Женская психология и секс

Понять собственную выгоду в сексе неспособна, в первую очередь, женщина, а ведь именно она определя­ет категорию модальности сексуальных отношений.

Я изучил сексуальное поведение женщин самых раз­личных категорий — от монахинь до проституток. Ана­лизируя поведение монахинь или старых дев, которые никогда не вступали в какие-либо сексуальные отноше­ния, я обнаружил, что для них секс вездесущ, как дьявол. Каждая из непорочных монахинь претендовала на роль единственной дочери Отца Небесного, но все они своим присутствием несли скрытые сильно окрашенные сексу­ально-эротически желания. Девушки, воспитанные в мо­настырских пансионах, едва покинув эти заведения, не­медленно совершали вопиющие сексуальные ошибки, очевидность которых была прямо пропорциональна ре­прессивности полученного ими полового воспитания.

Что касается проституток, то я понял, что, несмотря на зачастую ярко выраженную внешнюю сексуальную ак­тивность, в их разуме сильнее, нежели у так называемых порядочных женщин, присутствовали навязчивые идеи сексуального характера, связанные с кровью, смертью, болезнью, агрессивностью. Чем ярче выражался их «профессионализм», тем одержимее был разум. Кроме того, всех этих женщин отличала крайне инфантильная внутренняя связь с матерью (или бабушкой, тетушкой, отцом, дочерью...), которые для них, несмотря ни на что, были святы, оставаясь образцами высочайших мо­ральных качеств.

Женщина — это открытый потенциал жизни и насла­ждения. Женские эмоции есть нечто фантастическое: это — живое действие, которое может выражаться как в слезах, так и в экстазе. Она способна много страдать, но и полностью восстанавливаться, благодаря большей погруженности в полноту жизни. Иногда женщина играет своими эмоциями, но, в конечном счете — в какой-то сво­ей части — она уже как будто добилась успеха и, в любом случае, обрела спасение в каком-то уголоке самой себя. И в опасности женщина спо­собна страдать, оставаясь невредимой, если только речь не идет о полной трагедии. Мужчина, напротив, страданием уже себя раз­рушает. У женщины очень широ­кий диапазон подъемов и падений, позволяющий ей все­гда оставаться невредимой: многие из ее страданий представляют собой театр для нее самой и театр жизни.

Женщине важнее прожить, чем понять, а мужчине важнее понять. Мужчина и женщина — это два взаимодо­полняющих аспекта. Впрочем, если женщина сможет осознать пережитое, то захватит власть, ибо она пред­ставляет собой чудесное творение природы, умеющее заводить игру, но она должна научиться понимать логи­ку этой игры и формализовывать ее рационально.

Женщина с опозданием понимает и развивает саму се­бя, поскольку чрезмерная природная одаренность не по­зволяет ей почувствовать предел и опасность истории. Женщина психологически ощущает себя вечной, прича­стной к чему-то, что будет всегда. Она — часть этой магии жизни, она любима и в любом случае причастна к некое­му дару. Именно поэтому все великие религии признают женщин жрицами священного.

Женщина знает, что обладает этим сокровищем бла­годати, но при этом не очень заботится о собственном индивидуальном эгоизме, и в этом ее ошибка: она слиш­ком отдается общему потоку жизни в ущерб своей лично­сти. Она бедна формой, тогда как мужчина, наоборот, в высшей степени наделен способностью к формализа­ции. По хорошему, он должен бы научится формализо­вать женский потенциал.

Если женщина не являет собой открытую энергию или мужчина неспособен формализовать эту энергию, то психическое удовольствие недостижимо. Под «фор­мализацией энергии» я имею в виду не физиологичес­кий аспект, а некую ментальную форму, посылающую сигнал из глубин бессознательного.

Существуют два измерения секса — биологическое и психическое. Секс биологический знаком всем людям. Естественно, как только взрослый человек, создав се­мью, заводит детей, секс утрачивает свое значение, по­тому что для вида он представляет собой только средст­во воспроизводства. Массовая бойня, жертвами кото­рой становятся молодые люди в любом уголке планеты, свершается во имя секса и любви. Все телепередачи, сериалы, брачное воспитание молодежи на самом деле ведут к полному уничтожению достоинства психической эволюции.

Секс, наслаждение, любовь, в конечном счете, явля­ются всего лишь элементами психической организации, поэтому ощутить великое наслаждение жизни способен лишь тот, кто достиг практического и зрелого знания се­ксуальности. Однако людей, постигающих это измере­ние, очень мало.

Получить представление о женщине, достигшей выс­шего уровня, может помочь следующий рисунок (рис.7). Зона «С» — это «Я», «Е» — область эпидермической эмоции, определенное восприятие своей сексуальности и собственного тела, то есть общая эмоциональная сек­суальность. Непосредственно под уровнями эмоцио­нального восприятия расположен монитор отклонения (зона «М»). Зона «А» — это ядро или душа. Должен подчеркнуть, что в данной ситуации я не имею в виду сугубо биологическую женщину. Действительно, некоторые женщины представляют собой толь­ко тело (самку), точно так же, как некоторые мужчины являются лишь самцами. Мой психологический и клини­ческий опыт показывает, что у подобных индивидов от­сутствует зона «А», то есть — в определенном смысле — духовное Ин-се. Они — хорошие, биологически совер­шенные люди, но их разум лишен духовной глубины, и в нем нет трансцендентного напряжения.

Я не стремлюсь тем самым подвести какие-либо поли­тические основания: однако в плане психического раз­вития между людьми существуют огромные различия. В данном контексте я говорю о женщине-личности, жен­щине-госпоже, способной на метафизическую страсть, которая умеет затронуть не только тело, но и душу. Это лишь одно из множества других ее отличий от женщи­ны-тела.

Фактически ни одной женщине не удается пройти путь от «Я» к части-душе (зона «А», рис. 7). Женщина как бы от­делена от своей высшей истины наслаждения. Даже если в момент вершинного переживания, интимного контакта ей удается испытать откровение души, то она вскоре о нем напрочь забывает, сразу возвращаясь к своим жен­ским стереотипам и не понимая, что необыкновенное наслаждение есть благодать ее внутренней психической сути.

В итоге и женщина-ангел попадает в тот же биологи­ческий круговорот, что и большинство женщин, по­скольку поддерживать состояние благодати[79] ей мешают собственные рассуждения: как только она начинает осмысливать происходящее, то сразу же оказывается опосредованной монитором отклонения. Он постоянно предлагает ей глупые, биологические сравнения («Он желает тебя, потому что ты молода... потому что ты бога­та... потому что ты лучше других»), отрезая путь в зону «А». Когда вы попадаете в зону «А», сексуальное наслаж­дение становится непрерывным и интенсивным, преоб­разуясь в чисто умственный контакт.

Истинный секс — это секс психический, а не телес­ный. Через упорядоченную физиологию комплементар­ного секса онто Ин-се способно пробудить высшее, тран­сцендентное наслаждение, в котором ощущается вкус прозрачности души.

«Белые одежды» — не просто благочестивое намерение: это — логика исторического взаимодействия логико-ис­торического «Я» и онто Ин-се, это — святость; субъект облачен в белые одежды, когда он обладает сознанием, способным обеспечить свою полную функциональность, позволяя ему наслаждаться прозрачностью сущуствования в Бытии.

Используя ревность, стремление к обладанию и дру­гие сексуальные мотивы, монитор отклонения (кото­рый у женщин базируется именно на основе сексуально­сти) вынуждает женщину усомниться в благодати.

Иногда мужчина, вступая в контакт с женщиной более высокого уровня, пребывающей в состоянии благодати, использует ее только как самку: мужчина «пожирает» ее и отбрасывает прочь. Это приводит женщину к упадку, так как она низводится до уровня самки. Подобные ситуации постоянно встречаются в нашем мире. Многие женщины высокого интеллектуального уровня чувствуют себя пло­хо, даже будучи замужем и имея одного или нескольких любовников, ибо фрустрации подвергается их душа. Впрочем, правда и то, что эти же женщины, случись им встретить мужчину, способного на трансцендентные от­ношения, оказали бы ему сопротивление, прибегнув к женскому стереотипу (ревность, стремление к облада­нию, навязчивый секс, обидчивость, мнительность и т.д.).

