Б. Адекватность сущности задачи структуре группы
Фоше и Московичи (Faucheux, Moscovici, 1960) заинтересовались уже не коммуникационными сетями — в самом деле, все их группы функционируют лицом к лицу, т. е. в полной коммуникативной сети, — а отношениями, связывающими структуру задачи и общение, реально имеющее место в группе.
Экспериментальные группы составлены ими из 4 испытуемых, которые поочередно получают два типа заданий:
• одно задание — решить задачу фигур Эйлера;
• одно так называемое творческое задание — дерево Ригэ (Riguet).
216 Глава 6. Креативность групп
Д. Задачи и креативность групп 217
Фигуры Эйлера.Испытуемому предлагают дощечки, на которых начерчены фигуры, полученные пересечением линий и столбцов (рис. 6.2), которые образуют шахматное поле. В каждой клетке — буква (А, В, С, D) и цифра (1,2,3,4). Зная что нельзя повторять одну и ту же букву и одну и ту же цифру на одной строКе или в одном и том же столбце и что сочетания Аи В2, С3, Dt запрещены, испытуемые должны выявить сочетание, которое дополнит шахматное поле. Таким образом, речь идет о задаче, требующей простого алгоритма решения, позволяющего найти единственно верный ответ.
Дерево Рига.Испытуемые должны так скомбинировать семь палочек, чтобы построить различные фигуры. Одна фигура считается отличающейся от другой если способ связывания палочек не позволяет путем вращения получить одну из уже предложенных фигур (рис. 6.2). Исключая замкнутые структуры, можно построить только 23 различные фигуры. Эта задача сложнее предыдущей и оставляет простор для процессов умозаключений и изобретательности в той мере, в какой применяемый метод способен выявить все возможные структуры. Такой метод настолько сложен, что его никогда не удается найти.
D2 | а | |||
А2 | ? | с* | b | |
Ci | с d | |||
А, |
Пример фигуры Эйлера Пример деревьев Ригэ
(правильный ответ Б3) (and совпадают, но а * b, * с)
Рис.6.2. Задания, которые использовали Фоше и Московичи (Faucheux, Moscovici, 1960)
Оба задания требуют специфического группового поведения. Решение задачи (Эйлера) действительно предполагает организацию и координацию, учитывая необходимость выработки общей стратегии. Напротив, в творческом задании (Ригэ) индивидуальные подходы не скоординированы с остальными и могут развиваться, не мешая осуществлению цели, при условии, что они затем просто воспроизводятся и контролируются всей группой совместно. Когнитивные ограничения и необходимые условия этой задачи, следовательно, радикально отличаются от предыдущего задания.
Авторы выдвигают гипотезу, что именно эти ограничения будут определять динамику группы: «Между сущностью задания, структурой коммуникации в группе и ее способностью решить задачу имеются однозначные отношения».
Результаты (табл. 6.2) подтверждают выдвинутую гипотезу. Действительно, можно констатировать, что задача решения проблемы способствует возникновению централизованных групповых структур, тогда как творческое задание влечет за собой в большинстве случаев однородные групповые структуры.
К тому же достижения группы максимальны, когда структура коммуникации соответствует условиям заданий (централизованная для решения задачи, нецент-рализованная — для креативности). Более того, каждый тип задания создает особый тип коммуникации в группе: «коммуникация—дискурс» (обращенные К° всей группе и содержащие в основном информационные сведения) в ситуации
решения задачи и «коммуникация—обмен» в ситуации креативности (при этом 0бмен мнениями может быть интериндивидуальным, общим, критическим). Наконец, отмечается, что группы, принявшие определенную структуру коммуникации при выполнении первого задания, изменяют ее для выполнения второго задания в направлении, адекватном требованиям нового задания, следовательно в направлении получения лучших результатов.
Таблица 6.2 Основные результаты Фоше и Московичи (Faucheux, Moscovici, 1960)
Задача | Креативность | Задача | Креативность | ||
Централизованная структура | 0,66 (8) | 0,33 (4) | 0,45 | 0,37 | |
Нецентрализованная структура | 0,33 (4) | 0,66 (8) | 0,19 | 0,60 | |
Полученные групповые структуры | Частотность успешных решений |
Все эти результаты действительно показывают, что именно характер задания определяет структуру групп и общения в них и что достижения оптимальны, если достигнут изоморфизм между заданием и групповой структурой. Таким образом, это достижение действительно определяется второй системой адекватности: «характер задания—структура коммуникации».