Тема: Комплексный стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия
1. SWOT – анализ
2. SPACE – анализ
SWOT – анализ
SWOT – анализ направлен на определение (в общих чертах) корпоративной стратегии компании с учетом влияния внешней и внутренней среды одновременно.
Для установления связей между возможностями и угрозами, сильными и слабыми сторонами предприятия строится SWOT – матрица.
SWOT – матрица
Возможности . . . | Угрозы . . . | |
Сильные стороны . . . | Поле СИВ | Поле СИУ |
Слабые стороны . . . | Поле СЛВ | Поле СЛУ |
На каждый из полей необходимо рассмотреть все возможные комбинации и предложить следующие стратегические решения:
1. Поле СИВ – разрабатывается стратегия по использованию сильных сторон предприятия для того, что бы получить отдачу от возможности внешней среды (диверсификация продуктов, стратегия увеличения доли рынка, выход на рынок товаров - новинок).
2. Поле СИУ – стратегия использование сильных сторон для устранения угроз (оборонительная позиция, выборочные контратаки – завоевание отдельных рыночных ниш).
3. Поле СЛВ – стратегия строится таким образом, что бы за счет появившихся возможностей преодолеть слабые стороны предприятия (усиление конкурентных позиций в тех областях, где это возможно, с одновременной ликвидации слабых СБЕ, концентрация влияния на снижение затрат и повышении конкурентоспособности продукции).
4. Поле СЛУ – стратегия избавления как от слабых сторон, так и от внешних угроз (уход с рынка, перепрофилирование, реинвестирование средств в другие отрасли, в отдельных случаях возможно остаться на рынке путем объединения с другим предприятием).
Достоинства SWOT – анализа:
- систематизация знаний внешних и внутренних факторов;
- изучение конкурентных преимуществ и формирование стратегических приоритетов;
- периодическая диагностика рынков предприятий.
Недостатки SWOT – анализа:
- субъективность выбора и ранжирование факторов;
- слабая поддержка принятия конкретных управленческих решений;
- плохая адаптация к постоянно меняющейся среде.
SWOT – анализ – формирование общей стратегии адаптации к среде. TOWS – анализ – разработка стратегии формирование среды.