Определенный тип экзистенциальной неудовлетво­ренности возникает потому, что некоторым людям свой­ственна повышенная внутренняя духовная потребность, которая не позволяет им унизиться до подражания об­щепринятым образцам поведения.

Кроме того, у женщины, достигшей определенного высшего уровня, есть природные циклы (не совпадаю­щие с менструальными) эротической активности: ино­гда это — момент сексуального контакта, иногда — интел­лектуальное общение.

Если женщине не удается встретить мужчину, способ­ного открыть эротическую благодать зоны «А», ей лучше отказаться от секса, ибо чем больше она будет им зани­маться, тем больше разрушит себя. У мужчин секс внеш­ний, у женщин — внутренний, находящийся во внутриут­робной зоне. Поэтому женщина в момент соития всегда вступает в интимный контакт.

Когда женщина, тем или иным образом познавшая со­стояние благодати, растрачивает его с первым попав­шимся мужчиной, она пропадает навсегда: что-то внутри безвозвратно разбивается.

Я не претендую на полное разрешение проблемы сек­са, с которой связана также и проблема вмешательства внеземных цивилизаций[80].

Женщина вечно противостоит мужчине. Мир принад­лежит мужчинам, потому что этого хотят женщины, в дей­ствительности же мужчина с утра до вечера постоянно ищет «маму». Женщине нужно выставить мужчину на видное место, чтобы потом возложить на него ответст­венность за все неудачи; женщина постоянно критикует его, но всегда действует обходным путем.

Ужасная проблема женщины кроется, в первую оче­редь, в двух ее недостатках: 1) неприятии власти, 2) оши­бочном отношении к благодатному сексу: при необходи­мости добиться желаемого через благодатный секс, она им проституирует, отдаваясь не способному мужчине, а «кретину». Как часто блестящая, энергичная, привлека­тельная женщина вместо мужчины, способного стать ее достойным дополнением, выбирает недостойного, кото­рый заставляет ее деградировать. Почему женщина в со­стоянии благодати не выбирает наиболее достойного мужчину, способного соответствовать ее уровню? Поче­му она предпочитает дополнять собой неудачника, всту­пая в отношения с проигравшим? То, что дело обстоит именно так, подтверждают сотни случаев без каких-либо исключений и по сей день.

Думаю, что в большей степени ответственность за это лежит на женщине, поскольку любой мужчина, незави­симо от того, к какой культуре он принадлежит, боится сакральности внутреннего мира женщины. Он воспри­нимает ее как идеал, отваживаясь подойти к ней, лишь получив в той или иной форме ее разрешение. В сущно­сти, мужчина не предпринимает никаких шагов, если женщи­на не дает ему семантический посыл. Обычный мужчина шумно демонстрирует себя, но не в силах непосредст­венно проникнуть в святилище женщины.

В дальнейшем, потерпев окончательный крах, жен­щина пытается завладеть выдающимся мужчиной и по­степенно ограничивает его. Таким образом, женщина в пике своей формы выбирает «кретина», а потерпев крах, отправляется на поиски выдающегося человека.

Женщина должна задуматься над этим, иначе рассуждения об истинном сексе бессмы­сленны. Бесполезно приводить в качестве алиби навяз­чивые идеи, страдания, болезни. Сначала надо устра­нить эту основную ошибку, и затем карма жизни, как следствие, наступит сама, но только в том случае, если женщина внутренне со смирением признает свою ошибку, при­няв на себя ответственность за все случившееся с ней, за все те выборы, которые привели к ошибке. Может быть, она права, что весь мир искривлен и лжив, но именно она открылась ему и дала согласие. Без этой внутренней «смиренности»[81] по отношению к собственной жизни даже кармический катарсис невозможен.

Мужское превосходство обусловлено отказом женщины как матери жизни от собственной ответственности от эффективности идеалов, от притягательности роста. Она не стремится принять на себя ответственность за тот дар, каковым является, используя это в качестве алиби против мужчины, на которого обрушивается с критикой. Это ошибка, которую запускает она сама. Мужчина только исполнитель этой интриги. Если перевести разговор на мужчин, то в большинстве случаев, когда мужчину выбирает женщина, мож­но выдвинуть две гипотезы: 1) он — «кретин» или 2) он — великий человек, но в этом случае женщина — негативна.

Определение «негативная» означает, что она уже про­играла, превратилась в пустышку, вампира, испытываю­щего потребность в физиологическом вытягивании сил из великого человека. Оставаясь с такой женщиной, ве­ликий мужчина совершает ошибку, подвергаясь «выса­сыванию», а «кретин» становится еще слабее или ис­пользуется против мужчин достойных.

Мужчина, обладающий высшими достоинствами, для любви или интеллектуального общения не может выбирать себе женщину-самку, чтобы сохранить душевное здоровье и не потерять себя. Потому мужчине нельзя находиться вместе с подобной женщиной даже из жало­сти, например, потому что это его собственная жена, кото­рую он давным-давно знает, или какая-то детская любовь: если человек хочет продолжать психически развиваться, ему следует выбирать женщину, обладающую определен­ным уровнем психологической и моральной зрелости.

Мужчина должен научиться самостоятельно верифи­цировать наличие возможности проявить себя, попро­бовать установить близкие отношения. Верификация происходит внутри. Положительную или отрицатель­ную оценку как мужчине, так и женщине всегда дает он-то Ин-се. Однако женщина предпочитает оставаться со своими ментальными навязчивыми идеями, выбирая секс «в голове».

Какой же путь ведет к успеху? Либо человек отказыва­ется от сексуальных отношений, обеспечивая тем самым свой успех, либо должен научиться различать. Эта спо­собность означает возобновление любви к миру, обрете­ние доверия ко всем. Успешный, упорядоченный секс — это душевное и физическое благополучие, но, в первую очередь, он укрепляет жизнеспособность и приобщает к социуму. Секс искаженный, наоборот, предполагает из­вращение, регресс, агрессию. В роли постоянного внут­реннего искажающего начала процесса становления че­ловека всегда выступает сексуальное влечение. Везде, где есть движение, всегда есть секс.

Женщина должна самостоятельно, автономно нау­читься проживать присущий ей одной мир собственной женственности. Именно она должна его выразить, объя­снить и заставить уважать. Противостояние мужчине ос­тавляет ее на обочине жизни; эта антитеза представляет собой удобное оправдание для патологии, это — насмеш­ка над собой. Пока женщина не станет хозяйкой собст­венного мира, более высокоразвитому мужчине, стремя­щемуся найти с ней контакт, следует день за днем форми­ровать, воспитывать и держать под контролем собствен­ную любовь; женщине доверять нельзя, потому что она склонна изменяться к худшему.

Кроме того, клинический опыт показывает, что в жен­щине всегда есть другая женщина. Если женщина ошибает­ся в выборе мужчины, то это, как правило, обусловлено влиянием на нее другой женщины (тетушки, матери, учительницы... просто какой-то женщины). Величайшая опасность для женщины — это другая женщина, женщи­на из ее семейной диады, которая в дальнейшем осуще­ствляет тематический отбор среди тех женщин, кото­рые ей встречаются.

Появление навязчивых идей и психосоматических расстройств — это уже запоздалые следствия, а у истоков лежит некое «да» — согласие, любовно и сознательно данное кому-то другому (почти всегда — женщине) в рам­ках семейной диады.

Если женщина чувствует себя хорошо, она представля­ет собой целый мир, особую силу, способную к любым свершениям, важно только, чтобы к самой себе она отно­силась бережно. Женщина должна знать свои достоинст­ва и уметь их защищать. В социальных или даже любов­ных взаимоотношениях с мужчиной для установления хороших контактов она должна уметь его использовать, но для этого ей сначала нужно понять, как использовать самое себя. Итак, женщина может эффективно использо­вать всех остальных, если прежде научится использовать саму себя. Экономика продвижения вперед познается на осно­ве экономики собственной экзистенциальности.

Если оператор — онтопсихолог, ученый, экономист, преподаватель и т.д. — не контролирует биологическую и психологическую целостность с сексуальной точки зре­ния, то все пропало. Необходимо преодолеть благодать или обман со стороны женщины. Это касается как чисто женских отношений, так и отношений между женщиной и мужчиной. Точность оператора прямо связана с его биологическим и психическим здоровьем, без которого он ничего не сможет реализовать, особенно в области чувств, любовных отношений, секса, ибо ошибка всегда кроется в них. В сексе содержится коэффициент жизни, первый момент перехода. Следовательно, порча источ­ника приводит к загрязнению всех его притоков.

 

3.1.4. Белый эротизм[82]

Отношение большинства людей к телу, в том числе и к своему собственному, зачастую отстраненное и невеже­ственное. Человек познает тело как очевидно выражен­ную биологическую неизбежность, потому в его сознании рот служит для того, чтобы есть, или цело­вать, или кусать и т.д.

Функции тела соответствуют животной природе. Тело обладает своим удовольствием, оно обогащено своим биологическим стилем, но возникает вопрос, как ум, то есть онто Ин-се, проживает свою сексуальность, учиты­вая то, что человек — существо социальное? Человек яв­ляется личностью в той мере, в которой он устанавлива­ет отношения с социумом, в том числе такие, в которых обязательно присутствует высший разум.

Рассмотрим в качестве примера слово. Одни слова ис­пользуют младенцы («мама», «папа»); другие составляют разговорный язык определенного уровня, вплоть до сложнейших синтаксических конструкций, то есть вирту­озную речь, превосходящую даже мастерство риторики. В одном и том же значении слово может принимать раз­личные оттенки: одни люди произносят его отрешенно, так сказать, сотрясая воздух, другие же, напротив, с помощью слова прикасаются к некоему смысловому кван­ту, активному значению, поэтому слово — в момент его ис­пользования — уже оказывается оставленным.

Необходимо установить встречный контакт с отсут­ствующей вечностью, которая создает феноменологи­ческую причинность. Большинство же людей, наоборот, использует слова на основе внешних поведенческих про­явлений.

То же самое относится и к сексу, основанному на пове­денческой психологии. Под поведенческой психологией здесь я имею в виду определенный способ прикоснове­ния к телу, по памяти или вызванный навязчивым повто­рением комплекса. В этом случае даже если в поведение и вносятся какие либо изменения, они затрагивают объ­ект, который не предрасположен на них откликаться.

Все трактаты, включая Камасутру, детально описыва­ют разного рода ласки, имеющие эзотерическую приро­ду, но, как бы то ни было, не сосредоточенные на транс­цендентном объекте.

У любого тела, особенно женского, в его соматической идентичности есть эмоциональные, легко различимые переменные, в диапазоне от спокойной неподвижности до ангелоподобия, похожего на многозначительные ин­дукции насыщенного эротизма. Изменения иногда сохра­няются в течение двух недель, иногда — трех месяцев и т.д.

Это сезонные изменения, не имеющие никакой связи с менструациями. С моей точки зрения, менструации всег­да остаются чуждыми человеческой природе и ни в коей мере не совпадают с сексуальным фактором.

Одно и то же тело обладает переменными смысла, пе­ременными действия, но для их понимания необходимо устранить комплекс, бихевиоризм, стереотипы, мони­тор отклонения.

Даже при условии полной предрасположенности те­ла, достаточно бросить взгляд или дотронуться до одной из тех традиционных точек, учитываемых бихевиориз­мом, чтобы настоящий пафос, настоящий эрективный ли­ризм оказался отравленным. Тело подобно клавиатуре, на которой надо сыграть музыку со своей мелодией и своим настроением, поэтому для усиления эмоциональ­ной выразительности существует четко определенный момент. Великий музыкант должен сыграть «ре»; сыграв «ми» или «ми бемоль», он сфальшивит.

У природы есть своя клавиатура, и для усиления музы­кальной выразительности она использует только эти то­нальность, высоту и тему. Уловив тему, необходимо су­меть развить ее в теле. Следовательно, тело нуждается в прикосновении, взгляде и жесте как на расстоянии, так и в непосредственной близости. Это может быть щиколот­ка, локоть, ухо, выбившаяся прядь волос, которую вы по­правляете..., то есть любая внешняя точка, которая, одна­ко, становится эпицентром целостности всего человека.

Необходимо найти именно эту точку, ибо в данный момент есть только она одна. Ошибка в выборе отправ­ной точки возвращает человека к биологическому сек­су, лишая его секса духовного, того секса, который по­лон особого смысла, особой упорядоченной силы (virgo[83])

Необходимо научиться читать семантическую интеллек­туальность, которая не является чем-то рациональным: это — интуиция, благодаря которой люди постигают род­ство душ, когда один пытается выразить себя рукой, гла­зом или эмоциональным жестом, а другой дополняет его, становясь созвучным ему. В этот момент человек на­чинает ощущать истинную сексуальность, истинное на­слаждение, предусмотренное интенциональностью при­роды для человека. Если человек утрачивает пик переживания (peak experience) своей души, он теряет и земной рай, присущий его телу. Не достигнув полноты самого себя, невозможно приоб­щиться к полноте рая, который природная интенциональность предусматривает в человеческой типологии.

Для понимания этого необходимо достичь собствен­ной завершенности. Суть проблемы заключается имен­но в этом. Кроме того, важно понять, что у каждого тела есть своя изменяющаяся клавиатура, поэтому всему свое время: одно время — на ней нельзя играть, другое — толь­ко для божественного исполнителя и третье, изредка, — для биологического дополнения.

К сожалению, я обнаружил, что сексуальные желания у большинства женщин возникают всегда под влиянием монитора отклонения: навязчивая идея бродит у них в голове, не затрагивая тело. Их можно сравнить с чело­веком, который чувствует себя голодным, хотя его желу­док наполнен, и который, продолжая есть, еще больше заболевает.

Патология возникает в любом случае — будь то сексу­альные фантазии, мастурбации или соитие с заранее вы­бранным партнером. Это — одна из причин регресса многих людей, обусловленная их сексуальной деятельно­стью: они постепенно деформируют природный ин­стинкт, который какое-то время еще терпит, а затем ло­мается, нарушая равновесие гармоничных связей, уста­новленных интенциональностью природы конкретно в их теле, наделенном именно такой чувствительностью.

Потенциал наслаждения человеческого тела, и в частности гениталий, соразмерен с его лиричностью. Можно развить слово и мысль от младенческого лепета до вершин, в которых слово становится откровением, это же — и даже в большей степени — подвластно сексу.

Белый эротизм связан не с неким внешним совершен­ством, а с душевной функцией субъекта. Душа — это ос­новное: некрасивое и дистоническое всегда вызвано не­верными действиями субъекта. Поэтому необходимо по­стоянно проверять и аутентифицировать его поведе­ние: как он живет, в какой среде вращается, какие у него аффективные связи и т.д.

Поскольку секс связан с техническим познанием ду­ши, он, независимо от выбора стратегии, остается уни­версальной фрустрацией.

Достичь того истинного, что присутствует в наслаж­дении, можно, лишь преодолев стереотипы. Сделав это, необходимо суметь затронуть его тематическую ноту, ко­торая постоянно изменяется: только в этот конкретный миг она такая.

Я не припоминаю, чтобы мое соитие с женщиной, ко­торую я действительно любил, хотя бы раз повторилось в неизменном виде. Каждый раз это было актом творе­ния. Одна и та же женщина каждый раз представляет со­бой неповторимое «здесь и сейчас». Она — импровиза­ция вечности в моменте пространства, ведущая к транс­цендентному наслаждению.

