А. Факторы изменения установок
В области изменения установок после убеждающего сообщения изучение факторов очень продвинулось вперед: было экспериментально доказано, что изменение зависит от характеристик источника, сообщения и реципиента2. Следовательно, речь идет о сложном феномене, определяемом многими факторами. Более того, эффект каждого фактора редко бывает простым, как о том свидетельствует существование немонотонных кривых и многочисленных взаимодействий. Хотя неко-
1 Учитывая члены уравнения и форму их отношения, аттитюд соответствует здесь математическому
ожиданию моделей решения.
2 Выявление эффектов, свойственных проблеме или предмету аттитюда, можно, однако, считать не
достаточным из-за несистематичности.
торые факторы кажутся более важными в том смысле, что их собственный эффект независим и что они сами влияют на эффект других факторов, в настоящее время невозможно построить иерархию факторов по их важности для определения изменения установок. Многофакторные исследования еще недостаточно многочисленны. Существуют пределы операционализации многих переменных, а анализ разброса не дает информации об относительном весе факторов. Следовательно, в этом отношении в настоящий момент можно только сформулировать теоретические гипотезы, а предположительный вес фактора часто зависит от типа теории, которой придерживается исследователь.
Хотя выявление релевантных факторов сейчас можно считать довольно полным, тем не менее этого недостаточно. Слишком многие исследования останавливаются на констатации непосредственного воздействия убеждающего сообщения на вербальный ответ реципиента на несколько вопросов, а нередко лишь на один вопрос относительно проблемы или социального объекта, упомянутых в сообщении. Более того, необходимо выйти за те границы, которые установила история науки между областями исследования, и снова поставить эффект убеждающего сообщения рядом с другими способами индуцирования изменения, такими как: непосредственный личный опыт индивида в контакте с другими людьми, когда они выражают свое мнение в словах или поступках, не имея намерения убедить; социальное давление, оказываемое на индивида в рамках групп, к которым он принадлежит, и/или референтных групп. Изучение изменения установок с помощью убеждающих сообщений, несомненно, слишком подчеркивает индивидуальное изменение реципиента, изолированного от его обычного социального окружения и от общественного контекста, в котором находится объект аттитюда.
б. Теории изменения установки1
Первое замечание касается числа различных теорий, на которые ссылаются исследователи, чтобы объяснить наблюдаемые результаты: существует не одна, а несколько теорий изменения установок. Во-вторых, речь идет не об общих теориях изменения установок, а о частичных теориях: ни одна из них не берет на себя анализ всей совокупности факторов. Когда две теории относятся к одному и тому же фактору, они конкурируют, но когда их гипотетические предсказания совпадают, их невозможно разграничить. Когда же эти предсказания вступают в противоречие, необходимы новые исследования, чтобы уточнить особые условия, в которых оказывается валидной та или другая теория. Некоторые интерпретации специфичны для одного частного фактора (например, теория Кельмана или теория, которую предложили Френч и Рейвен для факторов воздействия источника). Другие теории применимы к нескольким факторам различного типа: так, исследователи Йельской школы связывают эффекты надежности источника (Hovland), апеллирования к страху (Janis) и ролевой игры Qanis) с теорией побуждения, тогда как на теорию диссонанса ссылаются для объяснения эффекта привлекательности источника, величины расхождения и ролевой игры. Наконец, теоретиче-
Теории выполняют двойную функцию: порождения исследовательских гипотез и интерпретации наблюдаемых фактов. В этой главе больше внимания уделялось второй функции. С другой стороны, было приведено много примеров приспособления теории к экспериментальным результатам, появлению которых теория в своей первой формулировке сама способствовала. Так же как исследования, теории не имеют окончательного характера.
■j 46 Глава 3. Изменение установок
Е. Вместо заключения 147
ские интерпретации изменения установок чаще всего извлекаются из более общих теорий, которые применяются к изменению установки как к частному классу явлений. Это относится к теории побуждения, эклектически использующей понятия общей психологии научения, а также к теориям когнитивной когерентности, которые в социальной психологии относятся только к установкам.
Некоторые авторы утверждают, что они усматривают в современной социальной психологии фундаментальное противоречие между бихевиоризмом (согласно которому субъект — всего лишь «машина для реакций»), обычно рассматриваемым, впрочем, как вид теории, находящийся в процессе отмирания, и когнити-визмом (согласно которому субъект — лишь «машина, делающая выводы»1). Сфера изменения установок с этих позиций является примером этого противопоставления, где, с одной стороны, находятся теоретические воззрения Йельской школы, которая вписывается в перспективу теорий научения, а с другой стороны, стоят теории когерентности, и в частности теория когнитивного диссонанса. Такое противопоставление многое упрощает. Во-первых, интерпретация Ховланда и его коллег ближе к необихевиористской модели S—0—R1, где учитываются субъект (О) и промежуточные процессы, чем к строгой скупой модели 5—R3. Они больше подчеркивают побуждение, т. е. предвосхищение субъектом последствий своей конечной реакции, чем усиление. Наконец, они различают побуждения, внутренне присущие поставленной проблеме мнения, проблеме интеллектуального порядка (субъект хочет иметь самое валидное мнение, и поэтому его волнует надежность источника и ценность аргументов, которые обусловливают его согласие), и внешние побуждения, которые имеют скорее аффективный характер (субъект соглашается с приводимым в сообщении мнением, потому что он ждет от своего согласия вознаграждения — материального, морального или эмоционального). С другой стороны, приходится признать, что теории когерентности «когнитивны» только в той мере, в какой они постулируют неорганическую потребность. Но на самом деле испытуемый избегает того, что в противоречиях неприятно, имеет аффективный характер и стремится защитить свое «Я», т. е. имидж, который у него есть, или впечатление, которое он хочет создать. Все это — в замкнутой цепи, без настоящего разрешения противоречий.
Подлинное противопоставление в области изменения установок лишь частично совпадает с расхождениями теоретических направлений. В каждом классе факторов — источника, сообщения, — связанных с реципиентом, приходится различать те, которые способствуют когнитивной деятельности испытуемого и обработке информации для того, чтобы судить о валидности точек зрения, высказанных по поводу рассматриваемой проблемы, и те, которые способствуют согласию, принятию защищаемой в сообщении точки зрения независимо от какого-либо рассмотрения внутренне присущей валидности. По мнению Чалдини, Петти и Качоппо (Cialdini, Petty, Cacioppo, 1981), существуют две различающиеся между собой категории процессов: 1) убеждение, идущее «по центральному пути» и предполагающее деятельность по валидизации релевантной информации, и 2) убеждение, идущее по «периферийному пути», под воздействием факторов, внешних по отно-
1 Эти термины принадлежат Московичи (Moscovoci, 1972).
2 S—O—R: Stimulus— Organisme—Reponse (Стимул—Организм—Реакция).
3 S—R: Stimulus-Reponse (Стимул—Реакция).
шению к валидности информации. В зависимости от «выбранного пути» изменения имеют различные проксимальные основания (условия или факторы), различный характер протекания и различные долгосрочные последствия.