Понятие отношения делимости на множестве натуральных чисел. Теоремы о делимости суммы, разности и произведения (доказательство одной по выбору студента).
Натуральное число а ⋮ (кратность, деление нацело без остатка) делится на натуральное число b если существует такое натуральное число g, что а = b ∙ g
а⋮b <=> Е g Є N : а: b∙ g
b - делитель а
а – кратно b
(Е - в обратную сторону - обозначает существует)
Пример: 8⋮2, т.к. Е 4 Є N : 8=2∙4
Теорема: Если два натуральных числа делятся на натуральное число n, то их сумма делится на это число.
а: b Є N; n Є N
а⋮n, b⋮n .
(а+ b)⋮ n
Док-во:
а⋮n => Е g1 Є N: а=n∙g1
b⋮n=> Е g2 Є N: b=n∙g2
а∙ b= n∙g1+ n∙g2=n ∙ (g1+ g2)=> (а+ b)⋮ n ч.т.д.
С помощью математической индукции можно доказать, что теорема верна для любого конечного числа слагаемых.
Теорема 2:
а: b Є N, n Є N
а⋮n, b⋮n, а >b .
(а-b)⋮ n
Если натуральные числа а и b делятся на натуральное число n. а не меньше b (а ≥ b), то разность этих чисел тоже делится на n.
Теорема 3:
Если все слагаемые кроме одного делятся на натуральное число, а одно не делится, то сумма на это число не делится.
Теорема 4:
Если один из множителей делится на некоторое число, то и произведение делится на это число.
а, b Є N, n Є N
а⋮n, b⋮n .
(а∙b)⋮ n
Теорема 5:Если в произведении аb множитель делится на натуральное число n, множитель b делится на натуральное число m, то произведение аb делится на произведение n m.
а, b Є N, m, n Є N
а⋮n, b⋮m .
(а∙b):n m
2. Обучающимся начальных классов предложено задание:
“Начертите два отрезка: один длиной 8 см, а другой на 2 см длинее”.
• При изучении какой темы начального курса математики возможно предложить это задание?
• Приведите рассуждение ученика при выполнении этого задания.
• Опишите методику знакомства учащихся с темой “Сантиметр”.
• Сформулируйте этапы формирования у младших школьников представлений о длине.