Женская психология и секс
Понять собственную выгоду в сексе неспособна, в первую очередь, женщина, а ведь именно она определяет категорию модальности сексуальных отношений.
Я изучил сексуальное поведение женщин самых различных категорий — от монахинь до проституток. Анализируя поведение монахинь или старых дев, которые никогда не вступали в какие-либо сексуальные отношения, я обнаружил, что для них секс вездесущ, как дьявол. Каждая из непорочных монахинь претендовала на роль единственной дочери Отца Небесного, но все они своим присутствием несли скрытые сильно окрашенные сексуально-эротически желания. Девушки, воспитанные в монастырских пансионах, едва покинув эти заведения, немедленно совершали вопиющие сексуальные ошибки, очевидность которых была прямо пропорциональна репрессивности полученного ими полового воспитания.
Что касается проституток, то я понял, что, несмотря на зачастую ярко выраженную внешнюю сексуальную активность, в их разуме сильнее, нежели у так называемых порядочных женщин, присутствовали навязчивые идеи сексуального характера, связанные с кровью, смертью, болезнью, агрессивностью. Чем ярче выражался их «профессионализм», тем одержимее был разум. Кроме того, всех этих женщин отличала крайне инфантильная внутренняя связь с матерью (или бабушкой, тетушкой, отцом, дочерью...), которые для них, несмотря ни на что, были святы, оставаясь образцами высочайших моральных качеств.
Женщина — это открытый потенциал жизни и наслаждения. Женские эмоции есть нечто фантастическое: это — живое действие, которое может выражаться как в слезах, так и в экстазе. Она способна много страдать, но и полностью восстанавливаться, благодаря большей погруженности в полноту жизни. Иногда женщина играет своими эмоциями, но, в конечном счете — в какой-то своей части — она уже как будто добилась успеха и, в любом случае, обрела спасение в каком-то уголоке самой себя. И в опасности женщина способна страдать, оставаясь невредимой, если только речь не идет о полной трагедии. Мужчина, напротив, страданием уже себя разрушает. У женщины очень широкий диапазон подъемов и падений, позволяющий ей всегда оставаться невредимой: многие из ее страданий представляют собой театр для нее самой и театр жизни.
Женщине важнее прожить, чем понять, а мужчине важнее понять. Мужчина и женщина — это два взаимодополняющих аспекта. Впрочем, если женщина сможет осознать пережитое, то захватит власть, ибо она представляет собой чудесное творение природы, умеющее заводить игру, но она должна научиться понимать логику этой игры и формализовывать ее рационально.
Женщина с опозданием понимает и развивает саму себя, поскольку чрезмерная природная одаренность не позволяет ей почувствовать предел и опасность истории. Женщина психологически ощущает себя вечной, причастной к чему-то, что будет всегда. Она — часть этой магии жизни, она любима и в любом случае причастна к некоему дару. Именно поэтому все великие религии признают женщин жрицами священного.
Женщина знает, что обладает этим сокровищем благодати, но при этом не очень заботится о собственном индивидуальном эгоизме, и в этом ее ошибка: она слишком отдается общему потоку жизни в ущерб своей личности. Она бедна формой, тогда как мужчина, наоборот, в высшей степени наделен способностью к формализации. По хорошему, он должен бы научится формализовать женский потенциал.
Если женщина не являет собой открытую энергию или мужчина неспособен формализовать эту энергию, то психическое удовольствие недостижимо. Под «формализацией энергии» я имею в виду не физиологический аспект, а некую ментальную форму, посылающую сигнал из глубин бессознательного.
Существуют два измерения секса — биологическое и психическое. Секс биологический знаком всем людям. Естественно, как только взрослый человек, создав семью, заводит детей, секс утрачивает свое значение, потому что для вида он представляет собой только средство воспроизводства. Массовая бойня, жертвами которой становятся молодые люди в любом уголке планеты, свершается во имя секса и любви. Все телепередачи, сериалы, брачное воспитание молодежи на самом деле ведут к полному уничтожению достоинства психической эволюции.
Секс, наслаждение, любовь, в конечном счете, являются всего лишь элементами психической организации, поэтому ощутить великое наслаждение жизни способен лишь тот, кто достиг практического и зрелого знания сексуальности. Однако людей, постигающих это измерение, очень мало.
Получить представление о женщине, достигшей высшего уровня, может помочь следующий рисунок (рис.7). Зона «С» — это «Я», «Е» — область эпидермической эмоции, определенное восприятие своей сексуальности и собственного тела, то есть общая эмоциональная сексуальность. Непосредственно под уровнями эмоционального восприятия расположен монитор отклонения (зона «М»). Зона «А» — это ядро или душа. Должен подчеркнуть, что в данной ситуации я не имею в виду сугубо биологическую женщину. Действительно, некоторые женщины представляют собой только тело (самку), точно так же, как некоторые мужчины являются лишь самцами. Мой психологический и клинический опыт показывает, что у подобных индивидов отсутствует зона «А», то есть — в определенном смысле — духовное Ин-се. Они — хорошие, биологически совершенные люди, но их разум лишен духовной глубины, и в нем нет трансцендентного напряжения.
Я не стремлюсь тем самым подвести какие-либо политические основания: однако в плане психического развития между людьми существуют огромные различия. В данном контексте я говорю о женщине-личности, женщине-госпоже, способной на метафизическую страсть, которая умеет затронуть не только тело, но и душу. Это лишь одно из множества других ее отличий от женщины-тела.
Фактически ни одной женщине не удается пройти путь от «Я» к части-душе (зона «А», рис. 7). Женщина как бы отделена от своей высшей истины наслаждения. Даже если в момент вершинного переживания, интимного контакта ей удается испытать откровение души, то она вскоре о нем напрочь забывает, сразу возвращаясь к своим женским стереотипам и не понимая, что необыкновенное наслаждение есть благодать ее внутренней психической сути.
В итоге и женщина-ангел попадает в тот же биологический круговорот, что и большинство женщин, поскольку поддерживать состояние благодати[79] ей мешают собственные рассуждения: как только она начинает осмысливать происходящее, то сразу же оказывается опосредованной монитором отклонения. Он постоянно предлагает ей глупые, биологические сравнения («Он желает тебя, потому что ты молода... потому что ты богата... потому что ты лучше других»), отрезая путь в зону «А». Когда вы попадаете в зону «А», сексуальное наслаждение становится непрерывным и интенсивным, преобразуясь в чисто умственный контакт.
Истинный секс — это секс психический, а не телесный. Через упорядоченную физиологию комплементарного секса онто Ин-се способно пробудить высшее, трансцендентное наслаждение, в котором ощущается вкус прозрачности души.
«Белые одежды» — не просто благочестивое намерение: это — логика исторического взаимодействия логико-исторического «Я» и онто Ин-се, это — святость; субъект облачен в белые одежды, когда он обладает сознанием, способным обеспечить свою полную функциональность, позволяя ему наслаждаться прозрачностью сущуствования в Бытии.
Используя ревность, стремление к обладанию и другие сексуальные мотивы, монитор отклонения (который у женщин базируется именно на основе сексуальности) вынуждает женщину усомниться в благодати.
