Информационное влияние

Одна из этих целей — составить себе точное представление о реальной действи­тельности. Леон Фестингер (Festinger, 1950,1954) утверждал, что люди испыты­вают очень сильную потребность оценивать правильность своих убеждений. Не­которые убеждения могут быть проверены путем сравнения с объективным физи­ческим эталоном. Например, наше убеждение, что вода закипает при 100 градусах Цельсия, мы можем проверить, поместив термометр в кастрюлю с водой, нагрев воду и сняв показания термометра в момент закипания воды. Но зато другие убеж­дения (например, что США должны были бы сократить свои запасы ядерного оружия) не могут быть проверены с помощью объективного физического эталона. Чтобы определить достоверность таких убеждений, мы должны сравнить свою точку зрения с мнениями других людей. Если они с нами согласны, мы чувствуем уверенность. Если же они с нами не согласны, мы теряем уверенность в себе. Так как разногласия вызывают разочарование, лишают нас возможности удостове­риться в справедливости наших убеждений, мы очень заинтересованы в их устра­нении всякий раз, когда они возникают. Один из способов достижения этого за­ключается в том, чтобы изменить свою позицию, приблизив ее к позиции других людей, т. е. проявить конформизм (Allen, Wilder, 1977).

Этот анализ наводит на мысль, что в тех случаях, когда люди не уверены в пра­вильности своих убеждений и думают, что суждение других ближе к истине, они часто проявляют конформизм, чтобы устранить неуверенность. При этом имеет место информационное влияние, как назвали это явление Дойч и Джерард (Deutsch, Gerard, 1955). Считается, что оно предполагает одновременно и публичное подчи­нение, и внутреннее согласие (Allen, 1965; Eagly, Chaiken, 1993; Kaplan, Miller, 1983). Информационное влияние более характерно для одних условий, чем для Других. Например, люди ведут себя более конформно, когда работают над труд­ной или неоднозначной задачей (например, Asch 1956; Deutsch, Gerard, 1955), когда °ни не уверены в своей компетентности в данном вопросе (например, Hochbaum, 1954)и полагают, что другие члены группы более компетентны в решении задачи


44 Глава 1. Конформизм и подчинение


А. Конформизм 45


 


(например, Mausner, 1954). В подобных случаях вовсе не удивительно, что люди чувствуют свою зависимость от других в отношении информации о действитель­ности и, следовательно, проявляют конформизм.