 

3.2. Психология секса и эротизма

3.2.1. Позитивные нормы в сексе[84]

Я заметил, что в сексуальной сфере люди проявляют чудовищную невежественность, что впоследствии при­водит их к заболеваниям.

Свойственная всем людям сексуальная потребность, будучи врожденной, требует, однако, очень большого ис­кусства воплощения, позволяющего через биологичес­кое действо совершать прорыв к более широким гори­зонтам. Все испытывают сексуальное влечение и потреб­ность выразить его, однако когда это происходит, возни­кает фрустрация и искажение чувств.

Раньше я считал наличие сексуального опыта нор­мальным явлением, хотя сам от него отказался, полагая, что для людей с другой волевой установкой он может быть позитивным. Но впоследствии я осознал, что секс почти всегда приводит к развитию патологии.

Как правило, взаимоотношения пары базируются на стереотипе, в соответствии с которым каждый использует партнера по своему усмотрению, а не на основе позитив­ной телесной потребности. Следовательно, люди вступа­ют в сексуальные отношения будучи глубокими неве­ждами.

При сексуальной ошибке — физической или эмоцио­нальной, в первую очередь, исчезает эфирное поле: чело­век перестает излучать витальность. Люди неспособны на позитивный секс, если им недостает этого излучения благодати или они не находят благодатного партнера.

Причину этого следует искать в комплексах, в реф­лективной матрице и мониторе отклонения: человек неспособен осуществить свой собственный жизненный акт и достичь благосостояния из-за дисфункции в самом себе, ему не хватает аутентичности для точного настроя в каждый данный момент.

В сексе происходит проникновение в клеточную интим­ность организма. Любая женщина прекрасно знает, что она может принять в себя мужской пенис, не призна­вая его, но она предает саму себя, открывая свою ин­тимность в моменты эмоционального эротического оргазма[85].

Эротизм присутствует постоянно, но подобный тип исполнения психоэротической функции приводит к ра­дикальному загрязнению организма человека.

Результаты многочисленных экспериментальных ис­следований позволили мне сделать вывод, что любому человеку, независимо от того, к какой культуре он прина­длежит, лучше воздержаться от секса, в позитивности которого он пока не уверен. Конечно, у человека остает­ся ощущение неудовлетворенности, но, по крайней ме­ре, не происходит разрушения. В некоторых случаях мо­жно прибегнуть к мастурбации, позитивность которой также, в свою очередь, зависит от характера фантазий субъекта в этот момент.

Состояние благодати эротизма есть упорядоченное излучение, которое подобно солнцу, заходящему над пре­красной морской бухтой: неяркое, но ласковое, оно при­тягивает своей нежной, безупречно отточенной, про­зрачной мягкостью. Притягивая, оно усиливает удоволь­ствие, приводя человека в состояние, близкое к экстазу. Это — световой эффект, который, однако, действует внут­ри. Первые эротические отношения должны вызывать подобные ощущения, чтобы в дальнейшем любящие смогли, по возможности, достичь и величия природы.

Человек может долго обходиться без секса, как бы суб­лимируясь: он вкладывает всю свою энергию в социаль­ную, экономическую, интеллектуальную, научную дея­тельность.

На личном опыте я убедился, что, люди, знакомые с основами онтопсихологии и воздерживающиеся от сек­са, достигают исторического успеха, а не сумевшие ему противостоять — терпят поражение.

Эротизм представляет собой место силы, источник. «Эрос» означает «место возникновения силы». Это — ос­нова духа. По этой причине все религии, особенно като­лицизм, неистовствуют при одной только мысли о сексе: достаточно мысли и согласия, чтобы совершить смерт­ный грех. Выдающиеся философы, заложившие основы знаний на Западе, — блаженный Августин, св. Амвросий, св. Фома, св. Джероламо, св. Кирилл – понимали, какой вред могут нанести душе человека определен­ные действия или определенный образ мыслей. Эро­тизм захватывает весь внутренний мир субъекта.

«Смертный грех» означает, что субъект мертв перед лицом реальности жизни, он больше не причастен ре­альности Бога. Он становится аутсайдером: даже остава­ясь по-прежнему частью общества, он утрачивает возмо­жность контакта с Бытием. Бытие отвергает того, кто своим поступком сам ставит себя в такое положение. Та­ким было поначалу настоящее религиозное воспитание, которое затем приобрело безликий, массовый характер.

Эта проблематика не затрагивает посредственность: многие люди, обладающие минимальной витальностью, не задумываются, заниматься сексом или нет. Напро­тив, высокоразвитые, умные, чувствительные люди, превышающие средний уровень, неизбежно испытыва­ют на себе разрушительные последствия сексуального «психического преступления». У умных людей больше возможностей, но одновременно на них лежит и боль­шая ответственность.

В мои намерения не входит создание и проповедова­ние новой философской системы, я просто подчеркиваю тот факт, что за эротизмом стоят взаимосвязанные вариа­ции собственной реальности человека, учитывать кото­рые ему следует не в силу необходимости или ради соблюдения какого-то внешнего закона. Стремясь к жиз­ненному успеху ему стоит принять это за позитивную норму. Чтобы добиться осуществления индивидуальных амбиций, необходимо быть умелы­ми строителями своей реальности.

Мысль формализует: она создает инструменты и ситуации. Чтобы претворить успех в конкретных фактах своей жизни, не­обходимо овладеть оптической технологией, то есть техни­кой и стилем жизни, способными принять реальность и использовать ее. Как хорошему рыбаку требуются отлич­ная сеть и прекрасное знание моря, так и человеку в жиз­ни нужно уловить Бытие в соответствии с мерой собст­венной индивидуальности.

 

3.2.2. Последствия сексуальных отношений[86]

Рассматривая тему секса, мы попадаем в лабиринт сло­жной психической структуры. В самом начале фрейдизм обвинили в аморальности. Безусловно, у Фрейда были со­вершенно иные намерения и, кроме того, он — будучи воспитанным в духе еврейской морали (архаичной и не такой гибкой, как наша западная) — в исследовании чело­веческой психологии вовсе не собирался затрагивать оп­ределенные области, догадываясь о соответствующей ре­акции моралистов. Если, в конечном счете, в его учении появились такие понятия, как Эдипов комплекс, ораль­ная стадия, анальная стадия и т.д., и создалось впечатле­ние, что абсолютно все представляет собой либидо в сек­суальном смысле — именно из-за этого его обвинили в со­здании психологии извращенного секса, — то произошло это потому, что анализ истерии заставил Фрейда обра­титься к определенным темным пятнам, связанным со странным эротизмом.

Сексуальность (и связанная с ней аффективность) и агрессивность наиболее подвластны монитору отклоне­ния. Эти два инстинкта, в сущности, едины: между агрес­сивностью и эротизмом как основными инстинктами нет никакого различия. На начальном этапе агрессив­ность представляет собой любовь, которая затем приоб­ретает защитный и, наконец, деструктивный характер, но в ее основе лежит эрос[87].

При реалистическом подходе правильность пережи­вания эротического опыта определяется способностью контролировать уровень эроса: если у индивида есть эта способность, то все хорошо, если же ее нет, то он стано­вится жертвой самого опыта удовольствия, запуская ши­зофрению, искажение, саморазрушение.

Основной эрос может проявляться самыми разнооб­разными способами. Здоровым способом является спо­соб функциональный, благодаря которому субъект во время эротического переживания становится сильнее, благодаря удовольствию, усиливает все прочие свои позиции, всегда оставаясь полным хозяином, стоящим в центре всего. Если удовольствие уводит его от ядра самого себя, это плохо. Именно на основе этого крите­рия можно проводить психотерапию. Нельзя оценивать модель поведения и удовольствия саму по себе и для себя: следует исходить исключительно из ее эффектив­ности, то есть функциональности, для психофизичес­кой целостности субъекта.

