Чем определяется социальная жизнь мужчин и женщин?

ПОНЯТИЯ «ПОЛ» И «ГЕНДЕР». СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ГЕНДЕРА.

Биологический пол (sex) -понимается как совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей мужчин и женщин. Хромосомные различия, где-то 7-я неделя беременности. Также есть гормональные различия (хотя они количественные). Они проявляются во вторичных признаках. Психогенетика, дифференциальная психология также занимаются этими вопросами. Еще существует психология пола как дисциплина.

Социальный пол (гендер) - понимается как социальные отношения между такими группами как мужчины и женщины. Регуляторы поведения тоже можно рассматривать как гендер. Заданные культурой модели поведения, роли, ценности тоже относятся к гендеру. Суть в том, что это не биологический, а социальный слой.

Понятие "Гендер".Было введено психологом Робертом Столлером в 1968 году. На основе своей практики изучения транссексуалов он пришел к выводу, что легче хирургическим путем изменить пол пациента, чем его половую идентичность. Предложил использовать для обозначения социальных и культурных аспектов пола понятие gender которое до этого использовалось только для обозначения грамматического рода. Гендер стал пониматься как социальный аспект пола. Далее оно было использовано как научное понятие в статье антрополога Гейлы Рубин "Обмен женщинами - заметки по поводу политической экономики пола" 1975. Гендер определялся ею как "комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности".

Пол и гендер. Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщинами и мужчинами, то понятие "гендер" затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.Э. Гидденс, 1989

Насколько социальная жизнь мужчин и женщин обусловлена биологическим полом?

Существуют два подхода, отвечающие на этот вопрос:

1. Биологический эссенциализм. натурализация социального и экономического неравенства между полами (гендер надстраивается над биологическими особенностями)

2. Социокультурный подход

Чем определяется социальная жизнь мужчин и женщин?

I.социальная жизнь определяется биологическими и физиологическими особенностями

а) социобиология. Основывается на:

-теории эволюции Дарвина (книга Происхождение видов 1859)

Эволюция видов основывается на

1. Индивидной вариативности

2. Естественном отборе

3. Выживаемости (выживают виды, прошедшие естественный отбор)

Самцы в большей степени подвергаются естественному отбору.

-теория Эдварда Вильсона, книга "Социобиология: новейший синтез" 1975

Все социальные и гуманитарные науки относятся к биологическим. Все половые различия и социальное неравенство носят врожденный характер. Основа различий в особенностях и возможностях размножения. (подсчитал, что женщина может родить не больше 20 детей, а мужчина явно побольше. Получается, что женщины более ответственны, более стабильны. Их основная задача - найти такого мужчину, который будет заботиться о потомстве.

-теория полового диморфизма В. А. Геодакяна

Процесс воспроизводства биологической системы включает две тенденции:

а) сохранение наследственности (консервативный фактор) - ответственность женщины;

б) изменчивость (необходимость возникновения новых признаков) - ответственность мужчины.

Дихотомия мужского и женского определяется интересами популяции.

Мужской пол - это передовой отряд популяции, берущий на себя функцию столкновения с новыми условиями существования. При этом формируются новые генетические тенденции, которые могут быть переданы потомству. Для того чтобы приобретать что-то новое, ценное для потомства, необходим поиск новых условий существования, освоение новых пространств.

б) "энергетические теории"

В 19 веке понятие "жизненная сила" воспринималась как одно из форм электрической энергии. "Жизненная сила" - степень сопротивляемости организма болезням и способность противостоять стрессовым ситуациям (то что теперь называют иммунной системой). Работа Эдварда Кларка "Пол в образовании" 1873. Применил закон сохранения энергии для объяснения вреда образования для женского организма. Расходование энергии на развитие личности и работу уменьшает запасы энергии, необходимые для репродуктивных функций женского организма и угрожает потомству.

в) психоаналитическая теория (З. Фрейд)

Личность женщины определяется, в конечном счете, самим фактом отличия ее анатомического стро-ения от мужчины. "Анатомия - это судьба" Особенности анатомического строения мужчин и женщин....

Комплексы женщин:

- кастрационный комплекс

- зависть к мужским гениталиям

Эти комплексы определяют варианты развития женской психики:

1. Невроз (не справляется с комплексами)

2. "Мужеподобие"

3. Развитие нормальной женственности

Если женщина выходит замуж и рожает сына, то получает то, что ей не хватает.