Иногда мужчина, вступая в контакт с женщиной более высокого уровня, пребывающей в состоянии благодати, использует ее только как самку: мужчина «пожирает» ее и отбрасывает прочь. Это приводит женщину к упадку, так как она низводится до уровня самки. Подобные ситуации постоянно встречаются в нашем мире. Многие женщины высокого интеллектуального уровня чувствуют себя плохо, даже будучи замужем и имея одного или нескольких любовников, ибо фрустрации подвергается их душа. Впрочем, правда и то, что эти же женщины, случись им встретить мужчину, способного на трансцендентные отношения, оказали бы ему сопротивление, прибегнув к женскому стереотипу (ревность, стремление к обладанию, навязчивый секс, обидчивость, мнительность и т.д.).
Определенный тип экзистенциальной неудовлетворенности возникает потому, что некоторым людям свойственна повышенная внутренняя духовная потребность, которая не позволяет им унизиться до подражания общепринятым образцам поведения.
Кроме того, у женщины, достигшей определенного высшего уровня, есть природные циклы (не совпадающие с менструальными) эротической активности: иногда это — момент сексуального контакта, иногда — интеллектуальное общение.
Если женщине не удается встретить мужчину, способного открыть эротическую благодать зоны «А», ей лучше отказаться от секса, ибо чем больше она будет им заниматься, тем больше разрушит себя. У мужчин секс внешний, у женщин — внутренний, находящийся во внутриутробной зоне. Поэтому женщина в момент соития всегда вступает в интимный контакт.
Когда женщина, тем или иным образом познавшая состояние благодати, растрачивает его с первым попавшимся мужчиной, она пропадает навсегда: что-то внутри безвозвратно разбивается.
Я не претендую на полное разрешение проблемы секса, с которой связана также и проблема вмешательства внеземных цивилизаций[80].
Женщина вечно противостоит мужчине. Мир принадлежит мужчинам, потому что этого хотят женщины, в действительности же мужчина с утра до вечера постоянно ищет «маму». Женщине нужно выставить мужчину на видное место, чтобы потом возложить на него ответственность за все неудачи; женщина постоянно критикует его, но всегда действует обходным путем.
Ужасная проблема женщины кроется, в первую очередь, в двух ее недостатках: 1) неприятии власти, 2) ошибочном отношении к благодатному сексу: при необходимости добиться желаемого через благодатный секс, она им проституирует, отдаваясь не способному мужчине, а «кретину». Как часто блестящая, энергичная, привлекательная женщина вместо мужчины, способного стать ее достойным дополнением, выбирает недостойного, который заставляет ее деградировать. Почему женщина в состоянии благодати не выбирает наиболее достойного мужчину, способного соответствовать ее уровню? Почему она предпочитает дополнять собой неудачника, вступая в отношения с проигравшим? То, что дело обстоит именно так, подтверждают сотни случаев без каких-либо исключений и по сей день.
Думаю, что в большей степени ответственность за это лежит на женщине, поскольку любой мужчина, независимо от того, к какой культуре он принадлежит, боится сакральности внутреннего мира женщины. Он воспринимает ее как идеал, отваживаясь подойти к ней, лишь получив в той или иной форме ее разрешение. В сущности, мужчина не предпринимает никаких шагов, если женщина не дает ему семантический посыл. Обычный мужчина шумно демонстрирует себя, но не в силах непосредственно проникнуть в святилище женщины.
В дальнейшем, потерпев окончательный крах, женщина пытается завладеть выдающимся мужчиной и постепенно ограничивает его. Таким образом, женщина в пике своей формы выбирает «кретина», а потерпев крах, отправляется на поиски выдающегося человека.
Женщина должна задуматься над этим, иначе рассуждения об истинном сексе бессмысленны. Бесполезно приводить в качестве алиби навязчивые идеи, страдания, болезни. Сначала надо устранить эту основную ошибку, и затем карма жизни, как следствие, наступит сама, но только в том случае, если женщина внутренне со смирением признает свою ошибку, приняв на себя ответственность за все случившееся с ней, за все те выборы, которые привели к ошибке. Может быть, она права, что весь мир искривлен и лжив, но именно она открылась ему и дала согласие. Без этой внутренней «смиренности»[81] по отношению к собственной жизни даже кармический катарсис невозможен.
Мужское превосходство обусловлено отказом женщины как матери жизни от собственной ответственности от эффективности идеалов, от притягательности роста. Она не стремится принять на себя ответственность за тот дар, каковым является, используя это в качестве алиби против мужчины, на которого обрушивается с критикой. Это ошибка, которую запускает она сама. Мужчина только исполнитель этой интриги. Если перевести разговор на мужчин, то в большинстве случаев, когда мужчину выбирает женщина, можно выдвинуть две гипотезы: 1) он — «кретин» или 2) он — великий человек, но в этом случае женщина — негативна.
Определение «негативная» означает, что она уже проиграла, превратилась в пустышку, вампира, испытывающего потребность в физиологическом вытягивании сил из великого человека. Оставаясь с такой женщиной, великий мужчина совершает ошибку, подвергаясь «высасыванию», а «кретин» становится еще слабее или используется против мужчин достойных.
Мужчина, обладающий высшими достоинствами, для любви или интеллектуального общения не может выбирать себе женщину-самку, чтобы сохранить душевное здоровье и не потерять себя. Потому мужчине нельзя находиться вместе с подобной женщиной даже из жалости, например, потому что это его собственная жена, которую он давным-давно знает, или какая-то детская любовь: если человек хочет продолжать психически развиваться, ему следует выбирать женщину, обладающую определенным уровнем психологической и моральной зрелости.
Мужчина должен научиться самостоятельно верифицировать наличие возможности проявить себя, попробовать установить близкие отношения. Верификация происходит внутри. Положительную или отрицательную оценку как мужчине, так и женщине всегда дает он-то Ин-се. Однако женщина предпочитает оставаться со своими ментальными навязчивыми идеями, выбирая секс «в голове».
Какой же путь ведет к успеху? Либо человек отказывается от сексуальных отношений, обеспечивая тем самым свой успех, либо должен научиться различать. Эта способность означает возобновление любви к миру, обретение доверия ко всем. Успешный, упорядоченный секс — это душевное и физическое благополучие, но, в первую очередь, он укрепляет жизнеспособность и приобщает к социуму. Секс искаженный, наоборот, предполагает извращение, регресс, агрессию. В роли постоянного внутреннего искажающего начала процесса становления человека всегда выступает сексуальное влечение. Везде, где есть движение, всегда есть секс.
Женщина должна самостоятельно, автономно научиться проживать присущий ей одной мир собственной женственности. Именно она должна его выразить, объяснить и заставить уважать. Противостояние мужчине оставляет ее на обочине жизни; эта антитеза представляет собой удобное оправдание для патологии, это — насмешка над собой. Пока женщина не станет хозяйкой собственного мира, более высокоразвитому мужчине, стремящемуся найти с ней контакт, следует день за днем формировать, воспитывать и держать под контролем собственную любовь; женщине доверять нельзя, потому что она склонна изменяться к худшему.
Кроме того, клинический опыт показывает, что в женщине всегда есть другая женщина. Если женщина ошибается в выборе мужчины, то это, как правило, обусловлено влиянием на нее другой женщины (тетушки, матери, учительницы... просто какой-то женщины). Величайшая опасность для женщины — это другая женщина, женщина из ее семейной диады, которая в дальнейшем осуществляет тематический отбор среди тех женщин, которые ей встречаются.
Появление навязчивых идей и психосоматических расстройств — это уже запоздалые следствия, а у истоков лежит некое «да» — согласие, любовно и сознательно данное кому-то другому (почти всегда — женщине) в рамках семейной диады.