Религии также могут служить удобным пристанищем для многочисленных форм невроза и шизофрении. Без религии больных у нас было бы больше, поскольку, бла­годаря религии, многие люди, несмотря на патологию, по-пре­жнему продолжают играть свою роль в обществе. Я гово­рю о религии как о социальном институте, системе, тра­диции, вере, не имея в виду сакральное, ибо сакральное само по себе, не будучи системным, принадлежит только бесконечности души: истинный Бог никогда не вписыва­ется ни в какую систему. Такая вера позволяет очень мно­гим молодым и не очень молодым людям — от древней старушки до экзальтированной личности — находить се­бе оправдание; это — прекрасная защита. Без религии многим не удалось бы найти подходящей роли в общест­ве: она позволяет существовать многочисленным идентичностям.

Если секс, пусть даже приемлемый для общества, не соответствует норме природы, разрушительные пос­ледствия могут оказаться весьма и весьма серьезными. Когда мы что-то нюхаем, запах, проникая по сенсор­ным путям в наш организм, предполагает в нем некое изменение, обусловленное природой того объекта, ко­торый испускает этот запах. Например, если упорно принюхиваться к запаху разлагающегося тела, можно постепенно почувствовать страдание, боль не только в области легких, но особенно в желудке, ощутив при этом тяжкий груз навалившейся странной усталости, вплоть до обморока. Все это вполне понятно. Трудно понять другое: при поцелуе, например, происходит не­что большее в плане психики, чем простое прикоснове­ние губ, но мы не отдаем себе в этом отчета. Следова­тельно, еще меньше мы способны понять сущность сек­суальных отношений.

В большинстве случаев людям недоступен здоровый секс, поскольку они неспособны «проконтролировать», как последствия сексуальной связи скажутся на состоя­нии их кожи, внутренних органов, мозга и сердца. Во время сексуального акта тела разными способами взаи­модействуют друг с другом, но, как правило, превалиру­ет худший. Существует аксиома: если взять две вещи — здоровую и больную, то возобладает больная, ибо она бо­лее ядовита. Здоровье, напротив, более организованно и более сложно, поэтому в своем полном совершенстве неспособно оказать сильное внешнее воздействие. Бо­лезнь же дезинтегрирована, у нее больше динамики, больше силы проникновения.

Никто, кроме специалиста, не в состоянии проконт­ролировать последствия сексуальной связи и проверить целостность психической деятельности, как это можно сделать на уровне нейронов, клеток и общего тонуса ли­чности. Эти последствия могут прогрессировать на про­тяжении многих лет, и их нелегко устранить, ибо субъ­ект продолжает любить пережитый им опыт. Я говорю о формальном заражении определенного типа, а не о внеш­нем химическом заражении: нарушается нормальная фор­ма действия способов бытия субъекта.

Это не значит, что партнер выступает в роли убийцы: связь становится патологической тогда, когда субъект ра­ди подобной любви смещает всю динамику своей лично­сти и изменяется во всех отношениях (делах, чувствах) настолько, что сводит на нет свою победоносную форму; со временем это может привести его к саморазрушению.

В основе любой ошибки, препятствующей развитию личности, всегда кроется секс. Человек в свободе поступков, в свободе половых отношений, свободе поце­луя не отдает себе отчета в происходящем, но организм регистрирует все очень точно: так бывает, когда съеда­ешь понравившееся великолепное с виду блюдо, кото­рое на самом деле отравляет организм. В своих процес­сах и движениях природа совершенна и неумолима.

Сексуальная проституция возникает в результате бес­конечного обмена взглядами и прикосновениями: речь идет о крайне подвижной капиллярной чувствительно­сти. Генитальный эротизм — это самая простая и безыску­сная форма, но существуют и другие, например, эротизм слуховой. Эротизм соткан из бесчисленного множества от­тенков. Когда дело доходит до совокупления, то с точки зрения энергии и формы все уже свершилось. Если же ос­тановиться раньше, то, по крайней мере, можно спасти свой организм, избежав внутреннего разложения.

Когда я говорю о «разложении», это не аллегория. Бы­ло бы интересно совместно с физиологом, химиком, невропатологом и физиком, обладающим базовыми зна­ниями в области энергии, проверить с помощью фото­съемки и физиологических замеров, что происходит во время точно выбранного полового акта, а что — во вре­мя ошибочного акта. Можно было бы увидеть зависи­мость реакции нейронов от испытываемых партнерами чувств — живость и подвижность или смерть. При патоло­гическом сексе происходит необратимое разрушение отдельных нейронов; при каждой ошибке субъекта сотни их гибнут, что в итоге приводит человека к болезни, если он будет продолжать упорствовать.

Последствия секса могут привести даже к смерти. Есть люди, которые из-за совершенных сексуальных ошибок уже никогда не самореализуются. Многие не за­болевают, но навсегда остаются на уровне посредствен­ности, не достигая оптимальных результатов и не реали­зуя собственные амбиции.

Сексуальная вина закрывает доступ к метафизическо­му опыту, перекрывает вход в Бытие, оставляя субъекта на биологическом человекоподобном уровне массы, лишая его своего рода ясновидения, возможности восприятия любви, экзистенциальной данности. В наиболее запу­щенных случаях она может даже вызвать шизофрению или невроз. Это — подготовительный период для болез­ни психосоматического характера, которая убивает ор­ганизм. Даже один единственный половой акт может сы­грать роль пускового механизма.

Единственная возможность восстановить психоорга­нический порядок — это заплатить всю цену кармы. Кар­ма представляет собой историко-материальное следст­вие ошибки. Наши ошибочные выборы вызывают изме­нения в нас самих, поскольку любой половой акт, каким бы он ни был, затрагивает висцеротональную целост­ность. Через этот открытый доступ и в дальнейшем орга­низуются и разум, и чувства. Потом мы прекращаем эту связь, забывая о ней, но порядок, установившийся в нас в процессе общения, отныне формализует и организует наш образ жизни.

Восстановление утерянной целостности, с точки зре­ния потенциала и роста, требует осознания совершенной ошибки. После этого необходимо исторгнуть ее из себя, ибо карма поддерживает свое существование благодаря какой-то части нас самих, которая остается связанной с этой ситуацией, продолжая ее любить. На сознательном уровне ошибка может оставить о себе приятное воспо­минание, но согласно схеме организации нашей приро­ды, произошедшее событие повлекло за собой наруше­ние порядка.

Отказавшись от ошибки, необходимо остановиться и подождать, пока природа сама заново скоординирует си­лу; но это может произойти только после того, как субъ­ект осознает ошибку и откажется от нее. Впрочем, нельзя претендовать на то, что природа немедленно вос­становит свою целостность; на это требуются месяцы, а то и годы — все зависит от того, какой вред причинил се­бе субъект. Надо подождать, чтобы природа возобнови­ла свой бег, однако, необходимо устранить историчес­кое препятствие на ее пути.

Я постоянно замечаю в людях привычку жить плохо, непонимание очевидности последствий собственного образа жизни и упрямство в поведении, которое и приво­дит к негативным результатам, вызывающим их жалобы.

С одной стороны, на словах человек стремится к тому, чтобы ему было хорошо, а с другой — упорно продолжает распоряжаться своей жизнью самым невыгодным обра­зом. Поняв, что связь с человеком, объектом или дейст­вием влечет за собой психологический или экзистенци­альный регресс, бесполезно упорствовать, требуя, чтобы эти другие — человек, объект или действие — изменились. Другой — таков, каков он есть; выбор должен делать субъ­ект. Если связь неудачна, не пытайтесь ее изменить — это нефункционально, ибо в такой борьбе обе стороны про­являют агрессивность. Ненавидящие друг друга люди уподобляются цепным псам, поэтому такая связь разру­шает изнутри их обоих. Ненависть — это патология любви, ошибочной по отношению к самим себе.

Если субъект хочет, чтобы ему было хорошо, он дол­жен отличаться от других, а не стараться им подражать. Стремясь к успеху, невозможно достичь рая, изначально присущего жизни, если действовать «как все», ибо эти «все остальные» страдают, им плохо[88].

Если индивиду плохо, но он упорно продолжает под­держивать губительные для него отношения, значит, ли­бо его партнер — вампир, либо он сам испытывает пато­логическую потребность в этой ошибочной связи. Не из­менив самого себя, нельзя достичь продуктивной связи лишь сменой партнера, которая только усугубит положе­ние, поскольку данный выбор субъекта будет по-прежне­му соответствовать тематическому отбору комплекса.

Приведу примеры из своей практики. В первом слу­чае клиент обратился ко мне по поводу нарушений сер­дечной деятельности. С помощью психотерапевтичес­кого исследования я обнаружил, что психологической причиной этих нарушений была любовная связь. Как только он прекратил эту связь, аритмия сердца исчез­ла. Через несколько лет (пять или шесть) мой клиент вступил в новую любовную связь и с новой подругой по­вел себя точно таким же образом, как и с предыдущей спутницей. Аритмия возобновилась. Сновидения ука­зывали на ту же рутинную ситуацию, что и в прошлый раз. Услышав мое заключение, клиент заявил, что не может жить без женщины. Я ответил, что в таком слу­чае ему следует либо научится управлять этими отноше­ниями, либо, если он на это неспособен, отказаться от них, иначе он умрет.

В другом случае у субъекта образовалась злокачествен­ная опухоль, и ему предсказали летальный исход макси­мум через шесть месяцев. Он прошел у меня психотера­пию, которая позволила обнаружить, что причиной за­болевания послужили его взаимоотношения с женой. Я объяснил ему, что, если он хочет жить, им надо расстать­ся. Клиент последовал моему совету и развелся. Опухоль исчезла на четыре года. За это время он, крупный биз­несмен, сумел возобновить свою деятельность на между­народном уровне. Однако через некоторое время он вер­нулся к жене, и опухоль образовалась снова.

Речь идет о некоей константе: человек продолжает упорно следовать той модели поведения, которая воз­вращает его к перенесенной болезни, к перенесенному несчастью. Патология никогда не возникает случайно, поскольку комплекс подталкивает индивида к партнеру определенного типа. Поэтому человек, который хочет хорошо жить, должен полностью измениться, устранить образ рефлективной матрицы. Это — выбор «или-или», ибо жизнь неумолима, математически точна, экономична, серьезна.

Современные люди — как мужчины, так и женщины — утратили ощущение реального эротизма. Энергетиче­ские центры, составляющие организм человека, облада­ют своим особым разумом, устанавливающим собствен­ный порядок. У полового органа, например, у пениса, свой собственный разум. Будучи точным, этот орган слу­жит критерием оценки ситуации, откликаясь или нет на возникающие в данный момент вибрации. Мужчина луч­ше сохранил эту чувствительность, чем женщина, поэто­му он подчиняется объективности пениса, который реа­гирует или нет в отношении определенного типа жен­щин (не все эрекции относятся к сексуальной связи), проявляя таким образом свою сексуальность. В сексе мужчина может быть свободнее женщины, поскольку для него эти отношения связаны с внешним выражени­ем, тогда как для женщины — с внутренним[89].

Сознание женщины перестало синхронно отражать ее природное состояние. Почти всегда то, как женщина проживает сексуальные отношения, вызывает в ней внутреннее растройство и приводит к негативным для нее последствиям. Зачастую, когда женщина испытыва­ет потребность в сексуальных отношениях, либо ее соз­нание ошибочно, либо — в силу преждевременного ста­рения — она неспособна испускать сигнал жизненного влечения: нарушение равновесия природного эротизма приводит ее к органической карме.

Отдельные сексуальные ошибки развиваются затем в ментальную навязчивость.

Некоторые аспекты женской психологии состоят из ярости в сочетании с потребностью во вложении, кото­рое, как правило, находит выход в ревности. Это незре­лые формы, которые женщины определенного типа не­избежно испытывают в своей жизни. Мужчина служит для них внешним поводом, а не реальной причиной. Без такого внешнего повода у женщины возникла бы психо­соматическая болезнь. Это — вечный комплекс отмще­ния женской психики, «черная женщина», превращаю­щаяся затем в убийцу.

Проблема заключается в том, что женщина всегда ве­дет двойную игру, не несет за это полной ответственно­сти, поэтому она вынуждена играть роль, навязываемую ее собственным сценарием. Однако распоряжаться соб­ственной силой можно лишь тогда, когда дело и скрытые помыслы совпадают: соответствие «вывески» и внутреннего ощущения человека в его далеко не самой глубоко скрытой части.

Для достижения определенных целей можно исполь­зовать маску как притворство. Однако если субъект не отдает себе отчета в том, что он разыгрывает театр, то маска со временем обретает плоть[90], превращая, в конце концов, окончательно и бесповоротно его самого в мас­ку. Даже если в какой-то момент, когда игра зашла уже до­статочно далеко, человек попытается снять маску, то уже не сможет понять, где его истинное «Я», а где маска.

Надо приспосабливаться к жизни, при этом никогда не опускаясь с высоты собственного становления до уровня посредственности, и никогда не доверять маске, которая используется для этой адаптации.

Логико-историческое «Я» женщины отличается от ее организмического целого. Пока женщина улавливает собственную органику сквозь призму стереотипов (Лилит, старуха, рефлективная матрица), она предлагает себя в качестве инфантильной наживки, которую мудрый муж­чина избегает. Встретив мужчину, способного опосредо­вать метафизическое, она не в состоянии его распознать. Даже пережив с ним определенные ощущения, она ниче­го не запомнит. Женщину, действующую в соответствии со стереотипами, всегда отличает регрессивная тенден­ция. Один из тактических приемов ее негативной психо­логии состоит в том, чтобы сокрушаться о сладостном прошлом, патологически шантажируя настоящее.

В сексе необходимо поддерживать определенную фор­му нежности, мягкости; в этом истинный путь психичес­кого секса. Эротизм – это побеждающая форма, высшая точ­ка индивида, воплощающегося как феноменология духа. Секс благоприятен, если субъект твердо уверен в том, именно такой секс ему необходим. Поэтому я часто сове­тую отказаться от секса, чтобы, по крайней мере, избе­жать ошибки. Человек, задуманный в соответствии с оп­ределенным природным порядком, свободен только в рамках этого природного порядка. Удовольствие должно быть также и преображением метафизического, притяга­тельностью причины; удовольст­вие должно притягивать ум, в про­тивном случае о сексе лучше за­быть.

С другой стороны, секс в подлинный момент представля­ет собой порыв жизни, благода­ти, это необыкновенный двигатель креативности, кон­такта, обновления, силы, это — высшая сила природы, озарение и трансцендентность.

Кроме того, одним из правил секса или любви являет­ся следующее: необходимо обращать внимание на пред­мет высшего честолюбия партнера — неважно, мужчина это или женщина. Иногда женщины, которые внешне владеют великолепным набором женственности, внут­ренне устремлены к некоему метафизическому ориенти­ру, следовательно, надо обращать внимание на несущую структуру изначально присущей им формы. Если такие личности ориентированы на общественную деятель­ность, то совершенно ясно, что чувственные порывы для них весьма второстепенны.

Нельзя воспринимать чувство как нечто всепоглоща­ющее, ибо это привело бы к патологии; всецело субъект объединен только с жизнью, — с самим собой и с жиз­нью[91]. Возлюбленный или возлюбленная — это нечто присоединенное, взаимосвязанное. Однако нельзя полностью обожествлять, абсолютизировать любимого, даже если он претендует на это. В таком случае этим он губит себя, ибо жизнь пользуется всем (любовью, едой, успехом...), но преследует очень высокую цель реализации. Мы причастны непрерывному акту творения, мы появились на свет не для того, чтобы пополнять род путем биологического воспроизводства: некоторые рождены сотворцами бытия.

