А. Введение
Невозможно говорить о психологии активного меньшинства, не наметив предварительно исторические рамки ее истоков. Этот краткий очерк имеет целью объяснить, почему феномен инновации лишь недавно привлек пристальное внимание исследователей социального влияния.
С тех пор как социальная психология обрела свою самостоятельность как отдельная наука, ее внимание всегда так или иначе было приковано к изменениям, которым подвергаются восприятие, суждения и мнения индивида, когда он оказывается в контакте с другими индивидами, к которым он присоединяется на какой-то период или временно входит в какую-либо группу. Этот глубокий интерес к социальному влиянию нас нисколько не удивляет. Достаточно рассмотреть бесчисленные факты социального взаимодействия, которые его предполагают в различной степени, а также все разнообразие функций, связанных с социальным влиянием. Учитывая эти факты, мы даже имели бы право поставить социальное влияние на центральное место в нашей науке.
Если мы рассмотрим историю социальной психологии, то сможем констатировать, что все усилия социальных психологов были направлены на анализ особого аспекта феномена влияния, а именно на процесс конформизма. Почему и каким °°разом группа пытается навязать свои взгляды индивиду или подгруппе? Почему и каким образом индивид или подгруппа принимают точку зрения группы? каковы были основные вопросы, которые интересовали традиционное мышление 11 исследование. Почти полная концентрация внимания на процессе конформного Поведения объясняется соответствующим пониманием исходной основы поведения, индивидуального и социального. А основа эта рассматривалась главным об-Разом как статическая. Считалось, что главная функция поведения — это обеспечить адаптацию к физической и социальной реальности, которая воспринималась Как данность, заранее предопределенная для всех индивидов. Согласно этой точке
g2 Глава 2. Инновация и влияние меньшинства________________________________________
зрения, индивиды изначально стремятся организовать свою среду так, чтобы име возможность предсказывать события и действовать или готовиться к действию Для того чтобы действовать эффективно и в согласии с окружающей средой, необходимо, однако, быть в состоянии воспринимать и оценивать реальную действительность с максимальной точностью. В некоторых случаях можно подтвердить правильность суждений и восприятия эмпирическим путем, т. е. непосредственным наблюдением физической реальности с помощью приборов. Но в других случаях такое непосредственное подтверждение правильности восприятия и суждений оказывается невозможным. Тогда индивиду приходится обращаться для их подтверждения к другим людям. Именно здесь вступает в действие процесс социального влияния вообще и конформного поведения в частности. Предполагается, что эти процессы способствуют структуризации суждений индивида и, стало быть, делают его поведение предсказуемым и подобным поведению других людей.
Согласно этой концепции, процесс социального влияния служил для уменьшения разногласий между индивидами. Он приводил к единообразному видению реальной действительности, устраняя отклонения и давая тем самым индивиду возможность адаптироваться к окружению и действовать. Следовательно, ясно, что конформности поведения придается первостепенное значение. Поскольку предполагается, что реальная действительность однородна и одинакова для всех, то индивиды, поведение которых подчиняется давлению в сторону конформности, будут вознаграждены. Они действительно эффективны и приспособлены к окружению. Напротив, индивиды, поведение которых не поддается давлению в сторону конформизма, будут считаться девиантными, неэффективными, неприспособленными к жизни в обществе. В этом случае (как это ясно доказал Фестин-гер) в группе возникает сильное давление в направлении единообразия, чтобы заставить отклоняющихся от нормы индивидов вести себя конформно. Если это давление не даст результата, то девиантный субъект будет отвергнут или исключен из группы (Festinger, 1950).
Описанная нами функция социального влияния, несомненно, важна. Ясно, что общество, организация, семья или группа не могли бы существовать или сохранять свою целостность, не обязывая своих членов следовать определенным условностям, нормам, которые они должны принять. В этих условиях процесс выработки конформного поведения имеет величайшее значение, поскольку он обеспечивает непрерывность существования группы. По совершенно очевидным причинам он заслуживал углубленного анализа. Социальные психологи всегда считали, что процесс социального воздействия осуществляется только в одном направлении. Они предполагали, что влияние неизменно исходит от группы, от большинства и направлено на индивида. Эта концепция опирается непосредственно на основной тезис, согласно которому влияние является функцией зависимости. Другими словами, человек может успешно оказывать влияние только на людей, зависящих от него либо потому, что они получают от него информацию об окружении, либо потому, что ожидают вознаграждения или хотят избежать наказания, а значит, с целью непосредственного удовлетворения своих потребностей. Так как обычно предполагается, что большинство в группах лучше информировано, а также легче может добиться и распределить вознаграждения или наказания, совершенно очевидно, что именно большинство считается основным источником влияния. Исследования социального влияния были поэтому направлены главным образом
А. Введение 63
на поведение объекта воздействия. Это поведение сводится к двум вариантам: либо принятие установок группы, т. е. конформное поведение, либо противостояние давлению, т. е. сохранение своей независимости или отклонение от нормы. Специальная литература приводит множество примеров силы феномена конформизма. Бесчисленные эксперименты (Asch, 1951,1956,1961; Allen, 1965,1975; Crutch-geld, 1955) доказали силу воздействия на индивида группы, которая стремится навязать единство мнений отклоняющемуся индивиду (Festinger, 1950).
Давление в сторону единства мнений и конформное поведение, к которому 0но приводит, действительно проявилось в перечисленных экспериментах так ярко, что можно было бы говорить даже об излишней конформности. В самом деле, если считать, что конформизм имеет главную цель — адаптировать социальный мир к физическому и обеспечить эффективность группы, это означало бы, что конформное поведение имеет место только в особых обстоятельствах. Как говорит Шериф (Sherif),
в условиях отсутствия достаточной объективной опоры в каком-то значимом моменте, индивид чувствует все большую неуверенность, и его внушаемость возрастает. Другими словами, индивид в этом случае более склонен поддаться влиянию слов, действий или других сигналов, исходящих от других индивидов, групп или от средств массовой информации (р. 71).