Если женщина чувствует себя хорошо, она представляет собой целый мир, особую силу, способную к любым свершениям, важно только, чтобы к самой себе она относилась бережно. Женщина должна знать свои достоинства и уметь их защищать. В социальных или даже любовных взаимоотношениях с мужчиной для установления хороших контактов она должна уметь его использовать, но для этого ей сначала нужно понять, как использовать самое себя. Итак, женщина может эффективно использовать всех остальных, если прежде научится использовать саму себя. Экономика продвижения вперед познается на основе экономики собственной экзистенциальности.
Если оператор — онтопсихолог, ученый, экономист, преподаватель и т.д. — не контролирует биологическую и психологическую целостность с сексуальной точки зрения, то все пропало. Необходимо преодолеть благодать или обман со стороны женщины. Это касается как чисто женских отношений, так и отношений между женщиной и мужчиной. Точность оператора прямо связана с его биологическим и психическим здоровьем, без которого он ничего не сможет реализовать, особенно в области чувств, любовных отношений, секса, ибо ошибка всегда кроется в них. В сексе содержится коэффициент жизни, первый момент перехода. Следовательно, порча источника приводит к загрязнению всех его притоков.
3.1.4. Белый эротизм[82]
Отношение большинства людей к телу, в том числе и к своему собственному, зачастую отстраненное и невежественное. Человек познает тело как очевидно выраженную биологическую неизбежность, потому в его сознании рот служит для того, чтобы есть, или целовать, или кусать и т.д.
Функции тела соответствуют животной природе. Тело обладает своим удовольствием, оно обогащено своим биологическим стилем, но возникает вопрос, как ум, то есть онто Ин-се, проживает свою сексуальность, учитывая то, что человек — существо социальное? Человек является личностью в той мере, в которой он устанавливает отношения с социумом, в том числе такие, в которых обязательно присутствует высший разум.
Рассмотрим в качестве примера слово. Одни слова используют младенцы («мама», «папа»); другие составляют разговорный язык определенного уровня, вплоть до сложнейших синтаксических конструкций, то есть виртуозную речь, превосходящую даже мастерство риторики. В одном и том же значении слово может принимать различные оттенки: одни люди произносят его отрешенно, так сказать, сотрясая воздух, другие же, напротив, с помощью слова прикасаются к некоему смысловому кванту, активному значению, поэтому слово — в момент его использования — уже оказывается оставленным.
Необходимо установить встречный контакт с отсутствующей вечностью, которая создает феноменологическую причинность. Большинство же людей, наоборот, использует слова на основе внешних поведенческих проявлений.
То же самое относится и к сексу, основанному на поведенческой психологии. Под поведенческой психологией здесь я имею в виду определенный способ прикосновения к телу, по памяти или вызванный навязчивым повторением комплекса. В этом случае даже если в поведение и вносятся какие либо изменения, они затрагивают объект, который не предрасположен на них откликаться.
Все трактаты, включая Камасутру, детально описывают разного рода ласки, имеющие эзотерическую природу, но, как бы то ни было, не сосредоточенные на трансцендентном объекте.
У любого тела, особенно женского, в его соматической идентичности есть эмоциональные, легко различимые переменные, в диапазоне от спокойной неподвижности до ангелоподобия, похожего на многозначительные индукции насыщенного эротизма. Изменения иногда сохраняются в течение двух недель, иногда — трех месяцев и т.д.
Это сезонные изменения, не имеющие никакой связи с менструациями. С моей точки зрения, менструации всегда остаются чуждыми человеческой природе и ни в коей мере не совпадают с сексуальным фактором.
Одно и то же тело обладает переменными смысла, переменными действия, но для их понимания необходимо устранить комплекс, бихевиоризм, стереотипы, монитор отклонения.
Даже при условии полной предрасположенности тела, достаточно бросить взгляд или дотронуться до одной из тех традиционных точек, учитываемых бихевиоризмом, чтобы настоящий пафос, настоящий эрективный лиризм оказался отравленным. Тело подобно клавиатуре, на которой надо сыграть музыку со своей мелодией и своим настроением, поэтому для усиления эмоциональной выразительности существует четко определенный момент. Великий музыкант должен сыграть «ре»; сыграв «ми» или «ми бемоль», он сфальшивит.
У природы есть своя клавиатура, и для усиления музыкальной выразительности она использует только эти тональность, высоту и тему. Уловив тему, необходимо суметь развить ее в теле. Следовательно, тело нуждается в прикосновении, взгляде и жесте как на расстоянии, так и в непосредственной близости. Это может быть щиколотка, локоть, ухо, выбившаяся прядь волос, которую вы поправляете..., то есть любая внешняя точка, которая, однако, становится эпицентром целостности всего человека.
Необходимо найти именно эту точку, ибо в данный момент есть только она одна. Ошибка в выборе отправной точки возвращает человека к биологическому сексу, лишая его секса духовного, того секса, который полон особого смысла, особой упорядоченной силы (virgo[83])
Необходимо научиться читать семантическую интеллектуальность, которая не является чем-то рациональным: это — интуиция, благодаря которой люди постигают родство душ, когда один пытается выразить себя рукой, глазом или эмоциональным жестом, а другой дополняет его, становясь созвучным ему. В этот момент человек начинает ощущать истинную сексуальность, истинное наслаждение, предусмотренное интенциональностью природы для человека. Если человек утрачивает пик переживания (peak experience) своей души, он теряет и земной рай, присущий его телу. Не достигнув полноты самого себя, невозможно приобщиться к полноте рая, который природная интенциональность предусматривает в человеческой типологии.
Для понимания этого необходимо достичь собственной завершенности. Суть проблемы заключается именно в этом. Кроме того, важно понять, что у каждого тела есть своя изменяющаяся клавиатура, поэтому всему свое время: одно время — на ней нельзя играть, другое — только для божественного исполнителя и третье, изредка, — для биологического дополнения.
К сожалению, я обнаружил, что сексуальные желания у большинства женщин возникают всегда под влиянием монитора отклонения: навязчивая идея бродит у них в голове, не затрагивая тело. Их можно сравнить с человеком, который чувствует себя голодным, хотя его желудок наполнен, и который, продолжая есть, еще больше заболевает.
Патология возникает в любом случае — будь то сексуальные фантазии, мастурбации или соитие с заранее выбранным партнером. Это — одна из причин регресса многих людей, обусловленная их сексуальной деятельностью: они постепенно деформируют природный инстинкт, который какое-то время еще терпит, а затем ломается, нарушая равновесие гармоничных связей, установленных интенциональностью природы конкретно в их теле, наделенном именно такой чувствительностью.
Потенциал наслаждения человеческого тела, и в частности гениталий, соразмерен с его лиричностью. Можно развить слово и мысль от младенческого лепета до вершин, в которых слово становится откровением, это же — и даже в большей степени — подвластно сексу.
Белый эротизм связан не с неким внешним совершенством, а с душевной функцией субъекта. Душа — это основное: некрасивое и дистоническое всегда вызвано неверными действиями субъекта. Поэтому необходимо постоянно проверять и аутентифицировать его поведение: как он живет, в какой среде вращается, какие у него аффективные связи и т.д.
Поскольку секс связан с техническим познанием души, он, независимо от выбора стратегии, остается универсальной фрустрацией.
Достичь того истинного, что присутствует в наслаждении, можно, лишь преодолев стереотипы. Сделав это, необходимо суметь затронуть его тематическую ноту, которая постоянно изменяется: только в этот конкретный миг она такая.
