ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ (ИССЛЕДОВАНИЯ ДЖ.УИЛЬЯМСА И Д.БЕСТА).

Дж.Уильямс и Д.Бест (Williams & Best, 1990) предприняли глубокий анализ полоролевых стереотипов на основе списка из 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающих личностные черты. Выявленные кластеры признаков показали, что мужчины оцениваются как агрессивные, предприимчивые и доминантные, а женщины как сентиментальные, нежные и мягкосердечные. При составлении своего индивидуального самопортрета, 25% женщин употребили прилагательные, более характерные для описания типичных мужчин. Такое же количество мужских самопортретов больше походило на типично-стереотипное описание женщин. В описаниях лучшего друга мужчины и женщины одинаково хотели видеть друга-мужчину более соответствующего мужскому типичному портрету, а женщину-подругу — женскому. Исследование подтвердило влияние полоролевых стереотипов как при составлении самопортрета, так и при описании образа другого.

 

Первые исследования 1950-х. Исследование этого периода выявляли наиболее типичные представления мужчин и женщин друг о друге. “Положительный мужской образ обычно описывался в коннотациях компетентности, активности и рациональности, а женский – общительности, теплоты и эмоциональной поддержки. Отрицательными мужскими качествами при этом являются грубость, авторитарность, а у женщин – пассивность, излишняя эмоциональность и др.» Исследования данного периода ограничивались констатацией факта существования тех или иных гендерных стереотипов без каких-либо объяснений причин этого явления.

Последующие исследования 1970-х. Исследования были направлены на изучение стереотипов в отношении способностей мужчин и женщин, проявляющихся в различных сферах профессиональной деятельности. “В проведенных экспериментах было зафиксировано, что испытуемые оценивают способности мужчин выше, чем способности женщин. Тогда были сделаны попытки объяснения выявленных стереотипов в соответствии с теорией атрибуции.”

“Теория атрибуции - это теория о том, как люди объясняют поведение других, приписывают ли они причину действий внутренним диспозициям человека (устойчивым чертам, мотивам, установкам) или внешним ситуациям” На основании этой теории успех или неудача при выполнении какой-либо деятельности связывается с двумя типами факторов: стабильными (ожидаемыми) или нестабильными (случайными) факторами. Как пример, обратимся к эксперименту, проведенному Кэй До и Тимом Эмсвейлером

Выборка: студенты обоего пола.

Задача: описать мужчину или женщину, добившихся хороших результатов.

Результаты: студенты и студентки, при объяснении причины успехов мужчины, отнесли его достижения за счет личных способностей, а успехи женщины вся группа приписала удаче, везению. Как вывод, профессиональные успехи мужчин чаще всего связывались с более стабильными факторами (например, с их качествами или способностями), поскольку компетентность мужчин воспринимается как ожидаемый фактор, соответствующий «мужскому» качеству - стремлению к достижениям. При этом успехи женщин объяснялись скорее случайными (например, удачей или случаем), чем стабильными факторами.

Далее рассмотрим еще 2 исследования.

Исследование Ширли Фелдман-Саммерс и Сары Кислер [см.29] Результаты исследования показали, что преуспевающую женщину врача испытуемые мужского пола воспринимали как менее компетентную, но при этом ей приписывалась высокая мотивация достижения. То есть, по мнению участников эксперимента, женщина врач добилась успехов не за счет своих личных способностей, а благодаря тому, что сильно желала успеха.

Исследование Кэй До и Джанет Тэйнор [см.27] Они продемонстрировали негативные последствия влияния гендерных стереотипов. Испытуемые прослушивали запись собеседования со студентами обоего пола на получение престижной стипендии. Успешно отвечавшего мужчину испытуемые оценили, как более компетентного, чем женщину, отвечавшую так же успешно. Однако мужчину, который давал слабые ответы, та же группа оценила более низко в сравнении с такой же слабой по ответам претенденткой.

Исследования этого периода показали влияние гендерных стереотипов на оценку способностей людей.

Исследования в 1980-1890х. В это время исследования были посвящены изучению точности гендерных стереотипов. Насколько объективно они отражают реальность? Был подтвержден уже установленный факт, что образ мужчины чаще всего связывается с инструментальными чертами, а женщинам приписывается наличие экспрессивных черт [см.26] . В связи с тем, что женщины зачастую с их теплотой и открытостью описываются достаточно позитивно, они представляются как менее компетентные интеллектуально и более пассивные, некоторые исследователи высказали свое опасение по поводу того, что такого рода выводу могут привести к дискриминации женщин. Эти опасения стимулировали появление серии исследований точности гендерных стереотипов.

В результате проведенных исследований в лоне этого направления было обнаружено, что в гендерных стереотипах различия между мужчинами и женщинами либо переоцениваются, либо недооцениваются.

Сильвия Брейер “Изучение стереотипов в отношении «мужских» и «женских» академических дисциплин в университете” [см.16] Она использовала в качестве одного из показателей точности реальные оценки студентов по тем или иным дисциплинам, то есть показатели их успеваемости. И в результате выяснилось, что успехи девушек-студенток чаще всего недооцениваются, особенно в тех науках, которые традиционно считаются мужскими (например, в математике), несмотря на высокие оценки, полученные ими по этим предметам в действительности.

