Воззвание
Манифест гуманной педагогики
Преамбула
25 лет тому назад группа учителей новаторов провозгласила манифест«Педагогика сотрудничества» (Переделкино, 1986 год). В последующие годы были опубликованы отчёты встреч учителей новаторов, в которых рассматривались разные аспекты педагогики сотрудничества: «Демократизация личности» (Цинандали, Телавский район, Грузия, 1987 год), «Методика обновления» (Москва, 1988 год), «Войдем в новую школу» (Краснодарский край, 1988 год).
Идеи педагогики сотрудничества воодушевлённо восприняли сотни тысяч учителей, творческий труд которых обновил образовательную практику и продвинул научное сознание – принцип сотрудничества стал достоянием педагогической теории.
Мы отдаем должное светлой памяти главного редактора «Учительской газеты» В.Ф.Матвеева, выдающегося педагога-мыслителя С.Л.Соловейчика, которые были вдохновителями этих встреч.
С тех пор жизнь резко преобразилась: изменения, происшедшие в мире за последние десятилетия, вызывают глубокую тревогу и озабоченность за судьбу детей и образования, за судьбу движения человечества по пути восхождения, за сохранение жизни на планете Земля.
Возникает необходимость принятия классических педагогических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Только через изменение педагогического сознания на основе этих понятий можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе. Надежду на возможность обновления педагогического сознания вселяет, с одной стороны, возрастающая тревожность в обществе за судьбу образования; с другой – развивающийся творческий потенциал педагогического сообщества.
Эти причины и мотивы побуждают нас, – приверженцевгуманной педагогики, –
руководителей организаций гуманной педагогики разного уровня,
людей разных национальностей и вероисповеданий,
представителей разных стран,
учителей, воспитателей, родителей, общественных деятелей,
представителей науки, –
провозгласить «Манифест гуманной педагогики».
С этой целью по приглашению президента Международного Центра гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили мы собрались в его усадьбе в Бушети (Телавский район, Грузия).
17 июля 2011 года есть день провозглашения нами
«Манифеста гуманной педагогики».
Воззвание
Мы, – соавторы «Манифеста гуманной педагогики»,–
обращаемся к мировому сообществу людей, озабоченных современным состоянием воспитания и образования подрастающего поколения,
обращаемся к каждому учителю, воспитателю, педагогу, руководителю и работнику образования,
к каждому родителю,
к каждому студенту педагогических и непедагогических вузов и колледжей,
к каждому школьнику,
ко всем людям, кому не безразлично будущее нашей планеты.
Предлагаем «Манифест гуманной педагогики», идеи которого служат целям духовно-нравственного становления подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к Ребёнку.
Призываем вас к единению вокруг «Манифеста» и сотрудничеству в оздоровлении и обновлении образовательного мира, чтобы каждый Ребёнок:
– воспитывался Человеком Благородным и Великодушным,
– развивался духовно и нравственно,
– овладевал знаниями, расширяющими его сознание и влекущими к творчеству и созиданию блага,
– учился выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю,
– любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества.
Для обновления мира образования на основе идей гуманной педагогики нам придется учитывать и преодолевать препятствия, возникающие как во внешнем, так и в нашем внутреннем мире.