Я не припоминаю, чтобы мое соитие с женщиной, которую я действительно любил, хотя бы раз повторилось в неизменном виде. Каждый раз это было актом творения. Одна и та же женщина каждый раз представляет собой неповторимое «здесь и сейчас». Она — импровизация вечности в моменте пространства, ведущая к трансцендентному наслаждению.
3.2. Психология секса и эротизма
3.2.1. Позитивные нормы в сексе[84]
Я заметил, что в сексуальной сфере люди проявляют чудовищную невежественность, что впоследствии приводит их к заболеваниям.
Свойственная всем людям сексуальная потребность, будучи врожденной, требует, однако, очень большого искусства воплощения, позволяющего через биологическое действо совершать прорыв к более широким горизонтам. Все испытывают сексуальное влечение и потребность выразить его, однако когда это происходит, возникает фрустрация и искажение чувств.
Раньше я считал наличие сексуального опыта нормальным явлением, хотя сам от него отказался, полагая, что для людей с другой волевой установкой он может быть позитивным. Но впоследствии я осознал, что секс почти всегда приводит к развитию патологии.
Как правило, взаимоотношения пары базируются на стереотипе, в соответствии с которым каждый использует партнера по своему усмотрению, а не на основе позитивной телесной потребности. Следовательно, люди вступают в сексуальные отношения будучи глубокими невеждами.
При сексуальной ошибке — физической или эмоциональной, в первую очередь, исчезает эфирное поле: человек перестает излучать витальность. Люди неспособны на позитивный секс, если им недостает этого излучения благодати или они не находят благодатного партнера.
Причину этого следует искать в комплексах, в рефлективной матрице и мониторе отклонения: человек неспособен осуществить свой собственный жизненный акт и достичь благосостояния из-за дисфункции в самом себе, ему не хватает аутентичности для точного настроя в каждый данный момент.
В сексе происходит проникновение в клеточную интимность организма. Любая женщина прекрасно знает, что она может принять в себя мужской пенис, не признавая его, но она предает саму себя, открывая свою интимность в моменты эмоционального эротического оргазма[85].
Эротизм присутствует постоянно, но подобный тип исполнения психоэротической функции приводит к радикальному загрязнению организма человека.
Результаты многочисленных экспериментальных исследований позволили мне сделать вывод, что любому человеку, независимо от того, к какой культуре он принадлежит, лучше воздержаться от секса, в позитивности которого он пока не уверен. Конечно, у человека остается ощущение неудовлетворенности, но, по крайней мере, не происходит разрушения. В некоторых случаях можно прибегнуть к мастурбации, позитивность которой также, в свою очередь, зависит от характера фантазий субъекта в этот момент.
Состояние благодати эротизма есть упорядоченное излучение, которое подобно солнцу, заходящему над прекрасной морской бухтой: неяркое, но ласковое, оно притягивает своей нежной, безупречно отточенной, прозрачной мягкостью. Притягивая, оно усиливает удовольствие, приводя человека в состояние, близкое к экстазу. Это — световой эффект, который, однако, действует внутри. Первые эротические отношения должны вызывать подобные ощущения, чтобы в дальнейшем любящие смогли, по возможности, достичь и величия природы.
Человек может долго обходиться без секса, как бы сублимируясь: он вкладывает всю свою энергию в социальную, экономическую, интеллектуальную, научную деятельность.
На личном опыте я убедился, что, люди, знакомые с основами онтопсихологии и воздерживающиеся от секса, достигают исторического успеха, а не сумевшие ему противостоять — терпят поражение.
Эротизм представляет собой место силы, источник. «Эрос» означает «место возникновения силы». Это — основа духа. По этой причине все религии, особенно католицизм, неистовствуют при одной только мысли о сексе: достаточно мысли и согласия, чтобы совершить смертный грех. Выдающиеся философы, заложившие основы знаний на Западе, — блаженный Августин, св. Амвросий, св. Фома, св. Джероламо, св. Кирилл – понимали, какой вред могут нанести душе человека определенные действия или определенный образ мыслей. Эротизм захватывает весь внутренний мир субъекта.
«Смертный грех» означает, что субъект мертв перед лицом реальности жизни, он больше не причастен реальности Бога. Он становится аутсайдером: даже оставаясь по-прежнему частью общества, он утрачивает возможность контакта с Бытием. Бытие отвергает того, кто своим поступком сам ставит себя в такое положение. Таким было поначалу настоящее религиозное воспитание, которое затем приобрело безликий, массовый характер.
Эта проблематика не затрагивает посредственность: многие люди, обладающие минимальной витальностью, не задумываются, заниматься сексом или нет. Напротив, высокоразвитые, умные, чувствительные люди, превышающие средний уровень, неизбежно испытывают на себе разрушительные последствия сексуального «психического преступления». У умных людей больше возможностей, но одновременно на них лежит и большая ответственность.
В мои намерения не входит создание и проповедование новой философской системы, я просто подчеркиваю тот факт, что за эротизмом стоят взаимосвязанные вариации собственной реальности человека, учитывать которые ему следует не в силу необходимости или ради соблюдения какого-то внешнего закона. Стремясь к жизненному успеху ему стоит принять это за позитивную норму. Чтобы добиться осуществления индивидуальных амбиций, необходимо быть умелыми строителями своей реальности.
Мысль формализует: она создает инструменты и ситуации. Чтобы претворить успех в конкретных фактах своей жизни, необходимо овладеть оптической технологией, то есть техникой и стилем жизни, способными принять реальность и использовать ее. Как хорошему рыбаку требуются отличная сеть и прекрасное знание моря, так и человеку в жизни нужно уловить Бытие в соответствии с мерой собственной индивидуальности.
3.2.2. Последствия сексуальных отношений[86]
Рассматривая тему секса, мы попадаем в лабиринт сложной психической структуры. В самом начале фрейдизм обвинили в аморальности. Безусловно, у Фрейда были совершенно иные намерения и, кроме того, он — будучи воспитанным в духе еврейской морали (архаичной и не такой гибкой, как наша западная) — в исследовании человеческой психологии вовсе не собирался затрагивать определенные области, догадываясь о соответствующей реакции моралистов. Если, в конечном счете, в его учении появились такие понятия, как Эдипов комплекс, оральная стадия, анальная стадия и т.д., и создалось впечатление, что абсолютно все представляет собой либидо в сексуальном смысле — именно из-за этого его обвинили в создании психологии извращенного секса, — то произошло это потому, что анализ истерии заставил Фрейда обратиться к определенным темным пятнам, связанным со странным эротизмом.
Сексуальность (и связанная с ней аффективность) и агрессивность наиболее подвластны монитору отклонения. Эти два инстинкта, в сущности, едины: между агрессивностью и эротизмом как основными инстинктами нет никакого различия. На начальном этапе агрессивность представляет собой любовь, которая затем приобретает защитный и, наконец, деструктивный характер, но в ее основе лежит эрос[87].
При реалистическом подходе правильность переживания эротического опыта определяется способностью контролировать уровень эроса: если у индивида есть эта способность, то все хорошо, если же ее нет, то он становится жертвой самого опыта удовольствия, запуская шизофрению, искажение, саморазрушение.
Основной эрос может проявляться самыми разнообразными способами. Здоровым способом является способ функциональный, благодаря которому субъект во время эротического переживания становится сильнее, благодаря удовольствию, усиливает все прочие свои позиции, всегда оставаясь полным хозяином, стоящим в центре всего. Если удовольствие уводит его от ядра самого себя, это плохо. Именно на основе этого критерия можно проводить психотерапию. Нельзя оценивать модель поведения и удовольствия саму по себе и для себя: следует исходить исключительно из ее эффективности, то есть функциональности, для психофизической целостности субъекта.
