В первый год жизни ребенка, в младенчестве (от 1 месяца до 1года), базовой потребностью возраста выступает потребность в безопасности и защищённости.

Э. Эриксон:

«Я полагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять... Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства “все хорошо”: для появления чувства тождества; для становления того, кем он станет, согласно надеждам других».

Этого же мнения придерживался английский психолог и психиатр Д. Боулби, автор так называемой «теории привязанности». Он считал, что близкая эмоциональная связь, устанавливаемая между ребенком и матерью с первых дней его жизни, формирует у младенца чувство защищенности и безопасности.

Таким образом В этом возрасте формируется чувство привязанности. Выделяют 3 фазы формирования детской привязанности:

· малыш ищет близости с любым человеком

· учится отличать знакомых людей от незнакомых

· привязанность к тем людям, которые особо значимы для ребёнка.

!!! Психические новообразования

Основное новообразование инстинктивная психическая жизнь (по Л.С. Выготскому), которая характеризуется двумя особенностями:

а) неспособностью выделения не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей на основе его инстинктивных потребности;

Б) «несуществованием» для ребенка объекта переживания, т.е. переживаются состояния, а не объективные содержания.

Автономная речь – одно из новообразований младенческого возраста, появляющееся к концу младенчества и характеризующееся эмоциональностью, ситуативностью, своей, «детской», логикой, кото­рую могут понять только близкие люди. (Л.С. Выготский назвал речь младенца автономной, так как она сильно отличается от речи взрослого человека, хотя по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова).

Речь ситуативна, автономна, эмоционально окрашена, понятна только близким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Такая речь называется «языком нянь». Тем не менее данная речь – это новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя и между взрослым.

 

Достижения 1 года

Социальное общение, ощущение психологического комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление.

Появляются побуждения и мотивы, которые начинают направлять деятельность ребенка (личностные и деловые). Они способствуют становлению его личности и развитию независимости от окружающих.

· «ребенок пошел» – освоение ходьбы, с одной стороны, расширяет жизненное пространство ребенка, а с другой – порождает ощущение самостоятельностинно недостаточно хорошо овладел этим способом движения;

· «ребенок заговорил» – ребенок с интересом узнает, что каждый объект имеет свое название и, более того, благодаря словам взрослым можно прямо указать на свои притязания.

· «ребенок ощутил свое “Я”» – первые достижения ребенка (самостоятельная ходьба, манипулирование с предметами и т. д.) формируют у него первые ощуще­ния «Я» и усиливают потребность в расширении «зоны самостоятельности».

· Перцептивное развитие (центральный познавательный процесс этого возраста – восприятие).

· Предметная деятельность (ребенок с помощью взрослого в процессе делового сотрудничества начинает осваивать мир предметов).