Истинно любящий, уловив эту трансцендентную на­правленность любимого, не вмешивается в его внутрен­ний мир, не присваивает себе послание, предназначен­ное Богу (жизнь): Богу — богово, Кесарю — кесарево. Красота и величие секса и любви дарованы только тем любящим, которые умеют с уважением относиться к ме­тафизической позиции своего партнера.

 

3.3. «Смотри у меня!» в женщине[92]

В период отрочества (двенадцать-пятнадцать лет) на­чинается формирование женской красоты, которое био­логически завершается к шестнадцати-восемнадцати го­дам. В этот период женщина ощущает себя баловнем природы, который привлекает к себе внимание и вступа­ет в мир взрослых с явным преимуществом. На нее все более посматривают мужчины, и даже собственный отец, не подавая вида, предпочитает любоваться ножка­ми дочери, а не своей жены. Девушка обладает приматом тела.

Однако в то время, когда она осознает эту дарованную природой привилегию, что-то внутри говорит ей: «Смо­три у меня!». Этот императив становится неким навязчи­вым оком, вмешивающимся в привилегию природы. На­пример, в определенных ситуациях (прогулка с парнем, поездка на море и т.д.) девушка не может открыто про­явить себя, поэтому она вынуждена скрывать то, что хо­тела бы продемонстрировать[93]. И тогда витальный ин­стинкт находит другие пути, чтобы ускользнуть от этого «Смотри у меня!».

Современное общество, ужасное, даже извращенное, никому не позволяет быть свободным, поэтому девушка-подросток растет с ощущением внутренней кастрации, и всевидящее око «Смотри у ме­ня!» становится зародышем прогрессирующей кастрации. Это знакомо всем женщинам.

Это материнское око, даже если мать умерла или соз­дала новую семью, продолжает существовать в женщине и в сорок, и в шестьдесят, и в девяносто лет.

За происхождением и внешней формой материнско­го ока стоит нечто другое, более опасное: оно рождается в связи с матерью и семьей, но не является ни той, ни другой. Ча­сто женщина, будучи сама матерью, испытывает страх перед «Смотри у меня!» со стороны дочери: дочь высту­пает по отношению к матери как «Сверх-Я». Женщина обнаруживает это око в любом поведении и в любом ин­стинкте, благодаря которым она могла бы внутренне вы­расти, стать больше.

Великой задачей, стоящей перед мировой психологи­ей, является устранение этого ока, которое иногда гово­рит, иногда принимает образ матери, отца, брата, учите­ля, Христа. Оно может принимать самый различный об­лик, но не является ни одним из них. Это — основа нега­тивной психологии.

Первым симптомом негативной психологии является то, что это око кастрирует инстинкты субъекта, сковы­вая страхом его жизненность, ослепляя ее: неотвязно присутствующее внутреннее око исключает самостоя­тельный выбор. У субъекта нет реальных ориентиров, есть только навязанные: он вынужден делать не то, что действительно хорошо, а только то, на что это око ука­зывает как на правильное.

Мать обычно знает о своем присутствии в дочери и в какой-то глубинной части себя не желает его терять. Между обеими женщинами на бессознательном уровне уже существует очень тесная связь, более глубокая, нежели любой выраженный сексуальный акт, подобная психиче­скому инцесту. Мужчины не могут этого понять, но жен­щины знают, что способны вступить в тесный контакт с другой женщиной, даже если та находится в другом кон­це комнаты.

По моему мнению, научная психология пока еще далека от понимания женщины. Я считаю, что женщина представляет со­бой удивительное создание, однако, пока она не достиг­нет того уровня, который позволит ей стать совершенно свободной и полностью распоряжаться собой, у меня не будет особого доверия к психологии будущего, ибо дей­ственная психология должна быть создана состоявши­мися женщинами.

Я знаю истинную женщину по ту сторону ее сознания, но, беседуя с ней, убеждаюсь, что она совершенно не по­нимает ни своего величия, ни своей благодати.

Это — вопрос сознания: женщина отстает в понима­нии собственного величия.

 

3.4. Основы негативной психологии[94]

Даже несмотря на то, что онтопсихологию отличает позитивная и оптимистическая мудрость, в клиничес­ком плане она сталкивается с проблемами, которые ино­гда характеризуются негативностью. Экзистенциальный путь не всегда легок, и ни одной цели нельзя достигнуть просто так, без усилий. Это всегда открытый проект, но его реализация требует завершения.

Негативная психология порождается инфантилиз­мом некоторых субъектов, глубоко фрустрированных по собственной вине. Для компенсации этой базовой фру­страции им необходимо что-то украсть у других. Это — жизненная потребность. Чтобы пояснить столь трудную тему, приведу один пример.

Я поместил двух своих маленьких дочек в приют, кото­рым руководили очень благочестивые монахини. Однаж­ды младшая вернулась домой очень усталой, без обычно­го блеска в глазах и румянца. Выглядела она в меру ожив­ленной, внешне все было в порядке, но мне показалось, что что-то не так, ее жизненная сила пошла на убыль. По­наблюдав еще немного, я убедился, что с ней действитель­но что-то происходит. В приюте сестра-воспитательница сказала следующее: девочка была такой доброй, и в ней было столько жизненной энергии, что у руководительниц приюта совершенно естественно возникла мысль ее при­сутствием скрасить одиночество нескольких старушек-пенсионерок, которые жили неподалеку. Чтобы вдохнуть в них жизнь, в жертву приносили жизнь ребенка.

Традиция объединять стариков и детей представляет собой один из способов компенсировать старость за счет детства. Нетрудно заметить, что при этом состоя­ние старого человека улучшается, а уровень витальности ребенка падает.

Подобное явление характерно для любых человечес­ких отношений, связывающих двоих: в выигрышном по­ложении всегда оказывается негативный, больной. Бо­лее сильный из них, лучший, терпит поражение, его жизненный тонус понижается, тогда как жизнеспособ­ность худшего, того, кто стоит на более низком уровне, повышается. Впрочем, мышление больного или негатив­ного индивида остается неизменным, однако, он укреп­ляется за счет жизни другого. Предположим, что это происходит на бессознательном уровне. Подобное воз­никает во многих семьях, в которых устанавливается се­мантическое поле определенного типа. Пассивный субъ­ект не отдает себе в этом отчета, но семантические поля реагируют так, как выгодно жизнеспособности больно­го, ослабляя более жизнестойкого человека.

Так, например, у друзей-студентов, которые учились на одном факультете, я заметил следующее: если они за­нимались по отдельности, самостоятельно, то быстро и хорошо справлялись со своими учебными заданиями, а если же вместе, то у одного из них отдача падала, зато другой показывал блестящие результаты.

Есть люди, которые рядом с другими реализуют себя внешне, но при этом не реализуется их личность, их ин­дивидуальный психологический рост. Они просто поль­зуются — не меняя собственную личность — энергией другого, а не его сознанием, культурой, богатством лич­ности. У тех позитивных индивидов, которые выступа­ют как бессознательные доноры, уменьшается работо­способность и замедляется развитие.

Иногда эту ситуацию можно заметить у сексуальных партнеров. В своей клинической практике я часто реко­мендовал партнерам, когда у одного из них возникали ка­кие-либо нарушения в деятельности организма, особен­но сердца, желудка и легких, попробовать пожить раз­дельно, или как можно меньше общаться, или не спать вместе, в одной комнате, чтобы посмотреть, какие это даст результаты. Каждый раз я обнаруживал, что боль­ной восстанавливал свои жизненные силы, обретая но­вое органическое равновесие. Однажды я предложил своим клиентам-партнерам на время расстаться, причем это не вызвало никаких осложнений, так как совпало с отпуском. Я обнаружил, что за это время здоровье пас­сивного субъекта восстановилось.

