Политический менеджмент как теория и практика рационального управления.

В настоящее время понятие “политический менеджмент” активно исполь зуется в политической науке. Это понятие весьма близко понятию политиче ского управления, но не идентично ему.Появление понятия “политический менеджмент” можно объяснить определенной близостью управленческих и по литических технологий, их единой направленностью на человека и его инте ресы. Само понятие менеджмента очень широкое, потому допускается его ис пользование в различных сферах человеческой жизнедеятельности.
До середины ХХ века политиче ский менеджмент существовал лишь как практика политического управления. Чтобы политический менеджмент превратился в науку, способную снабжать заинтересованных людей знаниями о формировании электоральных предпочтений, создания благоприятной информационной сферы для политиче ской организации и т. д., должны были произойти серьезные изменения в сис теме научного социального знания.
Развитие социологии, психологии, политологии, наук об управлении соз дало предпосылки для перехода к тому, что политический менеджмент может стать объектом научного знания, развитие которого должно помогать в дости жении различных политических целей.
В ХХ веке в жизни многих обществ происходили серьезные изменения. Процессы демократизации, ограничение действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод лич ности, изменение ценностных ориентаций населения, выход на политическую арену партий, общественно-политических движений, объединений потребо вали внесения серьезных коррективов в способы достижения политических це лей. В такой ситуации не могло не произойти возрастание интереса различных политических сил к особому виду управленческих отношений – к политиче скому менеджменту.
По мнению Г. В. Пушкаревой, политический ме неджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достиже нию определенной цели, лишен возможности создавать обще обязательные нормы и опираться на право “легитимного на силия”, то есть либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.
Политический менеджмент позволяет управляющему субъ екту решать следующие задачи:
1.Укрепление авторитета государственного или политичес кого деятеля.
2.Создание привлекательного образа государственного уч реждения, поли тической партии, общественной организации или группы давления.
3.Расширение числа сторонников той или иной политичес кой программы, управленческого проекта.
4.Формирование электоральных предпочтений населения.
5.Организация политических союзов, блоков.
6.Влияние на политических оппонентов, а также на про тивников в полити ческих конфликтах.
7.Оказание воздействия на лиц, принимающих государ ственные решения.
8.Мобилизация масс для политической поддержки.
Перечисленные политические задачи невозможно решать традиционными методами управления – путем принятия обязательных к исполнению решений, путем создания норм, правил или законов, путем принуждения людей к выпол нению принятых управляющими решений. Разве можно издать указ, обязы вающий граждан уважать и любить своего президента?
Особенностью политического менеджмента является то, что в его рамках субъект управления, стремясь к достижению поставленных целей, не исполь зует право легитимного насилия и статусные ресурсы политической власти. Политический менеджмент использует специфические приемы и методы как особый вид управленческих отношений.

Вопрос №29 Политические конфликты и способы их разрешения

В политологии политический конфликт –это борьба политических субъектов за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов, т. е. за все то, что составляет власть и политическое господство.

Государственная власть, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы (в том числе герб и гимн страны) – все это может быть объектом и предметом политических конфликтов.

Применительно к политическим конфликтам обычно выделяют три основные причины, порождающие противоборство в политике. (4). Это:

1. Несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов. Противоречия на этой основе чаще всего обусловливают конфликты интересов между ветвями государственной власти (к примеру, в октябре 1993 года и сегодня в России), правящей элитой и контрэлитой, политическим партиями, группами давления и т. д. Внешне проявления таких конфликтов нейтрализуются легко, но источники их остаются надолго.

2. Расхождения людей, их институтов в базовых ценностях и политических идеалах, в оценке событий, в представлениях. Конфликты на этой почве проявляются как столкновения различных (подчас противоположных) мнений о путях реформирования общества, политической системы. Найти компромиссное решение здесь трудно, особенно в случае противоположных мнений (например, мнение западников и почвенников, ценности коммунистических и либеральных партий в России).

Побуждает к конфликту и неудовлетворенность (полная или частичная) ориентации людей на ряд ценностей, которые не могут быть предметом торга или дележа. Это - базовые потребности человека (П. Сорокин), внутренне самораскрытие (О. Надлер), безопасность, общественное признание (Р. Инглхарт). На этой основе возникают конфликты населения с властью.

3. Идентификация людей, осознание ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и другим объединениям, а не к определенному обществу, находящемуся в состоянии нестабильности, преобразования. На этой почве возникают конфликты этносов, рас, религиозных течений и т. д.

В целом же политические конфликты детерминированы системой экономических, социальных, политических и психологических факторов, поэтому они имеют не просто объектно-субъектную природу, но и являются более сложными, многомерными, способными приобретать более острые формы выражения, тем более что властвующая сторона обладает монополией на применение насилия.

