Высказывательная форма. Высказывания с кванторами. Правила построения отрицаний высказываний с кванторами.

Высказывательной формой (или предикатом) называется предложение, содержащее одну или несколько переменных, при подстановке конкретных значений этих переменных образующиеся в высказывания.

Пример. P (x) x+3>5 Q (x;y) x + y = 4 B (x;y;z) x + 2y – 3z > 1

F(x) – кошка серая. В зависимости от количественных переменных говорят об одноместной высказывательной формы (когда 1 переменная) двухместной и трехместной.

С каждой высказывательной формой связано 2 множества:

1. Область определения ( х ) – это множество тех значений переменных, которые обращают высказывательную форму в высказывания.

Х – множество кошек

2. Множество истинности ( Т ) высказывательной формы – это множество тех значений переменных, которые обращают высказывательную форму в истинное высказывание.

Множество – область определения

Переменное множество истинности

P ( x ) x+5 = 7

x = R, T = {2}

F ( x ; y ) x – y = 2

x = R*R; T = {(x;y) x-y=2; x, y є R}; (7;5); (9;7); (5;3); (4;2); (-7;-9)

Tp c xp

X
Высказывательную форму (одноместную) превратить в высказывание можно представить вместо переменной какое-либо ее значение из области определения, но можно также получить высказывание, если перед высказывательной формой поставить слова: все,любой, каждый, хотя бы один, найдется, существует и так далее. Эти слова называются кванторалии, от латинского слова «квантор» которое обозначает сколько все или не все.

Кванторы делять на две группы:

1. Кванторы общности Ɏ: все, любой, всякий, каждый.

2. Кванторы существования ᴲ: существует, найдется, хотя бы один и т.п.

Структура высказывания квантора.

Все кошки серые

Ɏх э Х Р(х)

Х – множество кошек

Р(х) : х – серого цвета.

Как устанавливается значение истинности высказывания с кванторами.

1. Истинность высказывания квантора общности устанавливается путем доказательства. Чтобы убедится в ложности высказывания достаточно привести контр-пример.

Примеры.

1. Сумма любых трех последовательных N чисел делится на 3.

1 2 3

2 3 4

3 4 5

4 5 6

7 8 9

12 13 14

n – произвольное N число

n+n+1+n+2=3n+3=3(n+1) :3

2. Все простые числа – нечетные. Высказывание ложное, так как 2 – простое и четное.

1) Для того чтобы установить истинность высказывания квантора существования, достаточно привести 1 пример.

Пример. Существуют некоторые кошки. Чтобы убедится в ложности такого высказывания, нужно привести доказательство.

Пример. а) Существуют N числа кратные 3

ᴲхєN, х:3 Это высказывание истинно, так как х=6.

б) Среди чисел 4,6,8 найдется простое число

х={4;6;8}

Рх; х - простое число

4 – не простое число, т.к. 4 :2

6 – не простое число, т.к. 6:2, 6:3

8 – не простое число, т.к. 8:2, 8:4

Наше высказывание ложно.

Правила построение отрицания высказывания, содержащего кванторы.

I Перед васказыванием поставить слова неверно, что.

Пример. Все кошки серые.

Существуют N числа, кратные 3.

Неверно, что существуют N числа, кратные 3.

II Для того, чтобы построить отрицание высказывания с высказыванием, надо квантор заменить на противоположный и высказывательную форму на ее отрицание.

__________ __

Ɏ x є X P(x) = ᴲ x є X P (x)

__________ ___

ᴲ x є X P(x) = Ɏ x є X P (x)

Примет. Все ели зеленые.

Найдутся не зеленые ели.

Некоторые попугаи желтые.

Все попугаи не желтые.

Выявить логическую структуру личности, построить отрицание, определить значение истинности.

Ель - лиственное или хвойное дерево.

А : ель – лиственное дерево. Л

В : ель – хвойное дерево. И

А v В = и A v B = A v B : ель не хвойное и не лиственное дерево.

Все треугольники являются равнобедренными. (л)

0 < 6 < 3 A : 6 > 0 – и В : 3 > 6 - л А ^ B – л

А ^ B = А v B : 6 не больше 0 или не меньше 3.

Некоторые слова не могут быть разделены на слоги.

ᴲ х є Х Р (х)

х – множество слов.

Р(х); х – могут быть разделены на слоги.

-умножение и деление в пределах 1000. этап закрепления.

-найти истинность высказывания

-3 кл. стр 10 (2ч)

2. Обучающимся начальных классов предложено решить задание:

“Вставь нужные числа в “окошки”, чтобы получились верные равенства:

(7+2)+ =7+( + 8); (3 + ) + 7 = ( + 7)+1;

(6 + ) + 4 = ( + 4) + 5; (4+2)+ =5+( +8).”

• При изучении какой темы начального курса математики, возможно, предложить такое задание?

• Приведите рассуждения ученика при выполнении этого задания.

• Сформулируйте в общем виде свойство (правило), о котором идет речь в данном задании.

• Раскройте методику ознакомления детей с этим правилом.

• Приведите примеры использования устных вычислительных приемов, основанных на этом правиле.