А. Введение

Невозможно говорить о психологии активного меньшинства, не наметив предва­рительно исторические рамки ее истоков. Этот краткий очерк имеет целью объяс­нить, почему феномен инновации лишь недавно привлек пристальное внимание исследователей социального влияния.

С тех пор как социальная психология обрела свою самостоятельность как от­дельная наука, ее внимание всегда так или иначе было приковано к изменениям, которым подвергаются восприятие, суждения и мнения индивида, когда он ока­зывается в контакте с другими индивидами, к которым он присоединяется на ка­кой-то период или временно входит в какую-либо группу. Этот глубокий интерес к социальному влиянию нас нисколько не удивляет. Достаточно рассмотреть бес­численные факты социального взаимодействия, которые его предполагают в раз­личной степени, а также все разнообразие функций, связанных с социальным влиянием. Учитывая эти факты, мы даже имели бы право поставить социальное влияние на центральное место в нашей науке.

Если мы рассмотрим историю социальной психологии, то сможем констатиро­вать, что все усилия социальных психологов были направлены на анализ особого аспекта феномена влияния, а именно на процесс конформизма. Почему и каким °°разом группа пытается навязать свои взгляды индивиду или подгруппе? Поче­му и каким образом индивид или подгруппа принимают точку зрения группы? каковы были основные вопросы, которые интересовали традиционное мышление 11 исследование. Почти полная концентрация внимания на процессе конформного Поведения объясняется соответствующим пониманием исходной основы поведе­ния, индивидуального и социального. А основа эта рассматривалась главным об-Разом как статическая. Считалось, что главная функция поведения — это обеспе­чить адаптацию к физической и социальной реальности, которая воспринималась Как данность, заранее предопределенная для всех индивидов. Согласно этой точке


g2 Глава 2. Инновация и влияние меньшинства________________________________________

зрения, индивиды изначально стремятся организовать свою среду так, чтобы име возможность предсказывать события и действовать или готовиться к действию Для того чтобы действовать эффективно и в согласии с окружающей средой, необ­ходимо, однако, быть в состоянии воспринимать и оценивать реальную действи­тельность с максимальной точностью. В некоторых случаях можно подтвердить правильность суждений и восприятия эмпирическим путем, т. е. непосредствен­ным наблюдением физической реальности с помощью приборов. Но в других слу­чаях такое непосредственное подтверждение правильности восприятия и сужде­ний оказывается невозможным. Тогда индивиду приходится обращаться для их подтверждения к другим людям. Именно здесь вступает в действие процесс соци­ального влияния вообще и конформного поведения в частности. Предполагается, что эти процессы способствуют структуризации суждений индивида и, стало быть, делают его поведение предсказуемым и подобным поведению других людей.

Согласно этой концепции, процесс социального влияния служил для умень­шения разногласий между индивидами. Он приводил к единообразному видению реальной действительности, устраняя отклонения и давая тем самым индивиду возможность адаптироваться к окружению и действовать. Следовательно, ясно, что конформности поведения придается первостепенное значение. Поскольку предполагается, что реальная действительность однородна и одинакова для всех, то индивиды, поведение которых подчиняется давлению в сторону конформ­ности, будут вознаграждены. Они действительно эффективны и приспособлены к окружению. Напротив, индивиды, поведение которых не поддается давлению в сторону конформизма, будут считаться девиантными, неэффективными, непри­способленными к жизни в обществе. В этом случае (как это ясно доказал Фестин-гер) в группе возникает сильное давление в направлении единообразия, чтобы за­ставить отклоняющихся от нормы индивидов вести себя конформно. Если это давление не даст результата, то девиантный субъект будет отвергнут или исклю­чен из группы (Festinger, 1950).

