Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.

Долгосрочный период хар-ся тем, что фирма в состоянии изменить количество всех используемых производственных факторов. Переменный хар-р всех примененных факторов производства позволяет фирме использовать наиболее оптимальные варианты их сочетания, и это отразится на величине изменения ее средних издержек.

Эффект масштаба- реакция объема производства на изменение масштаба производства.

Основные виды эффекта масштаба:

1. Положительный - когда объем производства растет быстрее, чем изменяется масштаб производства.

2. Постоянный - пропорциональное изменение объема выпуска объему ресурсов.

3. Отрицательный - объем производства растет медленнее, чем объем используемых ресурсов.

Очень важной задачей проектирования является обоснование оптимальных размеров предприятия и его структуры, т. состава цехов и служб. Оптимальной будет такая мощность, при которой достигается максимум продукции на 1 руб. капитальных вложений при минимуме себестоимости этой продукции с учетом доставки ее потребителям.

парадокс прибыли: экономическая прибыль, привлекая фирмы, приводит в действие такой механизм перераспределения ресурсов, который, в конечном счете, сводит эту прибыль до нуля

Изокоста. Равновесие производителя. Проблема минимизации затрат и максимизации объёмов выпуска.

Изокоста- прямая линия, показывающая все сочетании ресурсов, использование которых требует одинаковых затрат. Равновесие производителя- состояние производителя в процессе замещения одного фактора производства другим, когда последний рубль, затраченный на каждый ресурс, приносит одинаковый предельный продукт.

Проблема минимизации затрат сводится к поиску такого оптимально сочетания ресурсов который бы отражал оптимальное соотношение их производительности и средств, потраченных на их найм. Правила максимизации прибыли сводится к выбору оптимального объема производства. Рост выпуска продукции приводит не только к увеличению выручки но и количества ресурсов, а следовательно, и росту затрат.