Однако с возвращением субъекта в семью полностью возвращался и недуг. Например, смерть от инфаркта почти всегда настигает больных дома, в семье, причем это никогда не происходит в результате травмы или фи­зического перенапряжения. Они умирают у себя дома, в своей постели, в окружении жены и детей.

Другой мой пациент, который привык вкладывать все силы и волю в то, чтобы максимально реализовывать собственную жизнь для себя самого и для общества, в ка­кой-то момент окунулся во всепоглощающую любовь к женщине. Внешне все было как нельзя лучше, их отно­шения отличались безупречностью, однако, с тех пор как молодым человеком овладела эта любовь, он, странным образом, перестал достигать наивысших ре­зультатов. Раньше он жил открыто и постоянно разви­вался; но с появлением любви, которая ему казалась сча­стьем, молодой человек перестал видеть сны, исследо­вать которые было бы весьма интересно. Отсутствуют также пока и какие-либо видимые признаки его неудач. Хуже всего то, что на него воздействует негативность этих отношений, которые ему представляются единст­венной, всепоглощающей любовью в его существова­нии, но которые разрушают его жизнь, поскольку созда­ется — пусть даже бессознательно и с лучшими намерени­ями — ситуация вампиризма.

Подобный феномен можно наблюдать и в семье, ког­да ребенок находится вместе со взрослым — носителем негативной психологии (мама, папа, бабушка, дядя или брат...): полный жизни малыш совершенно искренне ставит себя в вампирическую зависимость от одного из взрослых. Эта ситуация губительна для жертвы, но имен­но сама жертва сознательно стремится к негативному индивиду[95]. Негативный индивид, даже не сознавая того, заставляет циркулировать энергию через свое семанти­ческое поле, при этом высасывая жизнь другого. Это — очень тяжелая ситуация, но при внимательном изуче­нии сновидений с помощью онейрической карты можно определить тип взаимодействия: кто отдает, а кто полу­чает. Анализ органических последствий выявляет нега­тивность этой связи.

Было бы негуманно из этого делать какие-либо выво­ды морального или политического характера. Я просто рекомендую очень дипломатично и осторожно предуп­редить позитивного индивида, достигшего определен­ной зрелости, о том, в какой ситуации он находится и что его ожидает, но решать в любом случае должен он сам, а не психотерапевт. Пассивный индивид и сам мо­жет последовать за активным индивидом — носителем негативной психологии. Это — тоже выбор: многие вы­бирают смерть от любви.

Тем, кто наделен негативной психологией, психоте­рапия может помочь, прививая им чувство ответствен­ности. Негативность индивида вызвана его фрустраци­ей, которая возникает вследствие неполноценности или ошибочности субъекта по отношению к самому себе: он не формализует точным образом собственный порядок жизни. Негативному индивиду, при его согласии, можно помочь, научив его, как жить, как выбирать себе жизнь, как быть могущественным, динамичным, позитивным, как жить хозяином, а не вампиром. Здоровая жизнь воз­можна как для позитивного, так и для негативного инди­видов, и все-таки негативному измениться труднее.

Все определяет воля человека. Характерный негатив­ный индивид может измениться, если действительно этого захочет. В противном случае ему нельзя помочь, дабы не посягать на свободу личности, вмешиваясь в принадле­жащий только ему мир его субъективности. Однако, как только при проведении онтопсихологической терапии подтверждается наличие клинической ситуации, труд­ностей обычно не возникает.

Иногда негативность индивида, не находя «позитив­ной» жертвы для своего вампиризма, смещается в об­ласть хронического заболевания — злокачественной опу­холи, СПИДа, туберкулеза и т.д. Последней стадией раз­вития ситуации для негативного индивида, который не может найти контакт с чужой жизненной энергией и изъять ее, является наступающая после периода непре­рывной фрустрации тяжелая форма психосоматическо­го заболевания. Таким образом, ради выживания он на­чинает разрушать самого себя.

Субъект с негативной психологией не сознает губительных последствий своего влияния на других до тех пор, пока его в этом не убедит анализ, рационально и конкретно демонстрирую­щий существующее положение. Вначале негативный ин­дивид не осознает себя таковым, будучи убежденным в своей доброте и альтруистичности — вплоть до миссио­нерства и посвящения значительной части жизни спасе­нию ближних. Почти всегда его крайне удивляет то, что он оказывается носителем негативной психологии.

Негативная психология представляет собой некую си­туацию — в данном контексте я говорю о негативной психологии просто как о существующей ситуации — однако тщательный и глубокий анализ показал, что ее действие вызывает многочисленные осложнения и ее мо­жно обнаружить и на высоких уровнях.

Почти всегда она маскируется под моральные стерео­типы. Типичная маска негативной психологии — это не­кий моральный стереотип: маска семьи, преподавателя, молодого человека, любви, ревности и т.д. Она ассими­лируется с каким-то стереотипом, особо почитаемым об­ществом, и поэтому справиться с ним нелегко, однако, сновидения и анализ поведения указывают на него со всей определенностью.

У негативной личности логико-историческое «Я» сов­падает с искажающей решеткой. Подобные субъекты столько ошибались и столько теряли, что, в конце концов, идентифицировались с монитором отклонения. Речь идет о людях, которые уже знают, что они бесчест­ны и нечистоплотны, но при этом сохраняют внешнюю безупречность, соблюдая все более педантично законы и правила общественной жизни. Чем больше их внутренняя пусто­та, тем совершеннее форма, сте­реотип. Обычно в своей среде они слывут образцом по­ведения во всем.

Отношения негативной психологии могут проявиться также во взаимодействии психотерапевта с невротиком. Невротик упорно не расстается со своей навязчивой иде­ей, а психотерапевт направляет его, увлекая за собой и да­руя ему жизнь. После многих напряженных усилий имен­но невротик начинает навязчиво преобладать над глубин­ной аутентичностью психотерапевта, поскольку типичный невротик привыкает к стилю психотерапевта, познает и впитывает его особенности, его доброту, его чувствительность. Он научается тому, как надо разговари­вать и как настраивать психотерапевта, чтобы привлечь его внимание и выкачать его жизненные силы[96].

Анализируя пациентов психиатрических клиник, больных шизофренией, я обнаружил, что лечившие их психиатры утрачивали свое рациональное равновесие, обретая после общения со своими больными латентную форму шизофрении. Главный врач одной клиники, в ко­торой я некоторое время занимался этими исследовани­ями, высокопрофессиональный и компетентный специ­алист, стал жертвой вампирического воздействия одно­го не совсем обычного шизофреника, который передал ему свою психическую болезнь посредством весьма свое­образного семантического поля. Передача психической болезни от одного субъекта к другому возможна, ибо психика гораздо более склонна к заражению, чем биологическая клетка, поэтому собственную аутентичность сохранить нелегко.

Психика невидима, следовательно, ее трудно контро­лировать с целью поддержания состояния здоровья и ау­тентичности: достаточно раскрыться в какой-то нега­тивной ситуации — и какое-либо повреждение гаранти­ровано. Через некоторое время равновесие вновь вос­станавливается, но, если негативная связь будет упорно поддерживаться, то и в личности, прежде бывшей пози­тивной, сложится характерная негативность, так как он-то Ин-се, в конечном счете, обвиняет субъекта в глупо­сти и неумении защитить собственное благо, в пособни­честве, пусть и без злого умысла, разложению жизни.

Онто Ин-се не допускает никакой наивности, ибо оно всегда строго научно, точно и удивительно безошибоч­но. Онто Ин-се неспособно ошибаться: оно либо есть, либо его абсолютно нет. На его языке «да» значит «да», а «нет» — «нет». Поэтому, если определенная ошибка не ус­траняется, изначально позитивный субъект постепенно становится все более и более негативным. Негативная психология развивается поэтапно, но если какие-то дей­ствия регулярно повторять, то вырабатывается привыч­ка и формируется характерность негативной личности.