А. Мозговой штурм (брейнсторминг) и методики, производные от него

Разрабатывавшийся уже с 1938 г. Осборном (Osborn, 1958, 1963), который в то вРемя был директором рекламного агентства в США, метод мозгового штурма — эТо простой прием, который пользовался и продолжает пользоваться большим Успехом. Применяемый большинством американских рекламных служб, мно­жеством предприятий и организаций, метод мозгового штурма (брейнсторминг) 11 сейчас остается одним из важнейших инструментов маркетинга, во всяком слу­чае в сочетании с производными от него приемами.


222 Глава 6. Креативность групп


Ж. Методы и приемы креативности в группе 223


 


1. Метод мозгового штурмаосновывается на двух главных принципах, иди постулатах:

а) необходимо отделить функции выработки и поиска идей от функций оцен­
ки и суждений (положительных или отрицательных);

б) высвобождение креативности осуществляется предпочтительно в группах
при условии, что эти собрания правильно организуются и имеют правиль­
ное руководство.

Сам метод реализуется в три этапа.

Первый этап касается подготовки. Кроме формирования группы из 10-12 че­ловек (если возможно, гетерогенной) необходимо обрисовать границы темы, ко­торая будет изучаться. При этом сложную задачу следует разделить на ряд под-проблем, которые необходимо изучать последовательно.

Второй этап — сеанс собственно мозгового штурма. Длительность сеанса ко­леблется между получасом и часом. Работу обеспечивают два руководителя. Цель, которая ставится перед группой, — выработка идей в соответствии с че­тырьмя следующими правилами.

• Во время сеанса запрещается высказывать какое-либо суждение (положи­тельное или отрицательное).

• Поощряется свобода воображения: все идеи, даже самые экстравагантные и нереальные, должны быть сформулированы.

• Обращается внимание на количество идей, а не на их качество.

• Разрешается грабить чужие идеи, т. е. можно соединять, комбинировать, продолжать идеи, высказанные другими членами группы.

Работа по отбору, сортировке и оценке результатов мозгового штурма прово­дится на третьем этапе, после сеанса, маленькой группой, желательно другой по составу. Представляется возможным сделать вывод, что в среднем 10% высказан­ных во время сеанса мозгового штурма идей реально пригодны для использова­ния.

2. Модификации методикимозгового штурма. Главная мысль Осборна состо­ит в том, что объединение идей играет в креативности центральную роль. По его мнению, самые лучшие идеи являются результатом комбинаций и ассоциаций, основанных на сходстве, контрасте и сложности. Такое исследование может прохо­дить свободно, но можно создать стимулирующую ситуацию с помощью методов опроса, применяемых как таковые или в сочетании с сеансом мозгового штурма-Метод индуцирующих списков заключается в том, чтобы вырабатывать идеи на основе следующей канвы, базы для размышления: изменять, увеличивать, адап­тировать, уменьшать, заменять, перестраивать, комбинировать, ставить в обрзТ' ном порядке («опрокидывать»).

Метод упразднения или преобразования существующих элементов состой в выработке идей на основе воображаемых ситуаций, связанных либо с темой, ли бо с изучаемым предметом. Например: что было бы, «если бы вдруг на планете ис чезло электричество?», или «если бы у вас вырос второй большой палец на пра вой руке?», или «если бы цены на хлеб и муку выросли в 100 раз?», или «если бы все граждане должны были бы играть в покер по часу в неделю?» и т. д. Это метод можно, впрочем, с одинаковым успехом использовать как для стимулянт


поиска мыслей на какую-то тему, так и в качестве педагогического приема обуче­ния креативности. Метод в самом деле позволяет тренироваться в когнитивной децентрации, гибкости, оригинальности.

3. Экспериментальная проверка.Мозговой штурм — один из редких методов креативности, который вызвал исследования с целью его валидизации. Уточним, что результаты этих исследований (ср. Rouquette, 1976) чрезвычайно разочаровы­вают сторонников этого метода. Действительно, если первый постулат Осборна — положительная роль инструкции по отделению идей, содержащих суждение — нашел широкое подтверждение, то совсем по-иному обстоит дело со вторым по­стулатом, касающимся пользы от групповой ситуации. Не вдаваясь в обсуждение соотношения «группа—индивид», мы считаем тем не менее очевидным, что в слу­чае заданий в лабораторных исследованиях ситуация мозгового штурма в группе оказывается далеко не лучшей для индивидуального творчества.