Описанная нами функция социального влияния, несомненно, важна. Ясно, что общество, организация, семья или группа не могли бы существовать или сохра­нять свою целостность, не обязывая своих членов следовать определенным услов­ностям, нормам, которые они должны принять. В этих условиях процесс выработ­ки конформного поведения имеет величайшее значение, поскольку он обеспечива­ет непрерывность существования группы. По совершенно очевидным причинам он заслуживал углубленного анализа. Социальные психологи всегда считали, что процесс социального воздействия осуществляется только в одном направлении. Они предполагали, что влияние неизменно исходит от группы, от большинства и направлено на индивида. Эта концепция опирается непосредственно на основной тезис, согласно которому влияние является функцией зависимости. Другими сло­вами, человек может успешно оказывать влияние только на людей, зависящих от него либо потому, что они получают от него информацию об окружении, либо потому, что ожидают вознаграждения или хотят избежать наказания, а значит, с целью непосредственного удовлетворения своих потребностей. Так как обычно предполагается, что большинство в группах лучше информировано, а также легче может добиться и распределить вознаграждения или наказания, совершенно оче­видно, что именно большинство считается основным источником влияния. Ис­следования социального влияния были поэтому направлены главным образом


А. Введение 63

на поведение объекта воздействия. Это поведение сводится к двум вариантам: ли­бо принятие установок группы, т. е. конформное поведение, либо противостояние давлению, т. е. сохранение своей независимости или отклонение от нормы. Спе­циальная литература приводит множество примеров силы феномена конформиз­ма. Бесчисленные эксперименты (Asch, 1951,1956,1961; Allen, 1965,1975; Crutch-geld, 1955) доказали силу воздействия на индивида группы, которая стремится навязать единство мнений отклоняющемуся индивиду (Festinger, 1950).

Давление в сторону единства мнений и конформное поведение, к которому 0но приводит, действительно проявилось в перечисленных экспериментах так яр­ко, что можно было бы говорить даже об излишней конформности. В самом деле, если считать, что конформизм имеет главную цель — адаптировать социальный мир к физическому и обеспечить эффективность группы, это означало бы, что конформное поведение имеет место только в особых обстоятельствах. Как гово­рит Шериф (Sherif),

в условиях отсутствия достаточной объективной опоры в каком-то значимом моменте, индивид чувствует все большую неуверенность, и его внушаемость возрастает. Други­ми словами, индивид в этом случае более склонен поддаться влиянию слов, действий или других сигналов, исходящих от других индивидов, групп или от средств массовой информации (р. 71).

Напротив:

В ясных и четко определенных условиях мнения большинства или престижного источ­ника, которые противоречат нашей оценке условий, смогут лишь весьма незначительно повлиять на наше поведение (р. 70).

Это утверждение точно отражает отправную точку исследований Аша (Asch, 1956). Он надеялся доказать, что в ясной и недвусмысленной ситуации, требу­ющей правильного и однозначного ответа, рациональный и логичный человек будет придерживаться своего собственного знания реальности и сможет проти­востоять социальному давлению. Аш ожидал, что в такой ситуации правильное восприятие индивида преодолеет ошибочное мнение, навязываемое группой. Вы знаете, что его эксперименты эту надежду опровергли. В близком контексте Гоф­фман, рассматривающий результаты исследований, посвященных решению зада­чи группой, замечает, что:

-Давление, направленное на достижение единства мнений, может повредить эффек­тивности группы, если оно мешает искать и обсуждать альтернативные решения... Ни­что не гарантирует, что истина является результатом единодушия, и действительно, они часто не очень связаны друг с другом. Чем сложнее задача, тем больше вреда нано­сит тенденция членов группы добиться консенсуса, платой за это в этом случае будет невозможность прийти к наилучшему решению (Hoffman, 1965, р. 101-102).

