O Отечественные психологи подчеркивают социальную природу сенсорных процессов человека, особую роль.

O Сенсорные процессы носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочно-исследовательскими действиями. Это не простое «фотографирование», а активный процесс, в котором, особенно на ранних ступенях, важную роль играют движения глаз, руки, обследующие предмет, делающие как бы снятие слепка, копии, моделирование объекта. Характер же этих действий, как показали исследования А. В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко и др., не остается постоянным на протяжении детского возраста.

O Вот, например, какие изменения происходят при зрительном восприятии фигуры.

O В 3-4 года движения глаз немногочисленны, фиксации продолжительные, взгляд скользит посередине поверхности фигуры. Прослеживания контура еще нет.

O В возрасте 4-5 лет также основные движения глаз по середине фигуры, однако, число их вдвое больше, продолжительность фиксации уменьшается. Дети ориентируются на размер и площадь фигуры. Появляются фиксации наиболее характерных признаков фигуры.

O В 5-6 лет появляются движения глаз по контуру предмета, но обследуются не все части контура.

O В 6-7 лет значительно снижается продолжительность фиксации, движения глаз моделируют фигуру. На этом этапе характер движений взора ребенка в значительной степени напоминает движение глаз взрослого.

O Подобные изменения ориентировочных действий происходят и в других видах восприятия.

Развитие восприятия как процесс развития и формирования перцептивных действий охватывает следующие этапы:

O 1) формирование у ребенка материальных, практических действий с предметами, развитие их в процессе игры-манипуляции с ними. Ведущую функцию в контакте с предметным миром на этом этапе выполняют руки, благодаря как кем маленький ребенок получает информацию об основных пространственные характеристики предмета: форму, объем и т.д. Благодаря этому у малыша создаются представления о предметах материального мира.

O 2) Ребенок начинает адекватно воспринимать предметы реального мира при отсутствии непосредственного контакта с ними, что является следствием работы ее рецепторных аппаратов (обследование предмета глазами).

o 3) Перцептивное действие скрыто, свернуто. Однако восприятие продолжает оставаться активным процессом, который происходит только во внутреннем плане, т.е. становится элементом и задачей психической деятельности младенцев.