А. Форма сообщения
Стиль сообщения при условии, что он не мешает пониманию, производит некоторый эффект (ср. McGuire, 1969; Eagly, 1974). Но более многочисленны и, конечно, более важны для науки теоретические и практические работы, в которых ставилась задача экспериментально проверить относительную эффективность способов организации сообщения.
В. Сообщение 115
Односторонняя и двусторонняя аргументация.Под аргументацией следует лонимать изложение оснований и фактических данных, с помощью которых источник доказывает справедливость своей точки зрения. Что дает больший эффект: изложение только доводов за (односторонняя аргументация) или же изложение как доводов за, так и доводов «против» точки зрения, представленной в сообщении (двусторонняя аргументация)? Одно из первых исследований проведи в 1949 г. Ховланд, Ламсдейн и Шеффилд (Hovland, Lumsdaine, Sheffield, 1949) в контексте проблем Второй мировой войны.
В 1945 г. американские военные власти боялись, что солдаты, как только будет подписано перемирие с Германией, станут ждать скорого окончания войны против Японии, и в случае, если бы война с Японией затянулась, существовал риск падения морального духа в армии. Необходимо было убедить солдат, что война с Японией продлится еще долго. Были использованы два типа сообщений: в одном случае приводились только аргументы в пользу затяжной войны (например, значительность военных сил Японии, трудности войны в Тихом океане и т. д.); в другом случае к этой информации добавлялось несколько аргументов, защищающих противоположную точку зрения (например, превосходство американского вооружения, тактические затруднения японского командования и т. д.). Испытуемые (в общей сложности более 400 солдат) должны были ответить на вопрос, как они оценивают возможную продолжительность войны. Этот вопрос задавался до и после того, как одни испытуемые получили первое сообщение, другие — второе. Анализ результатов показывает, что сообщения имели эффект: после их прочтения солдаты пришли к выводу, что война продлится дольше, чем они рассчитывали ранее. При этом все-таки одностороннее сообщение (аргументация за) и более сложное сообщение (аргументация за и против) имели одинаковое воздействие. Но воздействие типа аргументации зависит еще от других факторов. Во-первых, это уровень образованности реципиентов: двусторонняя аргументация оказывает более сильное воздействие на образованных солдат, а однонаправленная аргументация — на солдат, учившихся мало. Во-вторых, это первоначальная точка зрения реципиентов: сообщение, содержавшее только аргументацию в пользу долгой войны, убедило в большей степени тех солдат, которые первоначально думали, что война окончится скоро.
Эти результаты были подтверждены другими исследованиями, и в частности экспериментами, которые провел Фэйсон (Faison, 1961) по поводу рекламных сообщений. Позднее, однако, было доказано, что эффект способа аргументации зависит также от характера проблемы. Если проблема спорная или необычная, то лучше применить одностороннюю аргументацию. Воздействие способа аргументации зависит также от характеристик источника. Менее убедительный источник заинтересован в односторонних аргументах. Почему односторонняя аргументация имела бы меньшую эффективность, оказала бы меньшее влияние на индивидов умных, образованных и хорошо информированных? Большинство авторов приписывают этот результат тому факту, что источник оценивается как Услуживший меньшего доверия, поскольку он производит одновременно впечат-Ление меньшей объективности и большей заинтересованности в том, чтобы побудить других людей стать на его точку зрения. Приводя аргументы за и против, Источник препятствует реактивному сопротивлению реципиента (Brehm, 1966), Так как производит впечатление большей честности и объективности, и, показывая, что он знает о существовании обоснованных мнений, отличных от его мнения, *Не принимает других за дураков». Поэтому такой источник вызывает симпатию 11 реципиент склонен тогда ограничивать значимость аргументов, направленных
1 -| 6 Глава 3. Изменение установок
В. Сообщение 117
против точки зрения источника, особенно если источник показал, что способен эти аргументы опровергнуть.
Эксплицитный и имплицитный вывод.Под выводом из сообщения следует понимать позицию, которую занимает источник по отношению к какой-либо проблеме и которую он выводит из своей аргументации. Должно ли сообщение содержать все рассуждения и аргументы и вывод из них или лучше изложить только аргументы, предоставив реципиенту самому делать вывод? На этот вопрос Хов-ланд и Манделл попытались ответить экспериментально (Hovland, Mandell, 1952). Нужно было убедить студентов в своевременности девальвации доллара. Они должны были дать ответ на этот вопрос после того, как им объяснили, какие условия благоприятны для этой операции, а какие неблагоприятны. Достаточно было применить общее правило к частному случаю, который представляют собой Соединенные Штаты, имеющие совокупность благоприятных условий. Результаты необычайно четкие: гораздо эффективнее дать вывод эксплицитно. Но это, однако, не всегда так. Расхождение можно объяснить, если учесть другие факторы. Так, можно было наблюдать, что умных испытуемых легче убедить, если вывод дается имплицитно, тогда как для реципиентов с более низким уровнем образования более эффективен ксплицитный вывод. Но было доказано, что если пропустить некоторое время между окончанием сообщения и заключительным вопросом об установке реципиента, то даже не очень умных испытуемых больше убеждает сообщение, вывод из которого они делают сами. Процедура с имплицитным выводом, по-видимому, также лучше удается, когда испытуемые чувствуют сильную мотивацию и проблема их больше затрагивает.
Эффект порядка следования.Встает вопрос, лучше ли начинать сообщение с вывода или сначала следует привести аргументы; надо ли начинать со слабых аргументов или с сильных; приводить ли сначала аргументы за или аргументы против? Очень многие работы были посвящены влиянию порядка следования на убедительность (Hovland, 1957). Долгое время считалось, что существует «закон первичности», затем был выявлен «эффект новизны». Наконец, было доказано, что существует взаимодействие с другими факторами (McGuire, 1969). Так что в настоящее время считается, что простого и однозначного ответа на этот вопрос нет: «Вместо общих законов первичности или новизны мы сегодня имеем разнообразие условий, причем в одних случаях имеет место эффект первоочередности, в других — эффект недавности, а в ряде случаев не обнаруживается никакого эффекта порядка следования. Эффект первоочередности, по-видимому, скорее можно наблюдать, когда приходится иметь дело с проблемами сложными, спорными, интересующими испытуемого и знакомыми ему. Эффект недавности можно скорее выявить, если проблемы просты, очевидны, лишь в малой степени интересуют испытуемого, которому они или не очень знакомы, или вовсе незнакомы» (Ros-now, Robinson, 1967, p. 89).