Мы надеемся, нам удалось показать, что теоретические концепции, лежащие в основе традиционных исследований конформизма, зашли в тупик. Из этого ясно ледует, что конформное поведение отнюдь не обладает всеми приписываемыми МУ Достоинствами. Конформизм не всегда способствует усилению эффективно-Ти группы или лучшей ее адаптации. Напротив, нонконформизм иногда может оказывать обратное действие, т. е. он может помочь группе действовать и адапти­роваться. В некоторых случаях, следовательно, кажется, что группа в целом будет °лее эффективной, если индивидам или подгруппам будет дана возможность ^действовать на группу или, как говорит Гоффман, «если обеспечить свободное


64 Глава 2. Инновация и влияние меньшинства__________________________________________ I

I

выражение мнений». Эта точка зрения предполагает, конечно, что отклонение от" групповой нормы уже не будет изображаться самыми темными красками. Точно так же уже ничто не оправдывает ограничение индивида или подгруппы ролью объекта воздействия, поскольку необходимо рассматривать индивида как потен­циальный источник влияния. В то же время понятно, что социальное влияние может не только служить средством социального контроля и помощи каждом) индивиду в адаптации к данной социальной реальности, но более того, способст­вовать социальным изменениям.

Теперь мы подошли к главному содержанию проблемы, сформулированной в этой главе. Говорить о социальных изменениях — это значит говорить об инно­вациях, об активном влиянии меньшинства и индивида на большинство группы или на группу в целом. Мы вовсе не хотим сказать, что рассматриваем инновацию как форму отклонения, нонконформизма или независимости, — это определен­ный и фундаментальный процесс жизни общества. Следовательно, желание глу­боко исследовать этот процесс влияния неизбежно предполагает другое понима­ние индивидуального и социального поведения, более динамичную его концеп­цию (Moscovici, 1979). Адаптацию индивидов и групп к данному окружению не следует более рассматривать как единственную функцию индивидуального и со­циального поведения: это всего лишь противовес адаптации окружения к индиви­дам и группам. Точно так же социальное влияние имеет не одну только функцию уменьшения разногласий между индивидами, навязывания им единой точки зре­ния на действительность и устранения отклонений. Оно предназначено также для изменения окружения или организации и дает возможность группе продолжать добиваться своих целей или трансформироваться, обращаясь к ресурсам всех сво­их членов, включая и тех, кто отклоняется от нормы.

Учитывая эту новую, более широкую концепцию, невозможно уже рассмат­ривать социальное влияние как процесс, развертывающийся только в одном на­правлении. Напротив, необходимо рассматривать этот процесс как симметричный, включающий действие и противодействие, охватывающий как источник влияния, так и объект воздействия. Только исходя из постулата, что каждый член группы, какова бы ни была его позиция, является одновременно и потенциальным источ­ником, и потенциальным приемником влияния, мы сможем лучше понять, что происходит при реальном социальном взаимодействии. Если допустить эту сим­метричность процесса влияния, то само собой разумеется, что необходимо разгра­ничить феномены власти и феномены влияния. Действительно, если предполо­жить, что каждый член группы независимо от его позиции является потенциаль­ным источником влияния, становится очевидным, что уже нельзя утверждать наличие одного только отношения зависимости как основного фактора успеха воздействия. Вместо этого мы предлагаем рассматривать владение нормами или контрнормами и соответствующим стилем поведения для выражения мнения как основные факторы успеха воздействия.

Таковы в общем и целом основные черты новой теоретической позиции, кото­рая открыла новую область исследований, где на первом месте стоит феномен влияния меньшинства. Эта глава будет полностью посвящена тому, чтобы облечь в плоть то, что пока еще предстает в виде скелета, а также тому, чтобы дать пред­ставление о современных исследованиях в той мере, в какой они стимулирова­лись изложенными выше теоретическими положениями. Мы начнем с четкого


ь. итличительные черты инновации 65

и ясного определения и описания феномена влияния меньшинства, выделяя глав­ные условия, которые его мотивируют, а также лежащий в его основе механизм. Мы подробно обсудим воздействие меньшинства как источника влияния на груп­пу и рассмотрим различные характеристики группы, которые облегчают появле­ние эффекта инновации или препятствуют ему. Наконец, мы посвятим последний раздел главы более детальному анализу результатов исследований в свете тради­ционного понимания явлений социального влияния и для сравнения сопоставим с ним более новую концепцию, пришедшую ему на смену.