А. Устойчивые состояния или диспозиции реципиента
Методы изучения.Во всякой ситуации присутствует интериндивидуальная вз риабельность, часто весьма заметная. Хотя большинство экспериментаторов ра сматривали индивидуальные различия как несущественный элемент, некоторь из них попытались уменьшить вызываемую этими различиями неопределенное?
1 В работе Макгвайра (McGuire, 1969) хорошо представлены эффекты канала передачи сообщен" и дано сравнение коммуникации лицом к лицу и массовой коммуникации.
предсказаний, рассматривая их как совокупность систематических вариаций в классах или в отдельных параметрах. Такой подход предполагает три этапа: 1) учет индивидуальных характеристик, предположительно релевантных для рассматриваемого феномена убеждения; 2) поиск критериев для классификации индивидов; 3) и, если речь идет о параметрах — в конечном счете о способах измерения, — выявление ковариантности между принадлежностью индивида к определенному классу или индивидуальной позицией по отношению к какому-либо параметру и индивидуальным поведением в экспериментальной ситуации восприятия убеждающего сообщения, убеждающей коммуникации. Порядок следования операций иногда изменяется на обратный, но полученное таким способом доказательство относится только к отдельной экспериментальной ситуации, в которой наблюдалась данная реакция.
Чтобы сделать вывод о воздействии той или иной устойчивой индивидуальной характеристики, необходимо иметь возможность показать, что один и тот же эффект наблюдается в любой ситуации независимо от свойств источника и сообщения. Очень редко встречаются исследования, в которых были бы рассмотрены до конца следствия поставленной проблемы. Мы располагаем только многочисленными независимыми друг от друга исследованиями, экспериментально проверявшими существование связи между некой индивидуальной характеристикой и влиянием, оказанным в одной экспериментальной ситуации, причем менялись и ситуации, и их участники. Такие исследования должны рассматриваться как необходимая фаза, стадия выявления индивидуальных факторов, но они не могут служить достаточным доказательством роли, которую играют эти факторы.
Общая и специфическая черты внушаемости?Выдвижение гипотезы о существовании такой черты делает постановку вопроса об интериндивидуальной вариабельности более жесткой. Если реципиенты характеризуются индивидуальной степенью внушаемости, то они будут всегда вести себя одинаково во всех ситуациях влияния1.
Привержены ли индивиды своей позиции, т. е. постоянна ли их реакция на убеждающее сообщение? Джейнис и Филд в своем исследовании (Janis> Field, 1956) частично отвечают на этот вопрос.
Исследование касается большого количества учащихся лицеев и десяти различных проблем. Было использовано десять сообщений, по одному на каждый вопрос. Испытуемых опросили до и после каждого сообщения. Они должны были высказаться о своих установках, мнениях и намерениях действовать. Были вычислены корреляции различных показателей изменения относительно всех проблем. Из 45 просчитанных корреляций 39 оказались положительными. Если в целом величины малы, то все же некоторые достигли приемлемого порога значимости.
Следовательно, существует, видимо, общая тенденция — слабая, но достойная внимания — к постоянной реакции на убеждающие сообщения. Необходимо, однако, отметить, что речь идет о минимальном доказательстве, ибо, хотя проблемы Различны, многие другие условия были постоянными.
Эффекты неспецифических характеристик и особенностей.Более слабая гипотеза заключается в предположении, что некоторые индивидуальные характери-
Тогда при объяснении и предсказании феноменов убеждения можно не заниматься другими факторами, такими как источник, сообщение, канал.
'1 28 Глава 3. Изменение установок
Г. Реципиент ■} 29
стики определяют тип реакции индивида во многих различных ситуациях, в том числе и в ситуациях убеждения. Этот подход разработан гораздо больше, чем рассмотренный выше. Несколько часто изучавшихся индивидуальных черт будут кратко описаны ниже (Hovland, Janis, 1959; McGuire, 1968).
