Предприятие торговли как хозяйствующий субъект в рыночной экономике

Диалектический метод познания предполагает выделение в объекте исследования – сфере обращения – первичного элемента. Его изучение позволяет, применяя метод научной абстракции, осмыслить логику развития всего объекта как составной части экономической системы. Таким первичным элементом можно считать торговое предприятие.

Торговое предприятие – основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее свои собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

В ст. 48 ГК РФ дано другое определение самостоятельно хозяйствующего субъекта.

Во-первых, под юридическим лицом «признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Во-вторых, согласно ст. 50 ГК РФ «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)».

Таким образом, юридически мы должны определять основное звено торговой отрасли как организацию, но не как предприятие.

Государственный стандарт определяет торговое предприятие как имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. К имущественному комплексу относят земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.

Субъект торговли – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.

Различают предприятие розничной торговли и предприятие оптовой торговли.

Предприятие розничной торговли – торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного и домашнего пользования.

Предприятие оптовой торговли – торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.

В сфере обращения нередко пользуются термином «торговая фирма». Под фирмой имеется в виду объединение нескольких предприятий, представляющее юридически самостоятельный субъект предпринимательской деятельности.

Современное пониманиепредпринимателякак человека, «который затрачивает на это (создание чего-то нового, что обладает стоимостью) все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» (Р. Хизрич, М. Питерс), прошло через длинный ряд исследований, раскрывающих и уточняющих отдельные функции и роль предпринимателя в процессе общественного воспроизводства (Р.Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сэй, К.Маркс, Дж. Кларк, Й. Шумпетер, А. Хайек, М. Мескон и др.).

Автор книги «Курс предпринимателя» А. Хоскинг относит к предпринимателям лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением являются полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

К наиболее характерным чертам предпринимателя следует отнести:

· инициативу соединения ресурсов земли, капиталов и труда в единый процесс производства товара или услуги;

· принятие на себя основных, но в первую очередь не рутинных решений в процессе ведения бизнеса;

· имманентную нацеленность на создание новых товаров, освоение новых технологий, внедрение новых форм организаций бизнеса;

· стремление к риску как неотъемлемому элементу мироощущения.

С понятием «предприниматель» тесно связаны суть и содержание предпринимательской деятельности.

Под предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (Гражданский кодекс РФ. Часть первая, ст. 2 (в редакции от 21 марта 2002 г.)).

Предпринимательская деятельность часто обозначается англо-язычным термином «бизнес», который, по сути, является синонимом, но не всегда предполагает «пионерский», новаторский характер, присущий предпринимательству.

С позиций общесистемного подхода принципиальной особенностью предприятия торговли как открытой системы является присутствие человека в качестве активного элемента системы. Это обстоятельство обусловило наличие у рассматриваемой системы особых свойств:

· непостоянства отдельных параметров и вероятностного характера ее поведения;

· уникальности и неопределенности поведения системы в конкретных условиях при одновременном наличии у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами и структурными связями;

· способности к самоорганизации, включающей возможность:

· изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты поведения;

· противостоять разрушающим систему тенденциям и генерировать тенденции, обеспечивающие развитие;

· адаптироваться к изменяющимся условиям рыночной среды;

· формировать цели внутри системы.

Приведенные свойства торгового предприятия как системы, в основе менеджмента которой лежат принципы предпринимательства и самоорганизации, присущие рыночной модели функционирования экономики, позволяют либо достичь конечного результата (например, экономического развития), либо пройти через процесс самопроизвольный, но, как правило, объективной самоликвидации (например, банкротство).

Названные свойства находят выражение в процессе хозяйственной деятельности торгового предприятия. С одной стороны, предприятию необходимы квалифицированные кадры, товары, технические ресурсы, технологии торгового процесса, кредитные линии, информация о состоянии рынка и спросе покупателей и многое другое.

С другой стороны, предприятию торговли необходимо выйти на рынки сбыта, где в острой конкурентной борьбе осуществляется реализация потребителям товаров и услуг.

Экономическое содержание торговой деятельности отражено в функциях торговли, поскольку обусловлено функциями торговли как экономической категории. Основная функция – продажа (реализация) товаров потребителям сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную (Д – Т - Д').

Для реализации основной функции торговое предприятие выполняет большое количество сопутствующих функций: изучает спрос потребителей, заключает договоры на поставку товаров, организует доставку товаров из мест их производства в места потребления, обеспечивает хранение товаров, формирует товарный ассортимент и др.

Организационно-правовые формы предприятий: