Достаточно сложным в психологии является вопрос о богатстве или бедности детского воображения?

— Ребенок может вообразить меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

— Воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого.

— Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности.

«Воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя» - Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн

Таким образом, воображение в жизни ребёнка играет большую роль и имеет свои особенности: приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализация.

Воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование, ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов.

ž Главным средством воображения, как и мышления, является речь. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его (Л.С. Выготский).

!!! Особенности воображения дошкольника

Дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный мир не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых.

Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника.

— Фантазии детей младшего дошкольного возраста по большей части непроизвольны. Они не могут сочинить или придумать что-то по заданию или по просьбе взрослого.

— Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

— Дети всерьез боятся выдуманной Бабы-Яги и ждут (а иногда и видят) добрую фею.

— Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.