Религии также могут служить удобным пристанищем для многочисленных форм невроза и шизофрении. Без религии больных у нас было бы больше, поскольку, благодаря религии, многие люди, несмотря на патологию, по-прежнему продолжают играть свою роль в обществе. Я говорю о религии как о социальном институте, системе, традиции, вере, не имея в виду сакральное, ибо сакральное само по себе, не будучи системным, принадлежит только бесконечности души: истинный Бог никогда не вписывается ни в какую систему. Такая вера позволяет очень многим молодым и не очень молодым людям — от древней старушки до экзальтированной личности — находить себе оправдание; это — прекрасная защита. Без религии многим не удалось бы найти подходящей роли в обществе: она позволяет существовать многочисленным идентичностям.
Если секс, пусть даже приемлемый для общества, не соответствует норме природы, разрушительные последствия могут оказаться весьма и весьма серьезными. Когда мы что-то нюхаем, запах, проникая по сенсорным путям в наш организм, предполагает в нем некое изменение, обусловленное природой того объекта, который испускает этот запах. Например, если упорно принюхиваться к запаху разлагающегося тела, можно постепенно почувствовать страдание, боль не только в области легких, но особенно в желудке, ощутив при этом тяжкий груз навалившейся странной усталости, вплоть до обморока. Все это вполне понятно. Трудно понять другое: при поцелуе, например, происходит нечто большее в плане психики, чем простое прикосновение губ, но мы не отдаем себе в этом отчета. Следовательно, еще меньше мы способны понять сущность сексуальных отношений.
В большинстве случаев людям недоступен здоровый секс, поскольку они неспособны «проконтролировать», как последствия сексуальной связи скажутся на состоянии их кожи, внутренних органов, мозга и сердца. Во время сексуального акта тела разными способами взаимодействуют друг с другом, но, как правило, превалирует худший. Существует аксиома: если взять две вещи — здоровую и больную, то возобладает больная, ибо она более ядовита. Здоровье, напротив, более организованно и более сложно, поэтому в своем полном совершенстве неспособно оказать сильное внешнее воздействие. Болезнь же дезинтегрирована, у нее больше динамики, больше силы проникновения.
Никто, кроме специалиста, не в состоянии проконтролировать последствия сексуальной связи и проверить целостность психической деятельности, как это можно сделать на уровне нейронов, клеток и общего тонуса личности. Эти последствия могут прогрессировать на протяжении многих лет, и их нелегко устранить, ибо субъект продолжает любить пережитый им опыт. Я говорю о формальном заражении определенного типа, а не о внешнем химическом заражении: нарушается нормальная форма действия способов бытия субъекта.
Это не значит, что партнер выступает в роли убийцы: связь становится патологической тогда, когда субъект ради подобной любви смещает всю динамику своей личности и изменяется во всех отношениях (делах, чувствах) настолько, что сводит на нет свою победоносную форму; со временем это может привести его к саморазрушению.
В основе любой ошибки, препятствующей развитию личности, всегда кроется секс. Человек в свободе поступков, в свободе половых отношений, свободе поцелуя не отдает себе отчета в происходящем, но организм регистрирует все очень точно: так бывает, когда съедаешь понравившееся великолепное с виду блюдо, которое на самом деле отравляет организм. В своих процессах и движениях природа совершенна и неумолима.
Сексуальная проституция возникает в результате бесконечного обмена взглядами и прикосновениями: речь идет о крайне подвижной капиллярной чувствительности. Генитальный эротизм — это самая простая и безыскусная форма, но существуют и другие, например, эротизм слуховой. Эротизм соткан из бесчисленного множества оттенков. Когда дело доходит до совокупления, то с точки зрения энергии и формы все уже свершилось. Если же остановиться раньше, то, по крайней мере, можно спасти свой организм, избежав внутреннего разложения.
Когда я говорю о «разложении», это не аллегория. Было бы интересно совместно с физиологом, химиком, невропатологом и физиком, обладающим базовыми знаниями в области энергии, проверить с помощью фотосъемки и физиологических замеров, что происходит во время точно выбранного полового акта, а что — во время ошибочного акта. Можно было бы увидеть зависимость реакции нейронов от испытываемых партнерами чувств — живость и подвижность или смерть. При патологическом сексе происходит необратимое разрушение отдельных нейронов; при каждой ошибке субъекта сотни их гибнут, что в итоге приводит человека к болезни, если он будет продолжать упорствовать.
Последствия секса могут привести даже к смерти. Есть люди, которые из-за совершенных сексуальных ошибок уже никогда не самореализуются. Многие не заболевают, но навсегда остаются на уровне посредственности, не достигая оптимальных результатов и не реализуя собственные амбиции.
Сексуальная вина закрывает доступ к метафизическому опыту, перекрывает вход в Бытие, оставляя субъекта на биологическом человекоподобном уровне массы, лишая его своего рода ясновидения, возможности восприятия любви, экзистенциальной данности. В наиболее запущенных случаях она может даже вызвать шизофрению или невроз. Это — подготовительный период для болезни психосоматического характера, которая убивает организм. Даже один единственный половой акт может сыграть роль пускового механизма.
Единственная возможность восстановить психоорганический порядок — это заплатить всю цену кармы. Карма представляет собой историко-материальное следствие ошибки. Наши ошибочные выборы вызывают изменения в нас самих, поскольку любой половой акт, каким бы он ни был, затрагивает висцеротональную целостность. Через этот открытый доступ и в дальнейшем организуются и разум, и чувства. Потом мы прекращаем эту связь, забывая о ней, но порядок, установившийся в нас в процессе общения, отныне формализует и организует наш образ жизни.
Восстановление утерянной целостности, с точки зрения потенциала и роста, требует осознания совершенной ошибки. После этого необходимо исторгнуть ее из себя, ибо карма поддерживает свое существование благодаря какой-то части нас самих, которая остается связанной с этой ситуацией, продолжая ее любить. На сознательном уровне ошибка может оставить о себе приятное воспоминание, но согласно схеме организации нашей природы, произошедшее событие повлекло за собой нарушение порядка.
Отказавшись от ошибки, необходимо остановиться и подождать, пока природа сама заново скоординирует силу; но это может произойти только после того, как субъект осознает ошибку и откажется от нее. Впрочем, нельзя претендовать на то, что природа немедленно восстановит свою целостность; на это требуются месяцы, а то и годы — все зависит от того, какой вред причинил себе субъект. Надо подождать, чтобы природа возобновила свой бег, однако, необходимо устранить историческое препятствие на ее пути.
Я постоянно замечаю в людях привычку жить плохо, непонимание очевидности последствий собственного образа жизни и упрямство в поведении, которое и приводит к негативным результатам, вызывающим их жалобы.
С одной стороны, на словах человек стремится к тому, чтобы ему было хорошо, а с другой — упорно продолжает распоряжаться своей жизнью самым невыгодным образом. Поняв, что связь с человеком, объектом или действием влечет за собой психологический или экзистенциальный регресс, бесполезно упорствовать, требуя, чтобы эти другие — человек, объект или действие — изменились. Другой — таков, каков он есть; выбор должен делать субъект. Если связь неудачна, не пытайтесь ее изменить — это нефункционально, ибо в такой борьбе обе стороны проявляют агрессивность. Ненавидящие друг друга люди уподобляются цепным псам, поэтому такая связь разрушает изнутри их обоих. Ненависть — это патология любви, ошибочной по отношению к самим себе.
Если субъект хочет, чтобы ему было хорошо, он должен отличаться от других, а не стараться им подражать. Стремясь к успеху, невозможно достичь рая, изначально присущего жизни, если действовать «как все», ибо эти «все остальные» страдают, им плохо[88].
Если индивиду плохо, но он упорно продолжает поддерживать губительные для него отношения, значит, либо его партнер — вампир, либо он сам испытывает патологическую потребность в этой ошибочной связи. Не изменив самого себя, нельзя достичь продуктивной связи лишь сменой партнера, которая только усугубит положение, поскольку данный выбор субъекта будет по-прежнему соответствовать тематическому отбору комплекса.
Приведу примеры из своей практики. В первом случае клиент обратился ко мне по поводу нарушений сердечной деятельности. С помощью психотерапевтического исследования я обнаружил, что психологической причиной этих нарушений была любовная связь. Как только он прекратил эту связь, аритмия сердца исчезла. Через несколько лет (пять или шесть) мой клиент вступил в новую любовную связь и с новой подругой повел себя точно таким же образом, как и с предыдущей спутницей. Аритмия возобновилась. Сновидения указывали на ту же рутинную ситуацию, что и в прошлый раз. Услышав мое заключение, клиент заявил, что не может жить без женщины. Я ответил, что в таком случае ему следует либо научится управлять этими отношениями, либо, если он на это неспособен, отказаться от них, иначе он умрет.
В другом случае у субъекта образовалась злокачественная опухоль, и ему предсказали летальный исход максимум через шесть месяцев. Он прошел у меня психотерапию, которая позволила обнаружить, что причиной заболевания послужили его взаимоотношения с женой. Я объяснил ему, что, если он хочет жить, им надо расстаться. Клиент последовал моему совету и развелся. Опухоль исчезла на четыре года. За это время он, крупный бизнесмен, сумел возобновить свою деятельность на международном уровне. Однако через некоторое время он вернулся к жене, и опухоль образовалась снова.
Речь идет о некоей константе: человек продолжает упорно следовать той модели поведения, которая возвращает его к перенесенной болезни, к перенесенному несчастью. Патология никогда не возникает случайно, поскольку комплекс подталкивает индивида к партнеру определенного типа. Поэтому человек, который хочет хорошо жить, должен полностью измениться, устранить образ рефлективной матрицы. Это — выбор «или-или», ибо жизнь неумолима, математически точна, экономична, серьезна.
Современные люди — как мужчины, так и женщины — утратили ощущение реального эротизма. Энергетические центры, составляющие организм человека, обладают своим особым разумом, устанавливающим собственный порядок. У полового органа, например, у пениса, свой собственный разум. Будучи точным, этот орган служит критерием оценки ситуации, откликаясь или нет на возникающие в данный момент вибрации. Мужчина лучше сохранил эту чувствительность, чем женщина, поэтому он подчиняется объективности пениса, который реагирует или нет в отношении определенного типа женщин (не все эрекции относятся к сексуальной связи), проявляя таким образом свою сексуальность. В сексе мужчина может быть свободнее женщины, поскольку для него эти отношения связаны с внешним выражением, тогда как для женщины — с внутренним[89].
Сознание женщины перестало синхронно отражать ее природное состояние. Почти всегда то, как женщина проживает сексуальные отношения, вызывает в ней внутреннее растройство и приводит к негативным для нее последствиям. Зачастую, когда женщина испытывает потребность в сексуальных отношениях, либо ее сознание ошибочно, либо — в силу преждевременного старения — она неспособна испускать сигнал жизненного влечения: нарушение равновесия природного эротизма приводит ее к органической карме.
Отдельные сексуальные ошибки развиваются затем в ментальную навязчивость.
Некоторые аспекты женской психологии состоят из ярости в сочетании с потребностью во вложении, которое, как правило, находит выход в ревности. Это незрелые формы, которые женщины определенного типа неизбежно испытывают в своей жизни. Мужчина служит для них внешним поводом, а не реальной причиной. Без такого внешнего повода у женщины возникла бы психосоматическая болезнь. Это — вечный комплекс отмщения женской психики, «черная женщина», превращающаяся затем в убийцу.
Проблема заключается в том, что женщина всегда ведет двойную игру, не несет за это полной ответственности, поэтому она вынуждена играть роль, навязываемую ее собственным сценарием. Однако распоряжаться собственной силой можно лишь тогда, когда дело и скрытые помыслы совпадают: соответствие «вывески» и внутреннего ощущения человека в его далеко не самой глубоко скрытой части.
Для достижения определенных целей можно использовать маску как притворство. Однако если субъект не отдает себе отчета в том, что он разыгрывает театр, то маска со временем обретает плоть[90], превращая, в конце концов, окончательно и бесповоротно его самого в маску. Даже если в какой-то момент, когда игра зашла уже достаточно далеко, человек попытается снять маску, то уже не сможет понять, где его истинное «Я», а где маска.
Надо приспосабливаться к жизни, при этом никогда не опускаясь с высоты собственного становления до уровня посредственности, и никогда не доверять маске, которая используется для этой адаптации.
Логико-историческое «Я» женщины отличается от ее организмического целого. Пока женщина улавливает собственную органику сквозь призму стереотипов (Лилит, старуха, рефлективная матрица), она предлагает себя в качестве инфантильной наживки, которую мудрый мужчина избегает. Встретив мужчину, способного опосредовать метафизическое, она не в состоянии его распознать. Даже пережив с ним определенные ощущения, она ничего не запомнит. Женщину, действующую в соответствии со стереотипами, всегда отличает регрессивная тенденция. Один из тактических приемов ее негативной психологии состоит в том, чтобы сокрушаться о сладостном прошлом, патологически шантажируя настоящее.
В сексе необходимо поддерживать определенную форму нежности, мягкости; в этом истинный путь психического секса. Эротизм – это побеждающая форма, высшая точка индивида, воплощающегося как феноменология духа. Секс благоприятен, если субъект твердо уверен в том, именно такой секс ему необходим. Поэтому я часто советую отказаться от секса, чтобы, по крайней мере, избежать ошибки. Человек, задуманный в соответствии с определенным природным порядком, свободен только в рамках этого природного порядка. Удовольствие должно быть также и преображением метафизического, притягательностью причины; удовольствие должно притягивать ум, в противном случае о сексе лучше забыть.
С другой стороны, секс в подлинный момент представляет собой порыв жизни, благодати, это необыкновенный двигатель креативности, контакта, обновления, силы, это — высшая сила природы, озарение и трансцендентность.
Кроме того, одним из правил секса или любви является следующее: необходимо обращать внимание на предмет высшего честолюбия партнера — неважно, мужчина это или женщина. Иногда женщины, которые внешне владеют великолепным набором женственности, внутренне устремлены к некоему метафизическому ориентиру, следовательно, надо обращать внимание на несущую структуру изначально присущей им формы. Если такие личности ориентированы на общественную деятельность, то совершенно ясно, что чувственные порывы для них весьма второстепенны.
Нельзя воспринимать чувство как нечто всепоглощающее, ибо это привело бы к патологии; всецело субъект объединен только с жизнью, — с самим собой и с жизнью[91]. Возлюбленный или возлюбленная — это нечто присоединенное, взаимосвязанное. Однако нельзя полностью обожествлять, абсолютизировать любимого, даже если он претендует на это. В таком случае этим он губит себя, ибо жизнь пользуется всем (любовью, едой, успехом...), но преследует очень высокую цель реализации. Мы причастны непрерывному акту творения, мы появились на свет не для того, чтобы пополнять род путем биологического воспроизводства: некоторые рождены сотворцами бытия.
