В бездне небесной и бездне морской

Всё те же светила. [122]

 

Происходит почти слияние моря и неба, почти смешение в сомкнутости их горизонтов, достигаемое лишь как особое переживание в мистерии подъёма над землёй: небо и море — равноудалены и, потому, слиты.

Со звёздным символизмом связана у Хомякова и одухотворённость человеческой экзистенции, выражающаяся в самой способности к просветляющему мышлению; например, в стихотворении «Остров»:

 

Мысли ясной благодать. [107]

 

в поэтическом послании «В альбом сестре»:

Светлыми полна мечтами,

Паришь ты мыслью над звездами... [69]

 

в лирико-философском обращении «К И.В. Киреевскому»:

 

Ты сказал нам: «За волною

Ваших мысленных морей

Есть земля; над той землёю

Блещет дивной красотою

Новой мысли эмпирей» [126]

 

в поэтическом тексте «Звёзды»:

 

Узришь — звёзды мысли водят

Тайный хор свой вкруг земли.

............................................

Звёзды мысли, тьмы за тьмами,

Всходят, всходят без числа, -

И зажжётся их огнями

Сердца дремлющая мгла. [138 – 139]

 

Строки хомяковского стихотворения «Видение»:

 

…хоры звёзд как празднество ночное

Свои пути свершают над землёй… [117]

 

предвосхищаютзвёздную мистерию позднего М.Ю. Лермонтова. Однако, лермонтовский космос, где «звезда с звездою говорит», божественно-антиантропологичен: человек – завистливый соглядатай небесных светил, отъединён от мироздания, обречён на земную тюрьму; и хотя этот поэтический гностицизм – далеко не типичная ситуация лирического героя русской астропоэтики ХIХ столетия, разрешение данной ситуации у Ф.И. Тютчева и А.А. Фета идёт на путях ’антропологического минимализма – космологического максимализма’, задолго предвосхищающих рецепцию Вселенной поэтическим сознанием ХХ века.

Если у Я.П. Полонского в одноименном хомяковскому стихотворении «Звезды» реализуется указанный выше параллелизм, связанный с метафизической символикой ’звездомыслия’:

 

Посреди светил ночных

…………………………….

Небеса полярные,

Новые созиждутся

Звезды светозарные.

Так и вы, туманные

Мысли…

………………………

Загоритесь некогда

Яркими светилами. /156/,

 

то у А.П. Майкова в поэтическом тексте «Допотопная кость», где геологические процессы рассматриваются на более глобальном фоне, мысли открывается некое посткосмическое состояние безжизненной Вселенной:

 

Оледенелою звездой

Или потухнувшим волканом