С учетом типа конфликта, динамики его вызревания и развития урегулирование конфликтов включает три направления:

1. Предупреждение открытых форм проявления конфликта, сопровождающихся насилием, путем своевременного обнаружения болевой точки (противоречия) и открытого обсуждения возникшей проблемы с непременным ее разрешением.

2. Разрешение уже возникшего конфликта. Такая стратегия ориентирована не только на разрешение противоречия, породившего конфликт, но и на изменение субъективного образа ситуации, сложившегося у обеих сторон. В этом направлении организуются встречи лидеров, конфликтующих сторон, детально анализируются интересы противников (метод имитационных игр), согласовываются позиции (метод единого текста) и т. д. Главная задача - добиться кардинального изменения восприятия взаимодействующими сторонами друг друга и ситуации в целом (вместо врага - партнер, вместо противоборства - сотрудничество), что выступает реальным критерием полного разрешения конфликта.

3. Улаживание конфликта, достигшего либо высокой, острой фазы развития, либо практически не разрешимого. Главным становится снижение

уровня враждебности сторон, рационализация конфликта, т. е. перевод его в русло совместного поиска решения проблемы (редукция). Методы: прекращение военных действий (возможно с помощью третьей силы), определение зоны общих интересов, непересекающихся интересов, организация переговоров.

Политики и аналитики выявили ряд условий, обеспечивающих успешность урегулирования конфликта.

1. Детальный анализ каждого конфликта как уникального явления, что означает признание его существования, определение характера и фазы развития.

2. Взаимная заинтересованность в его разрешении всех субъектов, участников, третьих сторон на основе взаимного признания интересов каждой стороны (равенство сторон). Последнее удастся тем легче, чем быстрее обнаруживается зона общих интересов, которая объединяет стороны.

3. Совместный поиск путей преодоления конфликта (прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны).

 

Вопрос№30

Политическое прогнозирование это - процесс разработки научно обоснованного суждения о возможных состояниях политической реальности в будущем, альтернативных путях политического развития и сроках достижения политически значимых целей, а также определение конкретных рекомендаций для достижения этих целей.

Политическое прогнозирование имеет свои свойства:

1. формулировка цели носит сравнительно общий и абстрактный характер и допускает большую степень вероятности.

2. политическое прогнозирование не обладает директивным характером. Политический прогноз даст информацию для обоснования решения и выбора вариантов и методов планирования.

3. политическое прогнозирование используют специфические методы, зачастую комплексно объединяя и экономические и социальные методы.

Онтологическийаспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину, влияющие на него факторы.

В логическомаспекте прогноз исследуется как общенаучное понятие, сформулированное для выяснения объективного содержания процессов и результатов прогнозирования.

Гносеологическийаспект имеет своей задачей выяснить, как будущее отображается в человеческом сознании, каковы формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз с гносеологической стороны является отражением закономерностей и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.

Соответственно проблема научного предвидения охватывает теоретико-познавательный аспект, связанный с исследованием прогнозов как функции, определенной законами диалектики, частными экономическими и социальными законами и теоретическими обоснованиями других наук; и практический аспект, выражающийся, в частности, в непосредственной связи прогнозирования с планированием и управлением.

Виды и классификация политических прогнозов. Самыми распространенными являются два типа прогнозов:

Поисковый прогноз— определение возможных состояний объекта (явления) в будущем. Имеется в виду условное продолжение существующих тенденций развития изучаемого явления. При этом происходит абстрагирование от возможных решений, которые способны радикально изменить наблюдаемые тенденции. Такой прогноз дает ответ на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций? Его задача – выяснить, как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденции.

Поисковые прогнозы, как правило, не связаны с принятием политических решений. Они, в первую очередь, выполняют функцию поиска проблемных узлов. Поисковые политические прогнозы часто публикуются в политологических журналах и периодической печати. Выявляя: основные тенденции в современном политическом процессе, авторы прогнозов стремятся продолжить их в будущее, конструируя тем самым новые состояния политической системы;

Иногда такие прогнозы имеют сценарный характер в этом случае выделяется несколько доминирующих тенденций и показывается по очереди, как будут развиваться события, в случае если каждая из них в прогнозном периоде будет превалировать.

Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, целей. Такой прогноз должен отвечать на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Если поисковый прогноз строится на определенной шкале (поле, спектре) возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления, то при нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Нормативное прогнозирование является предпосылкой управления, помогает выработать рекомендации по повышению уровня объективности и, следовательно, эффективности решений.

Поисковое прогнозирование может быть двух видов:

- традиционным (экстраполятивным), предполагает, что развитие объекта происходит и будет происходить гладко и непрерывно, т.е. будут сохранены все выявленные в прошлом тенденции развития. Прогноз будет простой проекцией (экстраполяций) прошлого в будущее.

- новаторский подход – развитие объекта не протекает однородно, а носит изменчивый характер, поэтому необходимо разработать альтернативные варианты развития.

По критерию воздействия прогнозов на объект прогнозирования выделяют самосбывающиеся и самоопровергающиеся прогнозы.

По периоду упреждения-промежутку времени, на который рассчитан прогноз, различают:

- оперативные прогнозы - как правило, рассчитанные на перспективу, на протяжении которой не ожидается сколько-нибудь существенных изменений объекта исследования - ни качественных, ни количественных, оперативные прогнозы содержат лишь детально-количественные оценки (до 1 года);

- краткосрочные прогнозы - рассчитаны на перспективу только количественных изменений, т. е. содержат общие количественные оценки (1-3 года);

- среднесрочные прогнозы - охватывают перспективу между кратко- и долгосрочными прогнозами, в них количественные оценки изменений пока еще преобладают над качественными (5-7 лет);

- долгосрочные прогнозы - рассчитаны на перспективу не только количественных, но и преимущественно качественных изменение, т. е. здесь преобладают качественно-количественные оценки (10-20 лет);

- далънесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы - охватывают перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах развития объекта (более 20 лет).

31. Особенности мирового политического процесса. Сотрудничество и соперничество на международной арене.

1.Мировой политический процесс— это все многообразие действий, предпринимаемых государствами на международной арене, совокупность отношений и взаимодействий, складывающихся между ними. Мировой политический процесс — это динамическая характеристика системы международных отношений, позволяющая увидеть, какие происходят изменения в геополитическом пространстве в конкретное историческое время.

2.В пример сотрудничества и соперничества можно привести Россию и США.
Во время Второй мировой войны СССР и США стали союзниками по Антигитлеровской коалиции. Однако, почти сразу после войны США и СССР, как две сверхдержавы, вступили в ожесточённое стратегическое соперничество за влияние в мире (так называемая «холодная война»), определявшее развитие мировых процессов в течение полувека.

В настоящее время отношения между РФ и США развиваются в таких областях как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, космические исследования.

Вместе с тем, градус напряжения российско-американских отношений часто повышается на фоне конфликтных событий на Ближнем Востоке и в признании двумя государствами непризнанных стран (Республика Косово, Абхазия, Южная Осетия). Новый этап напряжения между странами начался из-за Крымского кризиса.
Сотрудничество, как правило, образовывается для получения выгоды одной из сторон.
Соперничество же из-за идеологических или любых других разногласий.

 

32. Взаимосвязь и единство внутренней и внешней политики России.

В международных отношениях четко выделяются экономические, социальные, политические и духовно-культурные аспекты. Международные отношения, как и внешняя политика, являются прямым продолжением внутренней политики. Внутренняя и внешняя политика тесно связаны с экономическим укладом, общественным и государственным строем общества. Главные цели – это обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов какого-либо государства, национальной безопасности; предотвращение новой войны. В результате внешняя и внутренняя политика решают одну и ту же задачу по обеспечению и упрочнению существующей в данной стране системы общественных отношений.

Билет 33. Природно-географические и демографические факторы в политике.

Геополитикой называют (1) теории, (2) направления исследований, а также (3) направление политической деятельности, где признается и обосновывается значение воздействия территориально-пространственных и природно-географических особенностей местоположения тех или иных государств или межгосударственных региональных блоков на различного рода (локальные, региональные континентальные и глобальные) международные процессы и отношения. При этом в качестве значимых рассматриваются: отсутствие или наличие речных путей, выходов к морским и сухопутным торговым путям; островное или континентальное положение, наличие лесных массивов, гор, болот, озер, пустынь; протяженность территорий и границ, климат, состав почвы, этнический и демографический состав населения, солнечная активность; продолжительность периода, благоприятного для выращивания основных пищевых культур и многие другие факторы. Некоторые идеи, разработанные в рамках геополитических исследований, легли в основу выработки ряда агрессивных военно-политических доктрин (например, в фашистской Германии), направленных на «теоретическое» и идеологическое обоснование необходимости захвата «жизненного пространства» при помощи военных действий. Таким образом, война рассматривается как следствие исторически и стихийно сложившегося неравномерного распределения природных ресурсов или неравных условий территориального расселения народов.

Не отрицая значимость природно-географического фактора в формировании внешней и внутренней политики государств в современных условиях (истощение природных запасов; обострение демографических, экологических, сырьевых, военно-стратегических, транспортно-экономических и иных проблем), следует отметить, что все рассмотренные выше факторы комплексно воздействуют на формирование международной, внешней и внутренней политики государств и агрессивные военно-силовые методы решения проблем не могут иметь теоретического оправдания.