Кросс-культурное исследование гендерных стереотипов в 25 странах Европы, Азии, Африки, Америки (1982) и (1990) [см.34] После первого исследования стереотип мужчины описывался более активным и сильным, чем женщины, во всех этих странах, но во втором, повторном исследовании было обнаружено, что представления о себе юношей и девушек не всегда совпадали с указанными стереотипами, и даже если соответствовали им, то величина этого соответствия была очень мала.

Исследования 1990-х. На этом этапе интерес исследователей вызывает изучение гендерных стереотипов в средствах массовой информации, а также при проведении гендерной экспертизы законодательства, школьной и детской литературы.

При изучении гендерных стереотипов исследователи часто фокусируются на объяснении причин их появления и стойкости существования. Одним из таких объяснений является усвоение гендерных стереотипов в процессе гендерной социализации. Рассмотрим это процесс подробнее.

 

Усвоение гендерных стереотипов в процессе социализации (на примере социализации в семье). “Термин «социализация» используется социологами и психологами при описании процесса обучения человека социальным нормам и моделям поведения на протяжении всего жизненного пути.” [16, с. 91]

Три стадии социализации:

-первичная или начальная – социализация ребенка в семье;

-средняя или вторичная –социализация в школе;

-третья или завершающая – социализация взрослого человека (принятие профессиональных, семейных ролей).

Понятие ресоциализации.

Ресоциализация – “…это процесс, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки иных норм”[13,с.10].

Ресоциализация происходит с попаданием в критическую ситуацию, но наиболее она вероятна в период трансформационных процессов.

“Гендерная социализация – это процесс, в ходе которого происходит усвоение образцов поведения в зависимости от половой принадлежности, то есть, обучение тому, что является социально приемлемым для мужчин и женщин.” [16,с.42]

 

Гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации, они его направляют. Как предположила Игли в 1987 году [см.28], гендерные стереотипы по существу являются социальными нормами, следуя которым человек «обретает» гендерную роль. Гендерные стереотипы воспроизводятся из поколения в поколение. Усваиваются они с детства, и проводниками гендерных стереотипов являются институты социализации и агенты влияния.

Влияние родителей и семьи, как института первичной социализации, в передаче гендерных стереотипов. В психологии развития процесс социализации назван дифференциальной социализацией. Он начинается до рождения ребенка.

Начнем с того, почему будущие родители и близкое окружение заранее хотят знать пол ребенка. Все потому, что в зависимости от этого, они не только подберут ему имя, но и подберут цвет одежды для новорожденного, игрушки, цвет коляски и т.д. Исследование американских ученых в сфере различий в наборах игрушек для детей разного пола [см. Rheingold, H.L., and Cook, K.V. (1975). The content of boys’ and girls’ rooms as an index of parents’ behavior] выявило, что у мальчиков значительно больше игрушек, развивающих двигательную и познавательную активность, а игрушки для девочек направлены на взаимодействие с другими людьми и вербальную активность. Белорусские психологи в своих исследованиях [см.18] показали, что отцы более склонны дифференцировать детей по полу, чем матери. Отцы проявляют большую двигательную активность в общении с сыновьями, но эмоциональную поддержку в большей степени оказывают дочерям. У матерей эти тенденции выражены меньше, но они более терпимо относятся к случаям агрессивного поведения своих сыновей, чем дочерей.

Возможно именно здесь заложены истоки различий между полами, “…когда родители, начиная с выбора гендерно маркированных игрушек и одежды и через поло-дифференцированное воспитание, обучают своих детей определенным образцам поведения, исходя из своих знаний о гендере и из сложившихся в их сознании гендерных стереотипов.” [16,с. 89]

Обращаясь вновь к исследованию «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей» [см.16], обратим внимание на то, на вопрос о том, есть ли различия между воспитанием сына и дочери, большая часть участников опроса ответила утвердительно. Чаще всего отмечались различные подходы родителей в воспитании мальчиков и девочек при подготовке к семейной жизни и в прививаемых образцах поведения. Как показали результаты исследования, характерным для традиционных семей является желание иметь сыновей, продолжателей рода, которые в будущем будут оказывать материальную поддержку старшим. И это желание может привести к тому, что именно сыновьям в таких семьях будет дано хорошее образование, в ущерб образованию дочерей.

Говоря о воспитании детей, мы можем сказать, что родители используют готовые схемы – гендерные стереотипы, - в результате воздействия которых у мальчиков и девочек с раннего детства формируются и закрепляются черты, соответствующие нормативным представлениям о мужских и женских качествах. «У мальчиков это – активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек – уступчивость, пассивность, зависимость» [17, с.22]. По данным исследования Ким Л. [см.16] девочкам обычно прививают такие качества, как:

-воспитанность;

-чистоплотность;

-скромность;

-женственность;

-умение вести хозяйство.

А мальчикам прививают:

-смелость;

-ум;

-ответственность;

-мужественность;

-целеустремленность;

-умение постоять за себя;

-умение зарабатывать деньги.

Вполне можно заметить, что наборы прививаемых мужских и женских качеств в полной мере соответствуют стереотипам маскулинности и феминности. “Они, по существу, отражают стандартные суждения о том, каким должен быть мальчик (мужчина) или какой должна быть девочка (женщина).