Виды интервью и формы вопросов

 

Для отечественных источников, изданных до начала 1990-х годов, характерно разделять все виды интервью по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, неформализованные (синонимы), а с другой стороны - несвободные, стандартизованные, формализованные.

По цели интервью могут быть ситуативными (о ситуации), проблемными (анализ проблемы), биографическими. Последние могут быть представлены несколькими типами:

- лейтмотивными (респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и ее не бросить);

- нарративными (собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности);

- открытыми (в форме беседы без жестко заданной структуры).

По композиции принято выделять интервью:

- линейные (вопросы задаются последовательно);

- кольцевые (в финале интервью возвращаются к вопросам, обсуждавшимся в начале, и подводят итоги);

- спиральные (каждый вопрос повторяется несколько раз с новыми формулировками, упрощающими или углубляющими его содержание в зависимости от задач интервьюера. Этот вид интервью удобен при попытке собеседника уйти от ответа);

- мозаичные (хаотичный набор вопросов, не связанных друг с другом. Помогает получить утаиваемую информацию, которая может быть сформулирована кратко).

По форме работы интервьюера интервью может быть активным и пассивным. По форме работы респондента – управляемым и свободным.

От формы интервью зависит выбор вопросов. С психологической точки зрения имеет значение дифференциация вопросов на явные и неявные. Первые выражаются в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованиями установить неизвестное. Вторые выражаются лишь своими предпосылками, а требование установить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. В некоторых ситуациях (например, в общении с детьми, со сложными респондентами, с людьми, находящимися в состоянии стресса) предпочтительны явные вопросы. Однако в беседе, когда журналист и респондент общаются на равных, неявные вопросы позволяют построить максимально комфортный диалог, ибо в ситуации обычного общения мы нередко обращаемся именно к таким конструкциям.

Особое внимание уделяется наводящим вопросам, которые противопоставляются узловым. Первые каким-либо образом готовят ответ, вторые - нет. Наводящие вопросы бывают двух типов:

- содержащие явные или неявные логические презумпции;

- содержащие оценочные либо эмоциональные выражения.

Первый тип начинается с определенной констатации, правильной или ложной: «Социалисты всегда выступают за свободную торговлю. Считаете ли вы, что им следует отменить некоторые из торговых барьеров?»

Второй тип: «Как вы относитесь к тому, что кавказцы вторгаются в наши места?»

Наводящие вопросы уместны тогда, когда они помогают получить больше валидной информации (респондент знает что-то, но склонен утаивать) или когда валидная информация может быть получена вопреки наводящим вопросам (только при условии отсутствия угрозы «Я», отсутствия барьера этикета между респондентом и интервьюером и если респондент устойчив к давлению). Однако часто наводящий вопрос искажает ответ.

По качеству ведения интервью оно может быть выдержано в мягком и жестком стиле. Жесткий стиль используется либо для пробивания у респондента эмоционально закрытых сфер, связанных с угрозой его «я», либо с человеком, подозреваемым в потенциальном искажении информации, либо с человеком, работающим в бюрократической сфере.

Порой журналисту необходимо «раскрыть» собеседника, а для этого лучше использовать общие вопросы по сравнению с частными. Чтобы усилить их эффект, можно также сделать вопросы двусмысленными, неоднозначными, провокационными, полемическими.

Особое место в психологии интервьюирования занимают следующие формы вопросов:

1. Конкретизирующие (заставляющие респондента подробнее осветить один из аспектов темы);

2. Уточняющие (заставляющие респонеднта прояснить то, что непонятно журналисту);

3. Проверочные (заставляющие респондента повторить информацию);

4. Связующие (вспомогательные, способствующие переходу от одного тематического блока к другому);

5. Неточные (содержащие искаженные факты. Используются, когда необходимо выяснить скрываемую информацию);

6. Вопрос-эхо (повторяет последнюю фразу респондента с вопросительной интонацией);

7. Вопросы, содержащие сомнение (Могли бы вы себе представить, что…?);

8. Вопросы-внушения (Ваш личный опыт не доказывает ли, что…?);

9. Изолирующие (если мы рассмотрим эту ситуацию, вы согласитесь с тем, что…?);

10. Возвратные (Это важно. Не возражаете, если мы вернемся к теме чуть позже?);

11. Молчание (мимическая форма вопроса).

Для того чтобы получить ответ, содержащий анализ, рекомендуется использовать следующие формы вопросов:

1. Масштабирующие вопросы (Что значит этот случай для жизни города? Страны?);

2. Программирующие вопросы (Что будет в результате?);

3. О модели поведения (Как бы вы рекомендовали поступить?);

4. Причинные (В чем причина? Кто виноват?);

5. Прогностические (Если события будут развиваться таким образом, каков будет финал?);

6. Характеризующие (Что он за человек? );

7. Аргументирующие (Что доказывает вашу позицию?).

Интервьюирование, как и другие методы, представляет собой технологию и включает такие этапы как подготовку интервью, начало, основную часть, завершение. Остановимся на них подробнее.