Возрастные особенности внимания детей. Развитие свойств внимания у детей.

 

Литература

Венгер, Л., Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте /Дошкольное воспитание. - 1974. -№12. - С. 24-30. Волкова Н. Внимание детей во время занятий /Дошкольное воспитание. - 1971. - №12. - С. 6-9.

Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с. 203-205.

Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте//Хрестоматия по вниманию/Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219.

Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе /Психологический журнал. - 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65.

Зверева, Г. И. О воспитании внимания /Дошкольное воспитание. - 1960. - №12. - С. 46.

Набатникова, Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания /Дошкольное воспитание. - 1970. -№7. - С. 36-38.

Рутман, Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе//Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 161-167.

 

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

} Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым - изменения в организме, например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.

По наличию цели выделяют:

} непроизвольное,

} произвольное,

} послепроизвольное внимание.

} Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека.

} Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание.

} Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.