парадоксально, приходится говорить о «сплоченности расплывча­той совокупности» или о «силе слабых агрегатов».

Асимметрия в представлениях различных групп друг о друге имеет, конечно, практические приложения за пределами деятельности по охвату и пониманию сложного социального феномена. Доказательством этого может служить один из приговоров Верховного суда США, когда пришлось прибегнуть к экспертизам, выполненным специалистами по экспериментальному изучению стереотипных представлений мужчин и женщин друг о друге (Fiske, Besoff, Borgida, Deaux, Heil-man, 1991). Это действительно хорошая иллюстрация важности для общества со­циально-психологических исследований.

В увлекательной книге Турэн с сотрудниками (Touraine, 1982) описывают свою работу с активистами «Солидарности» в шести городах Польши на важных эта­пах периода переговоров с властями того времени. Это свидетельство ценно не только по очевидным историческим причинам. Оно ценно также и для горазд0 более ограниченных задач данной главы учебника.


Л. Перспектива 287

В самом деле, это еще одна иллюстация метода социологического вмешатель­ства, разработанного Турэном (Touraine, 1978), который можно рассматривать как подлинный метод переговоров. Он стремится привести к лучшему пониманию исторических задач социального конфликта. Чтобы этого достигнуть, защитники какого-либо дела (например, студенческого движения, борьбы против ядерного вооружения, движения за сохранение провансальского языка, профсоюзной борь­бы) вступают в переговоры с представителями противной стороны. Они стремят­ся определить свою идентичность через неизбежную динамику противостояния. Затем эти активисты более непосредственно работают с социологами, чтобы по­ставить принципы идентичности и оппозиции в более широкие рамки опреде­ления целей борьбы за все общество в целом. На первый взгляд такое участие социологов представляется весьма далеким от тех ситуаций, которые изучаются социальными психологами-экспериментаторами, специалистами по переговорам. Тем не менее оно требует постоянного владения социально-психологической ди­намикой внутригрупповых и межгрупповых взаимоотношений, которую это уча­стие вызывает и которая необходима для порождения новой социальной действи­тельности.

Можно было бы еще больше расширить описание перспектив эксперименталь­ных исследований социальной категоризации. Мы, однако, думаем, что уже до­стигли своей цели - убедить читателя в том, что изучение этого процесса пролива­ет свет на динамику, находящуюся в центре многообразной проблематики, пред­ставляющей главный предмет анализа во многих областях гуманитарных наук.


Часть