Функции воображения дошкольника и этапы его развития
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную.
Основная задача познавательного воображения — это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Такая защита может осуществляться двумя путями:
1) через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок «отстраняется» от них и начинает «видеть их со стороны»;
2) дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя — чувствовать себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими.
Результаты наблюдений показали, что уже в 2,5-3 года отчетливо выделяются два типа воображения.
Познавательное воображение обнаруживается в тех случаях, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает знакомые ему действия и их возможные варианты — кормление детей, укладывание их спать, прогулка с ними и пр.
Аффективное воображение проявлялось в проигрывании своих переживаний, связанных в основном со страхами детей — милиционер или динозавр подстерегают непослушных детей, забирают и наказывают их.
Познавательное и аффективное воображение достаточно четко прослеживается в режиссерской игре ребенка.
О. М. Дьяченко и Е. М. Гаспаровой был разработан вариант режиссерской игры, позволяющий выявить особенности воображения ребенка. Детям разного возраста предлагали пять деревянных кукол (три больших и две маленьких), которые представляли собой незакрашенный цилиндр-туловище с шариком-головкой. Ребенку предлагалось придумать, кто они, и поиграть, как он хочет.
В случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Здесь уже не нужна опора на внешние действия и реальные предметы: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внутреннем плане.
Очень ярко воображению дошкольников проявляется в режиссерской игре. Даже трехлетние дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты.
Развиваясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинениях сказок и стишков.
Сначала дети опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение.
Трех-четырехлетние дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел (горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей; луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок).
Еще большие возможности для воображения открывает словесное творчество, поскольку здесь дети не ограничены какими-либо техническими приемами.
Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазии перемежается с реальностью.
Сначала дети опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение.
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребёнка развивается мышления. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют:
ситуации незавершенности;
разрешение и даже поощрение множества вопросов;
стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
конформность;
неодобрение воображения;
жесткие полоролевые стереотипы;
разделение игры и обучения;
готовность к изменению точки зрения;
преклонение перед авторитетами.
Выводы:
развитие воображения ребенка тесно связано с развитием ее творчества, со становлением личности;
для развития воображения и творчества дошкольника всего благоприятной является позиция взрослого, которая предоставляет пространство детской самостоятельности, инициативности, поощряет малейшие проявления фантазии ребенка;
развитие воображения ребенка происходит в игре и в производительных видах деятельности;
отдельными примем формирование воображения выступают поощрение разработки замысла, к планированию его воплощения, к созданию мысленных ситуаций, стимулирование воображения при чтении детской литературы; постановки творческих заданий, проблемных ситуаций игрового содержание.