В эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заданные условия, отвечающие целям исследования.
В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных, обстоятельств и представляется в «чистом виде». При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются.
Всякий научный эксперимент направляется гипотезой.
Основные особенности эксперимента:
а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;
б) воспроизводимость по желанию исследователя;
в) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;
г) возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем изоляции его от усложняющих его ход обстоятельств или путем изменения условий эксперимента;
д) возможность контроля и проверки результатов.
Основные стадии осуществления эксперимента: планирование и построение, контроль, интерпретация результатов.
Эксперимент имеет две функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций.
По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и т.п. эксперименты.
Один из простых типов научного эксперимента – качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой явления. Более сложен количественный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления.
Мысленный эксперимент – это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.
Все шире развиваются социальные эксперименты, которые способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом.
4. Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов.
Сравнить – это сопоставить одно с другим, с целью выявить их соотношение. Простейший тип отношений, выявляемых путем сравнения, - это отношения тождества и различия.
Сравнение имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов. Предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по-другому.
Сравнение – это основа приема аналогии. Это тот метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в явлениях. Этот метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого явления, происшедшие изменения, определить тенденции развития.