Истинно любящий, уловив эту трансцендентную направленность любимого, не вмешивается в его внутренний мир, не присваивает себе послание, предназначенное Богу (жизнь): Богу — богово, Кесарю — кесарево. Красота и величие секса и любви дарованы только тем любящим, которые умеют с уважением относиться к метафизической позиции своего партнера.
3.3. «Смотри у меня!» в женщине[92]
В период отрочества (двенадцать-пятнадцать лет) начинается формирование женской красоты, которое биологически завершается к шестнадцати-восемнадцати годам. В этот период женщина ощущает себя баловнем природы, который привлекает к себе внимание и вступает в мир взрослых с явным преимуществом. На нее все более посматривают мужчины, и даже собственный отец, не подавая вида, предпочитает любоваться ножками дочери, а не своей жены. Девушка обладает приматом тела.
Однако в то время, когда она осознает эту дарованную природой привилегию, что-то внутри говорит ей: «Смотри у меня!». Этот императив становится неким навязчивым оком, вмешивающимся в привилегию природы. Например, в определенных ситуациях (прогулка с парнем, поездка на море и т.д.) девушка не может открыто проявить себя, поэтому она вынуждена скрывать то, что хотела бы продемонстрировать[93]. И тогда витальный инстинкт находит другие пути, чтобы ускользнуть от этого «Смотри у меня!».
Современное общество, ужасное, даже извращенное, никому не позволяет быть свободным, поэтому девушка-подросток растет с ощущением внутренней кастрации, и всевидящее око «Смотри у меня!» становится зародышем прогрессирующей кастрации. Это знакомо всем женщинам.
Это материнское око, даже если мать умерла или создала новую семью, продолжает существовать в женщине и в сорок, и в шестьдесят, и в девяносто лет.
За происхождением и внешней формой материнского ока стоит нечто другое, более опасное: оно рождается в связи с матерью и семьей, но не является ни той, ни другой. Часто женщина, будучи сама матерью, испытывает страх перед «Смотри у меня!» со стороны дочери: дочь выступает по отношению к матери как «Сверх-Я». Женщина обнаруживает это око в любом поведении и в любом инстинкте, благодаря которым она могла бы внутренне вырасти, стать больше.
Великой задачей, стоящей перед мировой психологией, является устранение этого ока, которое иногда говорит, иногда принимает образ матери, отца, брата, учителя, Христа. Оно может принимать самый различный облик, но не является ни одним из них. Это — основа негативной психологии.
Первым симптомом негативной психологии является то, что это око кастрирует инстинкты субъекта, сковывая страхом его жизненность, ослепляя ее: неотвязно присутствующее внутреннее око исключает самостоятельный выбор. У субъекта нет реальных ориентиров, есть только навязанные: он вынужден делать не то, что действительно хорошо, а только то, на что это око указывает как на правильное.
Мать обычно знает о своем присутствии в дочери и в какой-то глубинной части себя не желает его терять. Между обеими женщинами на бессознательном уровне уже существует очень тесная связь, более глубокая, нежели любой выраженный сексуальный акт, подобная психическому инцесту. Мужчины не могут этого понять, но женщины знают, что способны вступить в тесный контакт с другой женщиной, даже если та находится в другом конце комнаты.
По моему мнению, научная психология пока еще далека от понимания женщины. Я считаю, что женщина представляет собой удивительное создание, однако, пока она не достигнет того уровня, который позволит ей стать совершенно свободной и полностью распоряжаться собой, у меня не будет особого доверия к психологии будущего, ибо действенная психология должна быть создана состоявшимися женщинами.
Я знаю истинную женщину по ту сторону ее сознания, но, беседуя с ней, убеждаюсь, что она совершенно не понимает ни своего величия, ни своей благодати.
Это — вопрос сознания: женщина отстает в понимании собственного величия.
3.4. Основы негативной психологии[94]
Даже несмотря на то, что онтопсихологию отличает позитивная и оптимистическая мудрость, в клиническом плане она сталкивается с проблемами, которые иногда характеризуются негативностью. Экзистенциальный путь не всегда легок, и ни одной цели нельзя достигнуть просто так, без усилий. Это всегда открытый проект, но его реализация требует завершения.
Негативная психология порождается инфантилизмом некоторых субъектов, глубоко фрустрированных по собственной вине. Для компенсации этой базовой фрустрации им необходимо что-то украсть у других. Это — жизненная потребность. Чтобы пояснить столь трудную тему, приведу один пример.
Я поместил двух своих маленьких дочек в приют, которым руководили очень благочестивые монахини. Однажды младшая вернулась домой очень усталой, без обычного блеска в глазах и румянца. Выглядела она в меру оживленной, внешне все было в порядке, но мне показалось, что что-то не так, ее жизненная сила пошла на убыль. Понаблюдав еще немного, я убедился, что с ней действительно что-то происходит. В приюте сестра-воспитательница сказала следующее: девочка была такой доброй, и в ней было столько жизненной энергии, что у руководительниц приюта совершенно естественно возникла мысль ее присутствием скрасить одиночество нескольких старушек-пенсионерок, которые жили неподалеку. Чтобы вдохнуть в них жизнь, в жертву приносили жизнь ребенка.
Традиция объединять стариков и детей представляет собой один из способов компенсировать старость за счет детства. Нетрудно заметить, что при этом состояние старого человека улучшается, а уровень витальности ребенка падает.
Подобное явление характерно для любых человеческих отношений, связывающих двоих: в выигрышном положении всегда оказывается негативный, больной. Более сильный из них, лучший, терпит поражение, его жизненный тонус понижается, тогда как жизнеспособность худшего, того, кто стоит на более низком уровне, повышается. Впрочем, мышление больного или негативного индивида остается неизменным, однако, он укрепляется за счет жизни другого. Предположим, что это происходит на бессознательном уровне. Подобное возникает во многих семьях, в которых устанавливается семантическое поле определенного типа. Пассивный субъект не отдает себе в этом отчета, но семантические поля реагируют так, как выгодно жизнеспособности больного, ослабляя более жизнестойкого человека.
Так, например, у друзей-студентов, которые учились на одном факультете, я заметил следующее: если они занимались по отдельности, самостоятельно, то быстро и хорошо справлялись со своими учебными заданиями, а если же вместе, то у одного из них отдача падала, зато другой показывал блестящие результаты.
Есть люди, которые рядом с другими реализуют себя внешне, но при этом не реализуется их личность, их индивидуальный психологический рост. Они просто пользуются — не меняя собственную личность — энергией другого, а не его сознанием, культурой, богатством личности. У тех позитивных индивидов, которые выступают как бессознательные доноры, уменьшается работоспособность и замедляется развитие.
Иногда эту ситуацию можно заметить у сексуальных партнеров. В своей клинической практике я часто рекомендовал партнерам, когда у одного из них возникали какие-либо нарушения в деятельности организма, особенно сердца, желудка и легких, попробовать пожить раздельно, или как можно меньше общаться, или не спать вместе, в одной комнате, чтобы посмотреть, какие это даст результаты. Каждый раз я обнаруживал, что больной восстанавливал свои жизненные силы, обретая новое органическое равновесие. Однажды я предложил своим клиентам-партнерам на время расстаться, причем это не вызвало никаких осложнений, так как совпало с отпуском. Я обнаружил, что за это время здоровье пассивного субъекта восстановилось.