В отношении пола долго утверждали, а нередко и доказывали, что женщины более внушаемы, чем мужчины. Этот результат объясняли тем, что в большинстве типов общества женщины воспитываются в духе повиновения, или же тем, что женщины более нуждаются в присоединении и потому ведут себя более конформно по отношению к мнению других людей. Но в последних обзорах научной литературы (Eagly, 1978; Cooper, 1979) отмечается, что большинство случаев сравнения поведения мужчин и женщин недостаточно проверены: если стандартизируется ситуация (пол экспериментатора, используемое оборудование), а также если подбирают однородных испытуемых (например, имеющих одинаковый уровень образования), то различий в поведении мужчин и женщин не наблюдается. Возможно, женщины даже меньше поддаются влиянию, когда речь идет о проблемах, которые для них важны и с которыми они хорошо знакомы (Sistrunk, McDavid, 1971). Долгое время предполагалось, что ум или уровень образования имеют простой эффект: испытуемые менее интеллектуальные и менее образованные легче поддаются влиянию, чем интеллектуальные и образованные. Более поздние исследования, однако, привели к обратным результатам. Неоднократно было продемонстрировано взаимодействие с некоторыми характеристиками сообщения. Самооценка (самоуважение), по мнению отдельных авторов, — это устойчивая тенденция более или менее высоко оценивать себя, свои способности и мнения. Эту индивидуальную тенденцию много изучали в ее связи с ситуациями убеждения; сначала это были Ховланд с сотрудниками (Hovland et al., 1959), а затем и другие исследователи. После первых исследований пришли к выводу, что испытуемые с низкой самооценкой в большей степени изменяют свое мнение, чем испытуемые с высокой самооценкой. Это объясняли тем, что, менее уверенные в своем собственном мнении, такие люди больше склонны полагаться на мнения других, чтобы дать «правильный» ответ. Но более новые исследования показали, что проблема на самом деле гораздо сложнее. Так, Кокс и Бауер (Сох, Bauer, 1964) находят, что кривая зависимости между самооценкой и изменением мнения не является монотонной: самое значительное изменение мнения наблюдается у индивидов с умеренной самооценкой. Кроме того, согласно многим исследованиям, самооценка, по-видимому, взаимодействует с другими факторами, в частности с характеристиками сообщения и сложностью аргументации.
Плохо поставленная задача.Мы видим, что для каждого из этих факторов история в какой-то мере повторяется. То, что выглядело простым и убедительным в первых исследованиях, в дальнейшем уже таковым не казалось. Как считает Мак-гвайр (McGuire, 1968, 1969), данное положение вещей объясняется тем, что одий и тот же фактор может действовать по-разному во время фазы приема сообщения и во время фазы согласия-подчинения. Так, женщины, которые вообще имею* лучшие речевые способности, чем мужчины, по-видимому, больше способны внимательно отнестись к сообщению и понять его. Следовательно, их легче убедить не только потому, что они «покорнее». Что касается интеллекта, то можно доПУ* стить, что более интеллектуальные и образованные испытуемые больше интере' суются внешним миром и поэтому внимательнее относятся к сообщению, а в сиЛУ
Незначительная Высокая
Самооценка
Рис.3.3. Соотношение самооценки и этапа приема сообщения
и согласия (по McGuire, 1968). Рисунок из книги «Личность
и восприимчивость к социальному влиянию» (Borgatta, Lambert, 1968),
использованный Макгвайром и опубликованный в книге Е. Ф. Боргетта
и В. В. Ламберт «Справочник по теории личности и исследованиям»,
Чикаго (1968). Воспроизводится с разрешения Е. Ф. Боргетта
лучших способностей легче понимают его. Следовательно, отношения между интеллектуальностью и приемом сообщения с этой точки зрения положительно. Но поскольку у них есть лучшая база для обоснования своих убеждений, больше критических способностей, больше возможностей опровергнуть предлагаемые аргументы, более высокая самооценка, а отсюда и большая терпимость к разногласиям, они менее склонны подчиняться мнению других людей. Соотношение между интеллектуальностью и согласием здесь, стало быть, оказывается отрицательным. Итак, в зависимости от того, придают ли характеристики источника, сообщения и ситуации большее значение восприятию сообщения или согласию с ним, ум реципиента действительно, по-видимому, оказывает стимулирующее или препятствующее воздействие на изменение мнения. Вероятно, так же обстоит дело и с самооценкой: высокая самооценка, которая, впрочем, нередко коррелирует с другими индивидуальными свойствами, по-видимому, облегчает внимание и понимание и тормозит согласие с сообщением. Когда сообщение простое и не создает проблем с приемом, испытуемые, имеющие высокую самооценку, не поддаются его влиянию, не соглашаются с ним. Если же сообщение сложное, то оно имеет больше шансов на них повлиять, так как они его лучше понимают, чем те, кто оценивают себя низко. Рассматривая обратное воздействие, которое большая часть индивидуальных особенностей оказывает на фазы приема сообщения и согласия с ним, Макгвайр объясняет также, почему кривая зависимости обычно немонотонна (рис. 3.3).