Напротив:
В ясных и четко определенных условиях мнения большинства или престижного источника, которые противоречат нашей оценке условий, смогут лишь весьма незначительно повлиять на наше поведение (р. 70).
Это утверждение точно отражает отправную точку исследований Аша (Asch, 1956). Он надеялся доказать, что в ясной и недвусмысленной ситуации, требующей правильного и однозначного ответа, рациональный и логичный человек будет придерживаться своего собственного знания реальности и сможет противостоять социальному давлению. Аш ожидал, что в такой ситуации правильное восприятие индивида преодолеет ошибочное мнение, навязываемое группой. Вы знаете, что его эксперименты эту надежду опровергли. В близком контексте Гоффман, рассматривающий результаты исследований, посвященных решению задачи группой, замечает, что:
-Давление, направленное на достижение единства мнений, может повредить эффективности группы, если оно мешает искать и обсуждать альтернативные решения... Ничто не гарантирует, что истина является результатом единодушия, и действительно, они часто не очень связаны друг с другом. Чем сложнее задача, тем больше вреда наносит тенденция членов группы добиться консенсуса, платой за это в этом случае будет невозможность прийти к наилучшему решению (Hoffman, 1965, р. 101-102).
Мы надеемся, нам удалось показать, что теоретические концепции, лежащие в основе традиционных исследований конформизма, зашли в тупик. Из этого ясно ледует, что конформное поведение отнюдь не обладает всеми приписываемыми МУ Достоинствами. Конформизм не всегда способствует усилению эффективно-Ти группы или лучшей ее адаптации. Напротив, нонконформизм иногда может оказывать обратное действие, т. е. он может помочь группе действовать и адаптироваться. В некоторых случаях, следовательно, кажется, что группа в целом будет °лее эффективной, если индивидам или подгруппам будет дана возможность ^действовать на группу или, как говорит Гоффман, «если обеспечить свободное
64 Глава 2. Инновация и влияние меньшинства__________________________________________ I
I
выражение мнений». Эта точка зрения предполагает, конечно, что отклонение от" групповой нормы уже не будет изображаться самыми темными красками. Точно так же уже ничто не оправдывает ограничение индивида или подгруппы ролью объекта воздействия, поскольку необходимо рассматривать индивида как потенциальный источник влияния. В то же время понятно, что социальное влияние может не только служить средством социального контроля и помощи каждом) индивиду в адаптации к данной социальной реальности, но более того, способствовать социальным изменениям.
Теперь мы подошли к главному содержанию проблемы, сформулированной в этой главе. Говорить о социальных изменениях — это значит говорить об инновациях, об активном влиянии меньшинства и индивида на большинство группы или на группу в целом. Мы вовсе не хотим сказать, что рассматриваем инновацию как форму отклонения, нонконформизма или независимости, — это определенный и фундаментальный процесс жизни общества. Следовательно, желание глубоко исследовать этот процесс влияния неизбежно предполагает другое понимание индивидуального и социального поведения, более динамичную его концепцию (Moscovici, 1979). Адаптацию индивидов и групп к данному окружению не следует более рассматривать как единственную функцию индивидуального и социального поведения: это всего лишь противовес адаптации окружения к индивидам и группам. Точно так же социальное влияние имеет не одну только функцию уменьшения разногласий между индивидами, навязывания им единой точки зрения на действительность и устранения отклонений. Оно предназначено также для изменения окружения или организации и дает возможность группе продолжать добиваться своих целей или трансформироваться, обращаясь к ресурсам всех своих членов, включая и тех, кто отклоняется от нормы.
Учитывая эту новую, более широкую концепцию, невозможно уже рассматривать социальное влияние как процесс, развертывающийся только в одном направлении. Напротив, необходимо рассматривать этот процесс как симметричный, включающий действие и противодействие, охватывающий как источник влияния, так и объект воздействия. Только исходя из постулата, что каждый член группы, какова бы ни была его позиция, является одновременно и потенциальным источником, и потенциальным приемником влияния, мы сможем лучше понять, что происходит при реальном социальном взаимодействии. Если допустить эту симметричность процесса влияния, то само собой разумеется, что необходимо разграничить феномены власти и феномены влияния. Действительно, если предположить, что каждый член группы независимо от его позиции является потенциальным источником влияния, становится очевидным, что уже нельзя утверждать наличие одного только отношения зависимости как основного фактора успеха воздействия. Вместо этого мы предлагаем рассматривать владение нормами или контрнормами и соответствующим стилем поведения для выражения мнения как основные факторы успеха воздействия.
Таковы в общем и целом основные черты новой теоретической позиции, которая открыла новую область исследований, где на первом месте стоит феномен влияния меньшинства. Эта глава будет полностью посвящена тому, чтобы облечь в плоть то, что пока еще предстает в виде скелета, а также тому, чтобы дать представление о современных исследованиях в той мере, в какой они стимулировались изложенными выше теоретическими положениями. Мы начнем с четкого
ь. итличительные черты инновации 65
и ясного определения и описания феномена влияния меньшинства, выделяя главные условия, которые его мотивируют, а также лежащий в его основе механизм. Мы подробно обсудим воздействие меньшинства как источника влияния на группу и рассмотрим различные характеристики группы, которые облегчают появление эффекта инновации или препятствуют ему. Наконец, мы посвятим последний раздел главы более детальному анализу результатов исследований в свете традиционного понимания явлений социального влияния и для сравнения сопоставим с ним более новую концепцию, пришедшую ему на смену.