Предпосылки учебной деятельности. Особенности обучения шестилеток.
Существуют различные взгляды на проблему обучения детей:
} Не существует принципиальных отличий между характером учения в дошкольные и школьные годы (О. Кро).
} Ребенок-дошкольник еще не обладает «сознательной волей к учению».Учение является лишь продуктом другой деятельности, «бессознательным отбором» впечатлений, которые в избытке предоставляет ему окружающая среда (В.Штерн).
} Обучение может только ускорить или замедлить процесс умственного созревания, но существенно не влияет на него (Ж.Пиаже).
} Л. С. Выготский рассматривал психологические особенности детского учения в тесной связи с анализом содержания педагогических воздействий («Зона ближайшего развития» - расстояние между актульным и возможным развитием – то, что ребенок может сделать с помощью взрослого).
Важнейшим моментом, определяющим характер детского учения, Л.С. Выготский считает отношение ребенка к требованиям взрослого. Эти требования ученый называет условно программой того, кто обучает ребенка.
} Программа детского обучения, по Л. С. Выготскому , должна:
} приближать ребенка к обучению по школьной программе, т.е. расширять его кругозор, готовность к предметному обучению, и
} быть программой самого ребенка, т. е. отвечать его интересам и потребностям.
} Учебную деятельность отличает два аспекта:
} во-первых, ученик сам стремится к тому, чтобы в ходе учебы он изменялся, рос, и,
} во-вторых, направление этих изменений не любое, а совпадающее с целью учебной деятельности (развитие личности в ходе учебного процесса).
} В структуру учебной деятельности входят (Д.Б. Эльконин):
} Учебная задача – это то, что ученик должен освоить.
} Учебное действие – это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
} Действие контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.
} Действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет.
Каковы главные мотивы учебной деятельности шестилетних?
} Познавательные мотивы шестилетних еще крайне неустойчивы, ситуативны. Они нуждаются в постоянном, но косвенном, ненавязчивом подкреплении.
Уровни, характеризующие различную степень развития учебной деятельности (А.П.Усова)
} I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.
} II уровень – более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.
} III уровень – начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.
} Условия развития учебной деятельности в детском возрасте