Возрастная динамика
Сензитивным периодом развития воображения Н.Н. Палагина считает второй год жизни (первые подражательные игры)
На третьем году жизни происходит становление словесных форм воображения:
Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения. Возникают предметы-заместители.
В 3 года появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.
Четвёртый год жизни знаменует обособления мира фантазии. На этом этапе отмечается усиление динамичности образов, активное соотнесение образов воображения с заданными условиями и обстоятельствами, попытки установить взаимодействие персонажей в режиссёрской игре.
Показателями развития воображения в игре являются: разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.
К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.
Появляются мечты о будущем. Они ситуативны, не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик.
Следующий этап в развитии воображении дошкольника — возраст 6-7 лет. К этому времени ребенок осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.
На этом этапе появляется целенаправленное планирование.
В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом.