Тема: Комплексный стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия

 

1. SWOT – анализ

2. SPACE – анализ

 

SWOT – анализ

SWOTанализ направлен на определение (в общих чертах) корпоративной стратегии компании с учетом влияния внешней и внутренней среды одновременно.

Для установления связей между возможностями и угрозами, сильными и слабыми сторонами предприятия строится SWOT – матрица.

 

SWOT – матрица

  Возможности . . . Угрозы . . .
Сильные стороны . . . Поле СИВ Поле СИУ
Слабые стороны . . . Поле СЛВ Поле СЛУ

 

На каждый из полей необходимо рассмотреть все возможные комбинации и предложить следующие стратегические решения:

1. Поле СИВ – разрабатывается стратегия по использованию сильных сторон предприятия для того, что бы получить отдачу от возможности внешней среды (диверсификация продуктов, стратегия увеличения доли рынка, выход на рынок товаров - новинок).

 

2. Поле СИУ – стратегия использование сильных сторон для устранения угроз (оборонительная позиция, выборочные контратаки – завоевание отдельных рыночных ниш).

 

3. Поле СЛВ – стратегия строится таким образом, что бы за счет появившихся возможностей преодолеть слабые стороны предприятия (усиление конкурентных позиций в тех областях, где это возможно, с одновременной ликвидации слабых СБЕ, концентрация влияния на снижение затрат и повышении конкурентоспособности продукции).

 

4. Поле СЛУ – стратегия избавления как от слабых сторон, так и от внешних угроз (уход с рынка, перепрофилирование, реинвестирование средств в другие отрасли, в отдельных случаях возможно остаться на рынке путем объединения с другим предприятием).

 

Достоинства SWOT – анализа:

- систематизация знаний внешних и внутренних факторов;

- изучение конкурентных преимуществ и формирование стратегических приоритетов;

- периодическая диагностика рынков предприятий.

 

Недостатки SWOT – анализа:

- субъективность выбора и ранжирование факторов;

- слабая поддержка принятия конкретных управленческих решений;

- плохая адаптация к постоянно меняющейся среде.

 

SWOT – анализ – формирование общей стратегии адаптации к среде. TOWS – анализ – разработка стратегии формирование среды.