Однако с возвращением субъекта в семью полностью возвращался и недуг. Например, смерть от инфаркта почти всегда настигает больных дома, в семье, причем это никогда не происходит в результате травмы или физического перенапряжения. Они умирают у себя дома, в своей постели, в окружении жены и детей.
Другой мой пациент, который привык вкладывать все силы и волю в то, чтобы максимально реализовывать собственную жизнь для себя самого и для общества, в какой-то момент окунулся во всепоглощающую любовь к женщине. Внешне все было как нельзя лучше, их отношения отличались безупречностью, однако, с тех пор как молодым человеком овладела эта любовь, он, странным образом, перестал достигать наивысших результатов. Раньше он жил открыто и постоянно развивался; но с появлением любви, которая ему казалась счастьем, молодой человек перестал видеть сны, исследовать которые было бы весьма интересно. Отсутствуют также пока и какие-либо видимые признаки его неудач. Хуже всего то, что на него воздействует негативность этих отношений, которые ему представляются единственной, всепоглощающей любовью в его существовании, но которые разрушают его жизнь, поскольку создается — пусть даже бессознательно и с лучшими намерениями — ситуация вампиризма.
Подобный феномен можно наблюдать и в семье, когда ребенок находится вместе со взрослым — носителем негативной психологии (мама, папа, бабушка, дядя или брат...): полный жизни малыш совершенно искренне ставит себя в вампирическую зависимость от одного из взрослых. Эта ситуация губительна для жертвы, но именно сама жертва сознательно стремится к негативному индивиду[95]. Негативный индивид, даже не сознавая того, заставляет циркулировать энергию через свое семантическое поле, при этом высасывая жизнь другого. Это — очень тяжелая ситуация, но при внимательном изучении сновидений с помощью онейрической карты можно определить тип взаимодействия: кто отдает, а кто получает. Анализ органических последствий выявляет негативность этой связи.
Было бы негуманно из этого делать какие-либо выводы морального или политического характера. Я просто рекомендую очень дипломатично и осторожно предупредить позитивного индивида, достигшего определенной зрелости, о том, в какой ситуации он находится и что его ожидает, но решать в любом случае должен он сам, а не психотерапевт. Пассивный индивид и сам может последовать за активным индивидом — носителем негативной психологии. Это — тоже выбор: многие выбирают смерть от любви.
Тем, кто наделен негативной психологией, психотерапия может помочь, прививая им чувство ответственности. Негативность индивида вызвана его фрустрацией, которая возникает вследствие неполноценности или ошибочности субъекта по отношению к самому себе: он не формализует точным образом собственный порядок жизни. Негативному индивиду, при его согласии, можно помочь, научив его, как жить, как выбирать себе жизнь, как быть могущественным, динамичным, позитивным, как жить хозяином, а не вампиром. Здоровая жизнь возможна как для позитивного, так и для негативного индивидов, и все-таки негативному измениться труднее.
Все определяет воля человека. Характерный негативный индивид может измениться, если действительно этого захочет. В противном случае ему нельзя помочь, дабы не посягать на свободу личности, вмешиваясь в принадлежащий только ему мир его субъективности. Однако, как только при проведении онтопсихологической терапии подтверждается наличие клинической ситуации, трудностей обычно не возникает.
Иногда негативность индивида, не находя «позитивной» жертвы для своего вампиризма, смещается в область хронического заболевания — злокачественной опухоли, СПИДа, туберкулеза и т.д. Последней стадией развития ситуации для негативного индивида, который не может найти контакт с чужой жизненной энергией и изъять ее, является наступающая после периода непрерывной фрустрации тяжелая форма психосоматического заболевания. Таким образом, ради выживания он начинает разрушать самого себя.
Субъект с негативной психологией не сознает губительных последствий своего влияния на других до тех пор, пока его в этом не убедит анализ, рационально и конкретно демонстрирующий существующее положение. Вначале негативный индивид не осознает себя таковым, будучи убежденным в своей доброте и альтруистичности — вплоть до миссионерства и посвящения значительной части жизни спасению ближних. Почти всегда его крайне удивляет то, что он оказывается носителем негативной психологии.
Негативная психология представляет собой некую ситуацию — в данном контексте я говорю о негативной психологии просто как о существующей ситуации — однако тщательный и глубокий анализ показал, что ее действие вызывает многочисленные осложнения и ее можно обнаружить и на высоких уровнях.
Почти всегда она маскируется под моральные стереотипы. Типичная маска негативной психологии — это некий моральный стереотип: маска семьи, преподавателя, молодого человека, любви, ревности и т.д. Она ассимилируется с каким-то стереотипом, особо почитаемым обществом, и поэтому справиться с ним нелегко, однако, сновидения и анализ поведения указывают на него со всей определенностью.
У негативной личности логико-историческое «Я» совпадает с искажающей решеткой. Подобные субъекты столько ошибались и столько теряли, что, в конце концов, идентифицировались с монитором отклонения. Речь идет о людях, которые уже знают, что они бесчестны и нечистоплотны, но при этом сохраняют внешнюю безупречность, соблюдая все более педантично законы и правила общественной жизни. Чем больше их внутренняя пустота, тем совершеннее форма, стереотип. Обычно в своей среде они слывут образцом поведения во всем.
Отношения негативной психологии могут проявиться также во взаимодействии психотерапевта с невротиком. Невротик упорно не расстается со своей навязчивой идеей, а психотерапевт направляет его, увлекая за собой и даруя ему жизнь. После многих напряженных усилий именно невротик начинает навязчиво преобладать над глубинной аутентичностью психотерапевта, поскольку типичный невротик привыкает к стилю психотерапевта, познает и впитывает его особенности, его доброту, его чувствительность. Он научается тому, как надо разговаривать и как настраивать психотерапевта, чтобы привлечь его внимание и выкачать его жизненные силы[96].
Анализируя пациентов психиатрических клиник, больных шизофренией, я обнаружил, что лечившие их психиатры утрачивали свое рациональное равновесие, обретая после общения со своими больными латентную форму шизофрении. Главный врач одной клиники, в которой я некоторое время занимался этими исследованиями, высокопрофессиональный и компетентный специалист, стал жертвой вампирического воздействия одного не совсем обычного шизофреника, который передал ему свою психическую болезнь посредством весьма своеобразного семантического поля. Передача психической болезни от одного субъекта к другому возможна, ибо психика гораздо более склонна к заражению, чем биологическая клетка, поэтому собственную аутентичность сохранить нелегко.
Психика невидима, следовательно, ее трудно контролировать с целью поддержания состояния здоровья и аутентичности: достаточно раскрыться в какой-то негативной ситуации — и какое-либо повреждение гарантировано. Через некоторое время равновесие вновь восстанавливается, но, если негативная связь будет упорно поддерживаться, то и в личности, прежде бывшей позитивной, сложится характерная негативность, так как он-то Ин-се, в конечном счете, обвиняет субъекта в глупости и неумении защитить собственное благо, в пособничестве, пусть и без злого умысла, разложению жизни.
Онто Ин-се не допускает никакой наивности, ибо оно всегда строго научно, точно и удивительно безошибочно. Онто Ин-се неспособно ошибаться: оно либо есть, либо его абсолютно нет. На его языке «да» значит «да», а «нет» — «нет». Поэтому, если определенная ошибка не устраняется, изначально позитивный субъект постепенно становится все более и более негативным. Негативная психология развивается поэтапно, но если какие-то действия регулярно повторять, то вырабатывается привычка и формируется характерность негативной личности.